05.09.2022
· Покажите
ребенка логопеду, также может понадобиться помощь и других специалистов,
например, невропатолога, психиатра.
· Отслеживайте
выполнение ребенком домашнего задания, делайте это дозировано, ежедневно
закрепляя материал, занятия должны быть не длительными и проходить в игровой
форме.
· На
стадии автоматизации и дифференциации поставленного звука в повседневную речь
тщательно следите за произношением ребенка, поправляйте, просите повторить
слово с искаженным звуком верно.
· Обращайте
внимание, насколько ясно и четко ребенок излагает свои мысли, при
необходимости, корректно поправляйте, уточняйте основные моменты.
· Родителям
при общении с ребенком следует контролировать и собственную речь, она должна быть
правильной, внятной и выразительной.
· Старайтесь
дать ответы на все вопросы ребенка, даже если ответы кажутся Вам очевидными.
· Своим
интересом, участием и одобрением, вырабатывайте у ребенка положительный настрой
к занятиям, подчеркивайте их важность.
· Акцентируйте
внимание на успехе ребенка, чаще хвалите, подбадривайте, тем самым стимулируя к
дальнейшему развитию.
· Соблюдайте
режим дня, ограничьте доступ к гаджетам, не допускайте перевозбуждения нервной
системы ребенка.
· Запаситесь
терпением, не ждите быстрых результатов, работа над устной речью – это зачастую
длительный и кропотливый труд.
ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!
05.09.2022
Правильная речь является важнейшим
условием для успешного обучения ребенка в школе. Школьники с нарушением речи –
это серьезная причина для беспокойства. В более взрослом возрасте такие дети
могут стыдиться своего речевого несовершенства, бояться разговаривать на
публике, становятся нервными, необщительными, что приводит к формированию
чувства неполноценности.
Для
правильного формирования устной речи, у ребенка должны быть достаточно
развиты психические процессы, такие как внимание, мышление, память, а также пространственное
восприятие и моторная организация. Поэтому важно, начиная с дошкольного
возраста, разнообразить досуг ребенка играми на развитие вышеперечисленных
процессов.
Чем более развита у ребенка устная
речь, тем легче будет ему овладеть
навыками чтения и письма. Несовершенство устной речи у учащихся начальных
классов может привести к нарушению формирования навыков письма и чтения
(дисграфии и дислексии соответственно).
Правильная, красивая речь – залог будущего успеха Вашего ребенка.
27.09.2022
Чтобы ребенку научиться произносить
сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими. Важно быстро находить
и удерживать необходимое положение органов артикуляционного аппарата, без труда
совершать переходы от одного движения к другому. Научиться этому способствует
выполнение артикуляционной гимнастики!
Артикуляционная
гимнастика –
упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней
челюсти), необходимые для выработки правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. В
некоторых случаях, благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой
и упражнениям по развитию фонематического слуха, дети могут научиться говорить
чисто и правильно даже без помощи специалиста.
2. Дети
со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои
речевые дефекты, подготовив мышцы артикуляционного аппарата к дальнейшей работе
с помощью артикуляционной гимнастики.
3. Детям
с правильным звукопроизношением артикуляционная гимнастика поможет улучшить
дикцию.
Важно понимать, что четкое произношение звуков является основой для
успешного овладения навыками письменной речи.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
1. Сначала упражнения нужно повторять
медленно, перед зеркалом. Важно добиться правильного и четкого выполнения
каждого упражнения.
2. Заниматься нужно каждый день по 5-7
минут, лучше 2 раза в день.
3. Артикуляционную гимнастику выполняют
сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки
и ноги находятся в спокойном положении.
4. Занятия должны проходить в игровой
форме и при хорошем настроении.
Основные артикуляционные упражнения в прикрепленном файле.
04.03.2024
Общеизвестно, что правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Нарушение речи у школьников может привести к нарушению формирования таких важнейших навыков, как письмо и чтение. Все это в дальнейшем окажет отрицательное влияние на школьную успеваемость.
Давайте разберемся, что же является фундаментом для полноценного развития речи и дальнейшего успешного обучения детей. Известный советский психолог Лев Семёнович Выготский говорил, что «речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребенка». Поэтому нарушение таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление может непосредственно повлиять на развитие речи или усугубить ту или иную речевую патологию.
Исследования показали, что на первых этапах развития ребенка сложные психические процессы формируются на базе более элементарных функций: внимание, восприятие различной модальности, память и мышление. Все это создает первичную базу для формирования речи. Позже речь начинает оказывать влияние на развитие процессов восприятия, а восприятие играет чрезвычайно важную роль в развитии памяти и мышления. В силу такой закономерности речь у некоторых детей оказывается нарушенной вторично. Тяжесть ее нарушения находится в прямой зависимости от состояния более простых психических функций.
Современные исследования психологов, логопедов (А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Т.В.Чирковой, З.А.Репиной и др.) показывают, что затруднения в овладении письменной речью и ее нарушения – это результат недоразвития или распада устной речи. А известный ученый, доктор психологических наук Т.В.Ахутина указывает на прямую взаимосвязь между развитием письменной речи и уровнем сформированности психических процессов.
Следовательно, необходимо уделять должное внимание не только развитию устной и письменной речи учащихся начальных классов, но и их психическим особенностям. Родителям необходимо включать в семейный досуг совместные игры на развитие психических процессов детей.
Рассмотрим направления и приемы развития психологической базы речи.
МОТОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
Развитие общей моторики (двигательной памяти и внимания, а также переключения и координации движений).
1. Задание на развитие двигательной памяти «Сделай так же!». Взрослый предъявляет картинку (или показывает самостоятельно) с изображением человечка, ребенок должен воспроизвести позу в точности (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Следим за четкостью выполняемых движений.
2. Задание на развитие динамической координации движений и переключения «Шаг/хлопок» (для начала проверьте, получается ли у ребенка маршировать под счет). Ребенок, маршируя под счет, добавляет между шагами хлопок. Раз (шаг правой ногой) – два (хлопок) – три (шаг левой ногой) – четыре (хлопок) и т.д.
3. Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»;
4. Игра на развитие общей моторики и произвольной регуляции «Пожалуйста». Взрослый дает ребенку задания, например, «Подними руки вверх и присядь 2 раза» или любые другие, заранее оговариваем, что ребенок должен выполнять их лишь в том случае, когда услышит «волшебное слово» - «Пожалуйста».
5. Любые подвижные игры.
6. Следим за осанкой ребенка при ходьбе и за партой
Развитие мелкой моторики.
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» - выражение, которое можно часто услышать от специалистов, работающих с детьми. Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский говорил о связи между уровнем развития мелкой моторики и умственными способностями ребенка.
1. Задание на развитие мелкой моторики и пространственного восприятия «Сделай так же». Предъявляем ребенку картинку с рисунком, ребенок должен выложить такой же из палочек-спичек (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
2. Раскладывание, сортировка мелких предметов, лепка, рисование, штриховка, и т. д.
3. Пальчиковые гимнастики.
4. Следим за правильностью написания букв (направление, наклон, размер) и их соединений.
Развитие артикуляции.
Влияет на способность говорить уверенно, выразительно.
1. Проговаривание чистоговорок, скороговорок (следим за четким произношением каждого звука!).
2. Соединяем чистоговорки с жестами, движениями (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
3. В повседневной речи следим, чтобы не было разговоров «закрытым ртом», в противном случае выполняйте артикуляционную гимнастику.
3. Выполняйте артикуляционную гимнастику (упражнения можно найти на сайте школы).
4.
Если у ребенка нарушено звукопроизношение, то запишитесь на консультацию к
логопеду. Правильная, красивая речь – это залог успеха.
10.06.2024
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС.
Развитие зрительного гнозиса помогает детям лучше ориентироваться в задании, на листе, быстро найти нужный пункт, строчку или слово. Запоминать образ букв, различать буквы, схожие по написанию, позволит быстро избавиться от зеркального написания букв и не дописывания элементов. Также поможет запомнить словарные слова, орфограммы, правила, таблицу умножения, составить пересказ.
Человек запоминает только то, на что обратил внимание. Сконцентрировать внимание на объекте – это значит сделать первый шаг к его запоминанию. Второй шаг - запомнить изучаемый материал. Поэтому необходимо развитие зрительной памяти, внимания и восприятия. Очень важно научиться создавать мысленную картинку, зрительный образ.
Развитию зрительного гнозиса способствуют следующие упражнения:
1. Зашумлённые/наложенные изображения (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 и 1.1). Нужно постараться разглядеть все предметы, изображенные на картинке и назвать их. Затем картинку нужно убрать, а ребенок еще раз должен перечислить, что увидел на картинке. Также предметы с картинки можно зарисовать.
2. Допиши недостающие элементы букв (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), прочитай слова. Затем лист нужно перевернуть, а ребенок должен повторить или записать полученные слова на листочек.
3. Корректурные пробы (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
4. Лабиринты (ПРИЛОЖЕНИЕ 4 и 4.1).
5. «Найди отличия» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5 и 5.1).
6. Игра «Что пропало?». Раскладываем перед ребенком любые предметы (7-10 ед.), можно использовать цветные карандаши. Ребенок рассматривает, запоминает, затем отворачивается. Взрослый забирает и прячет 1 или несколько предметов, можно просто поменять местами. Ребенок поворачивается, разглядывает предметы и отвечает: что пропало/изменилось?).
7. Игра «Инопланетяне». Взрослый рисует или предъявляет готовый рисунок «инопланетянина», выполненный из различных геометрических фигур. Ребенок внимательно рассматривает каждый элемент, затем картинка убирается. Ребенок должен воспроизвести ее по памяти.
8. Филворды (ПРИЛОЖЕНИЕ 6). После того, как ребенок справится, можно перевернуть лист и попросить перечислить или записать полученные слова.
9. Игра «Много слов». Из букв слова, например, БЕРЕЖЛИВОСТЬ нужно составить как можно больше новых слов (лис, живот и т.д.). Будет замечательно обсудить, что значит это слово, почему оно такое важное, подобрать к нему синонимы, а затем антонимы.
10. Кубики Кооса (Никитиных).
11. Игра «Клякса». Рисуем кляксу. Затем ее нужно рассмотреть и подумать, на что она похожа и дорисовать недостающие элементы.
12. Игра «корректор». Берем любой текст и ставим перед ребенком задачу типа: найди и выдели все слова с «й» или слова, состоящие из 1 слога и т.п. В конце можно попросить ребенка еще раз повторить эти слова по памяти.
13. Задание «Опиши картину». Даем ребенку любую картинку, ребенок смотрит и запоминает. Затем убираем картинку, ребенок должен описать увиденное.
14. Игра «Считаем звезды». Вначале даем ребенку задание нарисовать как можно больше звезд на листе в хаотичном порядке. Затем просим посчитать эти звезды при помощи только взгляда.
15. Игра «Без мяу!». Ребенку предлагается прочитать текст, где повсеместно вписаны слова «мяу», эти слова нужно игнорировать (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).
16. Графические диктанты. Задание «Нарисуй по образцу». Ребенок должен воспроизвести рядом такой же рисунок по клеточкам. Затем выполнить то же задание (по возможности), но предмет нарисовать так, чтобы он был развернут в другую сторону (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
17. Шифровки (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
18. Задание «Соотнеси цифры и буквы», получи слова/пословицы (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).