Шахматы в школе

Шахматы в школе
программа курса
для 1-го класса общеобразовательной школы
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Шахматы в школе»
Личностные результаты освоения курса:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
2

К концу учебного года учащиеся должны знать основы игры в шахматы:
правила рокировки;
ценность фигур;
случаи завершения игры «вничью»;
названия видов шахматного мата;
дебютные принципы;
простейшие тактические приемы и комбинации;
особенности игры в шахматных окончаниях;
правила игры в соревнованиях;
легенды о зарождении шахмат;
шахматную терминологию по пройденным темам;
должны уметь:
- играть всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными правилами;
- делать рокировку, взятие на проходе;
- решать задачи на мат в 1 ход различной сложности;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем,
ладьей и королем;
- проводить элементарные комбинации;
- разыгрывать простые пешечные эндшпиля.
Не менее 20% учащихся должны участвовать в соревнованиях на 3 юношеский
разряд (не менее 1 раза в учебном году).
Предметно-информационная составляющая:
- знание основ игры в шахматы (а именно: правила рокировки, случаи завершения
«игры вничью», названия видов шахматного мата, дебютные принципы,
особенности игры в шахматных окончаниях, правила игры в соревнованиях,
легенды о зарождении шахмат, шахматную терминологию по пройденным темам).
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
- понимание и использование ценности шахматных фигур, видов шахматного мата,
простейших тактических приемов и комбинаций;
- способность размышлять и находить самостоятельное решение шахматных задач.
Ценностно-ориентационная составляющая:
- способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в игре
соперника;
- стремление довести игру до конца, выиграть партию;
- стремление к порядку, чистоте и точности;
способность проявить терпение к противнику в процессе игры.
-

2. Содержание курса
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в
Индии. Легенды о появлении шахмат.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали.
Начальная расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек.
Взаимодействие фигур в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон против пешек,
конь против пешек, ладья против легких фигур, ферзь против легких фигур и пешек,
король против других фигур.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на
проходе».
3

Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур, использование
рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования.
Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Лесенка. Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур
первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии».
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием
тактических приемов.
Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку
мата.
Блок «Тактика»
Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар, «вилка», открытое
нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали
Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и
комбинаций. Конкурсы комбинаций.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания. Проходная пешка.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций.
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс.
Первенство класса и школы..
3. Тематическое планирование «Шахматы в школе»
1 класс
№ урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы.
Зарождение шахмат в Индии. Легенды о появлении
шахмат.
Шахматная доска. Начальная расстановка фигур. Правило:
«Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня
и пешек.
Взаимодействие фигур в игровых ситуациях.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка».
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала.
«Взятие на проходе».
Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия
4

Количество
часов
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
1
2
3
4
5
6
1

фигур, использование рокировки.
Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха.
Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в один
ход.
Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии
с постановкой мата.
Дебютные катастрофы.
Игра всеми фигурами.
Блок «Турниры»
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и
разбойник.
Матование одинокого короля двумя ладьями. Лесенка.
Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг.
Зажим.
Конкурс решений
Матование одинокого короля ферзем и королем. Зажим.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
Отработка постановки различных видов мата в 1 ход.
Конкурсы на постановку мата.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы
дебюта.
Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное
развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии».
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от
«детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с
использованием тактических приемов.
Шахматный праздник.
Блок «Тактика»
Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной
удар.
Изучение тактических шахматных ударов: открытое
нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Тактика
Тактика
Тактика
Тактика
Блок «Турниры»
Тренировочный турнир.
5

1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
6
1
1
1
1
1
1
3
1

2
3
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6

Тренировочный турнир.
Тренировочный турнир.
Блок «Тактика»
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение.
Тактика
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение.
Тактика
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение,
уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й)
горизонтали
Тактика
Решение
позиций
с
использованием
изученных
тактических
приемов
и
комбинаций.
Конкурсы
комбинаций.
Тактика
Тактика
Тактика
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах.
Правила игры в турнирах.
Шахматный кодекс.
Первенство класса и школы.
Первенство класса и школы.
Первенство класса и школы.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания.
Проходная пешка.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях.
Тематические турниры по окончаниям.
Решение позиций.

6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».