Школа общения 1. Планируемые результаты Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД): регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы; коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы; личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе. Планируемые результаты работы. Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии. 1.Изменения в модели поведения школьника: - проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа); - соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; - активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; - создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов. 2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики: - использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; - краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им; - объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям. 3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: - способность объективно оценивать поведение других людей и собственное, - сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить. 2. Содержание и тематическое планирование № Наименование разделов и тем Кол-во часов Содержание 2 теор ия практ ич. заняти я 1 класс Курс «Воспитание умения жить вместе»- 34ч. 1. Учимся жить вместе 1ч. Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями 2. Кто я 1ч. Осознание ребёнком своих социальных ролей 3. Как я выгляжу 2ч. 4. Расскажу о себе 1ч. Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни 5. Моё поведение 1ч. Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. 6. Чем богат человек 1ч. Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. 7. Мои чувства 2ч. Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. 8. Моё настроение 9. Этика – наука о морали 2ч 1ч. Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. 1ч. 10. Школьный этикет 1ч. 1ч. Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». 11. Зачем быть вежливым 1ч. 1ч. Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. 12. Сказка о вежливости 2ч. Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». 13. Добро и зло в сказках 1ч. Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. 3 Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. 14. Твои поступки и твои родители 1ч. 15. Обязанности ученика в школе и дома 1ч. 16. Ты и твоё здоровье 1ч. Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. 17. Праздничный этикет 1ч. Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. 18. День рождение. 1ч. 19. Наш класс 2ч. Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. 20. Моя мама – самая лучшая. 1ч. Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. 21. Учимся общаться 1ч. 22. Сказка о нашей жизни. 1ч. 23. Повторительно – обобщающий урок 1ч. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетноролевая игра «мы на дне рождения». 1ч. Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. 1ч. Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. 1ч. Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая игра. Теория-25 ч. Практические занятия- 9 ч. 2 класс Курс «Воспитание умения жить вместе» -34ч. 1. Я среди людей. 1ч. 2. Кто я и как выгляжу. 1ч. 1ч. Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость уважение человека к себе. Личная гигиена. 4 Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. 3. Я – личность 1ч. 4. Я и мои роли. 1ч. 5. Добро и зло в сказках 1ч. 6. Что за прелесть эти сказки! 1ч. Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. 7. Сказка – волшебство, чудо и правда 1ч. 8. Сказка ложь – да в ней намёк. 1ч. Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. 9. Кто сочиняет сказки? 1ч. 10. Русские народные сказки. 1ч. 11. Праздники в жизни человека. 1ч. 12. Отношение к старшим 1ч. 1ч. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках победа добра над злом. А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. 5 13. Отношение к учителю. 1ч. Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. 14. Плохо одному. 1ч. Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. 15. Речевой этикет 1ч. 1ч. Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. 16. Вежливость и этикет 1ч. 1ч. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. 17. Товарищи и друзья 1ч. 18. Удовольствие – в игре. Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. 1ч. Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. 19. Что в имени твоём? 1ч. 20. Ты – это я 1ч. Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. 21. Другой человек. 1ч Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. 22. Настроение другого человека 1ч. Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. 23. Моя мама 1ч. Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. 6 24. Наша семья. 1ч. Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. 25. Наш класс. 1ч. Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» 26. Мы договариваемся. 1ч. 1ч. Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» 27. Я-ТЫ-МЫ. 1ч. 1ч. Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). 28. Повторительно – обобщающий урок 1ч. Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. Теория – 27 ч. Практические занятия- 7 ч. 3 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. 1. Мы учились жить вместе. Зачем? 1ч. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе. 2. Чем мы будем заниматься в этом году? 1ч. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. 3. Азбука этики. Основные понятия этики. 1ч. 4. Как я выгляжу. 1ч. 1ч. 5. Я – личность. Мои роли 1ч. 1ч. 6. Нравственные сказки 2ч. 7. Устав – основной закон школы. 1ч. Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. 8. Человек и его имя. 1ч. Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. 7 Я и мои друзья. 1ч. 10. Верность слову. 2ч. 9. 11. Речевой этикет 1ч. 1ч. Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». 12. Умение общаться. 1ч. 13. Этикет в общественных местах. 1ч. 14. Библиотека – хранительница знаний. 1ч. Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. 15. Отзывчивость и доброта. 2ч. 16. Я познаю себя и других. 1ч. Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. 17. Формы моральной оценки и самооценки. 2ч. 18. Культура поведения человека. 1ч. 19. Как человек принимает решение. 1ч. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция. 20. Принимать решение нелегко. 1ч. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. 21. Ограничения и самоограничение. 1ч. Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки. 1ч. Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. 1ч. Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». 8 22. Каждый выбирает по себе. 1ч. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. 23. Я учусь быть самостоятельным. 1ч. 24. Праздничный этикет. 1ч. Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. 25. Повторительнообобщающий урок. 1ч. Теория- 27 ч. Практические занятия – 7 ч. 4 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. 1. Азбука этики. Культура поведения и такт. 1ч. 2. Культура общения. 1ч. 3. Человек и его имя. 2ч. 4. Моя малая Родина. 2ч. 5. Устав – основной закон школы. 1ч. Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» 1ч. Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. 9 Речевой этикет. 1ч. 7. Чувство, настроение и характер. 1ч. 8. Школьный этикет. 1ч. 9. Праздники в жизни человека. 1ч. Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». 10. Цветы в жизни человека. 1ч. Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. 11. Поступки человека и его характер. 1ч. 12. Нравственные отношения в коллективе. 1ч. 13. Мода и школьная одежда. 14. Приветствие и знакомства. Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. 1ч. 1ч. Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». 1ч. Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. 1ч. Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. 1ч. 15. Поведение в общественных местах. 16. Человек в природе и его здоровье. 1ч. Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. 6. 1ч. Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. 1ч. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. 10 17. Нравственное отношение 2ч. в семье. Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. 18. Я отвечаю за свои поступки. Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. 1ч. 19. Как решить конфликт. 1ч. Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. 20. Сильный человек. 1ч. Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. 21. Оценка решения. 1ч. Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения. 22. Как влиять на поведение другого человека. 1ч. Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения. 23. Решительное поведение. 2ч. Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. 24. Учимся принимать самостоятельное решение. 1ч. Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения. 25. Обобщающий урок по курсу «Воспитание самостоятельности» 1ч. Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности» Теория – 26 ч. Практические занятия – 8ч. 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)