Шахматы в школе программа курса для 1-го класса общеобразовательной школы 1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Шахматы в школе» Личностные результаты освоения курса: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения курса: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. 2 К концу учебного года учащиеся должны знать основы игры в шахматы: правила рокировки; ценность фигур; случаи завершения игры «вничью»; названия видов шахматного мата; дебютные принципы; простейшие тактические приемы и комбинации; особенности игры в шахматных окончаниях; правила игры в соревнованиях; легенды о зарождении шахмат; шахматную терминологию по пройденным темам; должны уметь: - играть всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными правилами; - делать рокировку, взятие на проходе; - решать задачи на мат в 1 ход различной сложности; - матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем, ладьей и королем; - проводить элементарные комбинации; - разыгрывать простые пешечные эндшпиля. Не менее 20% учащихся должны участвовать в соревнованиях на 3 юношеский разряд (не менее 1 раза в учебном году). Предметно-информационная составляющая: - знание основ игры в шахматы (а именно: правила рокировки, случаи завершения «игры вничью», названия видов шахматного мата, дебютные принципы, особенности игры в шахматных окончаниях, правила игры в соревнованиях, легенды о зарождении шахмат, шахматную терминологию по пройденным темам). Деятельностно-коммуникативная составляющая: - понимание и использование ценности шахматных фигур, видов шахматного мата, простейших тактических приемов и комбинаций; - способность размышлять и находить самостоятельное решение шахматных задач. Ценностно-ориентационная составляющая: - способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в игре соперника; - стремление довести игру до конца, выиграть партию; - стремление к порядку, чистоте и точности; способность проявить терпение к противнику в процессе игры. - 2. Содержание курса Блок «Знакомство с шахматами» Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в Индии. Легенды о появлении шахмат. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Начальная расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек. Взаимодействие фигур в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон против пешек, конь против пешек, ладья против легких фигур, ферзь против легких фигур и пешек, король против других фигур. Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на проходе». 3 Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур, использование рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем. Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью». Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата. Блок «Матование короля» Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Лесенка. Обход. Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим. Матование одинокого короля ладьей и королем. «Детский мат». Игра на «детский мат». Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии». Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата». Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием тактических приемов. Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку мата. Блок «Тактика» Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар, «вилка», открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах. Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты. Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и комбинаций. Конкурсы комбинаций. Блок «Шахматные окончания» Пешечные окончания. Проходная пешка. Реализация лишнего материала в окончаниях. Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций. Блок «Турниры» Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс. Первенство класса и школы.. 3. Тематическое планирование «Шахматы в школе» 1 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Блок «Знакомство с шахматами» Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в Индии. Легенды о появлении шахмат. Шахматная доска. Начальная расстановка фигур. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек. Взаимодействие фигур в игровых ситуациях. Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на проходе». Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия 4 Количество часов 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5 6 1 фигур, использование рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем. Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью». Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата. Дебютные катастрофы. Игра всеми фигурами. Блок «Турниры» Тренировочный турнир. Тренировочный турнир. Тренировочный турнир. Тренировочный турнир. Блок «Матование короля» Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Матование одинокого короля двумя ладьями. Лесенка. Обход. Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим. Конкурс решений Матование одинокого короля ферзем и королем. Зажим. Матование одинокого короля ферзем и королем. Зажим. Матование одинокого короля ладьей и королем. Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку мата. «Детский мат». Игра на «детский мат». Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии». Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата». Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием тактических приемов. Шахматный праздник. Блок «Тактика» Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар. Изучение тактических шахматных ударов: открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах. Тактика Тактика Тактика Тактика Блок «Турниры» Тренировочный турнир. 5 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 2 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Тренировочный турнир. Тренировочный турнир. Блок «Тактика» Изучение шахматных комбинаций: отвлечение. Тактика Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение. Тактика Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты. Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали Тактика Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и комбинаций. Конкурсы комбинаций. Тактика Тактика Тактика Блок «Турниры» Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс. Первенство класса и школы. Первенство класса и школы. Первенство класса и школы. Блок «Шахматные окончания» Пешечные окончания. Проходная пешка. Реализация лишнего материала в окончаниях. Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций. 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1