«Художественное творчество: станем волшебниками» 1. Планируемые результаты освоения курса Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания; адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. 2 Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; 3 использовать речь для регуляции своего действия; стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность: развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способ ности, сформировать познавательные интересы; расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать систему универсальных учебных действий; сформировать навыки работы с информацией. 4 2. Содержание курса Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние 5 вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача каждого занятия _ освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья» и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами». 2. Тематическое планирование 1 КЛАСС (34 часа) № тем ы п/п Кол _во часо в Название темы /раздела 6 Материалы Аппликация и моделирование – 22 часа Аппликация из природных Засушенные цветы, материалов на картоне листья, ракушки, камни, стружка Аппликация из Цветная, журнальная, геометрических фигур тетрадная бумага, картон 1 4 2 4 3 4 2 2 Аппликация из пуговиц. Мозаика из бисера и пайеток. 5 2 6 2 7 2 Аппликация из круглых салфеток. Динамическая открытка с аппликацией Моделирование из бумаги и проволоки. 8 4 1 2 3 2 2 2 4 2 5 2 6 2 Пуговицы, картон Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки. Салфетки для торта, картон Картон, цветная бумага Белая бумага, гофрированная бумага, проволока. Выпуклая аппликация. Калька, гофрированная Коллективная работа бумага, цветная бумага Работа с пластическими материалами – 12 часов Отпечатки на пластилине. Пластилин, картон Рисование пластилином. Пластилин, картон Обратная мозаика Пластилин, прозрачные на прозрачной основе. Крышки. Моделирование из природных Скорлупа фисташек, материалов на пластилиновой Пластилин, веточки основе Разрезание смешанного Пластилин, тонкая пластилина проволокой. проволока Лепка из теста. Соленое тесто 2 КЛАСС (34 часа) № тем ы п/п Кол_во часов 1 1 2 1 Название темы /раздела Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето» Мозаика из обрывных кусочков бумаги 7 Материалы Бумага цветная Бумага цветная 3 1 Обрывная аппликация «Волшебные секреты» 4 1 Аппликация из птичьих перьев 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 11 1 1 Многослойное торцевание. Садовые цветы Торцевание на пластилине. Времена Года. Деревья Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги. Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы. Мозаика из комочков гофрированной бумаги Складывание гармошкой. Объемные игрушки Гофрированный конструктор 12 1 13 14 15 1 1 1 Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар – птица. Разрезание слоеного пластилина Аппликация из кружев. Аппликация из ткани. 16 1 Моделирование из полос 17 1 Мозаика из ватных комочков. Собачки 18 1 Плетение из бумаги 19 1 20 1 21 1 Модульное оригами. Елочные игрушки. Мозаика из объемных деталей. оригами. Коллективная работа. Модульное оригами. Художественные образы 8 Бумага цветная и белая Цветной картон, птичьи перья Цветной картон, цветная бумага Картон, пластилин Гофрированная бумага Цветной картон, цветная бумага Гофрированная бумага,картон Цветная бумага Гофрированная бумага Бумага цветная Пластилин Кружева, картон Картон, ткань Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, вата. Цветная бумага, картон Цветная бумага. Цветная бумага. Цветная бумага. 22 1 23 1 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 объемной формы. Дед Мороз Сборка изделия из модулей на Бумага белая и каркасе. Коллективная работа. цветная Новогодняя лочка. Лепка из соленого теста. Соленое тесто Портреты кошек из деталей Бумага белая и оригами. цветная Прорезная аппликация с Бумага белая и использованием различных цветная материалов Выпуклая аппликация из Картон и пластилин. пластилина. Мозаика из плоских деталей. Бумага белая и Оригами. цветная Моделирование из картона. Рамочка Цветной картон для фотографии Моделирование объемных форм Гофрокартон. из гофрокартона. Сюжетная композиция из деталей Бумага белая и оригами на плоскости. цветная, картон Гофрированная Гофрированные цепочки. бумага Объемная композиция из деталей Бумага белая и оригами. Коллективная работа цветная Объемное изделие с использованием Бумага белая и модуля «Трилистник» и цветная треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе. Моделирование из Гофрированная гофрированной бумага Бумаги. Всего – 34 часа. 3 КЛАСС (34 часа) № тем ы п/п 1 2 Кол _во Название темы /раздела часо в 1 Объемные изделия в технике оригами 1 Объемное конструирование из деталей 9 Материалы оригами 3 1 Симметричное вырезание 4 1 Игрушки из картона с подвижными деталями 5 1 Моделирование из конусов 6 1 7 8 1 1 9 1 10 1 11 12 13 14 1 1 1 1 15 1 16 17 1 1 18 1 19 1 20 1 21 1 22 23 24 1 1 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 30 31 1 1 1 Художественные образы из треугольных модулей Моделирование из бумаги и салфеток. Квиллинг из салфеток. Многослойное торцевание. Коллективная работа Надрезание бахромой, скручивание в жгут Рисование ватой по бархатной бумаге. Изонить на картонной основе. Аппликация из резаных нитей. Нитяная бахрома. Аппликация из распущенного трикотажа Мозаика из нитяных валиков. Аппликация из нитяных валиков Моделирование из проволоки и помпонов Украшения для костюма из бумаги Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик. Моделирование из фольги Приклеивание ниток по спирали. Аппликация из жатой ткани Аппликация из ткани и ниток. Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы. Модуль кусудамы. «Супершар». Шитье и аппликация. Коллективная работа Шитье по выкройкам Раскатывание пластилина Обратная аппликация из пластилина 10 Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага 32 1 33 34 1 1 на прозрачной основе Пластилиновые нити, продавливание через сито Разрезание пластилина. Аппликация. Разрезание пластилина. Мозаика. Всего – 34 часа 4 КЛАСС (34 часа) № тем ы п/п Кол _во часо в 1 1 Аппликация с раздвижкой 2 3 1 1 Веерное гофрирование, аппликация. Оригами из окрашенной бумаги. 4 1 Объемное моделирование из бумаги. 5 6 1 1 Трубочки из гофрированной бумаги . Аппликация из рельефной бумаги. 7 1 Коллаж из разных материалов. 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 18 19 20 1 1 1 1 Название темы /раздела Материалы Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага Вязание крючком. Воздушные цепочки. Вязание крючком. Аппликация. Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы Модульное оригами. Конструирование Цветной картон, птиц сложной формы цветная бумага Транспарантное вырезание Цветной картон, Симметричное силуэтное вырезание цветная бумага Модульное оригами. Изделия с Цветная бумага деталями круглой формы Аппликация из синтепона со сдвижкой Конструирование игрушки с Цветной картон, подвижными деталями цветная бумага Прорезание канцелярским ножом Моделирование из фольги Аппликация из ткани. Петельный шов Шитье мягкой игрушки. 11 Вязание крючком. Объемные цветы Модульное оригами. Соединение модулей разного размера Папье_маше. Карнавальные маски. Модульное оригами. Транспортные средства Пластилиновые нити. Аппликации Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Животные. Резьба по пластилину Пластилиновые цветы. на проволочном каркасе Надрезание пластилина проволокой Модульное оригами. Объемные цветы Объемные цветы в технике многослойного торцевания. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе Цветная бумага Цветной картон, цветная бумага Цветной картон, цветная бумага 3 Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа. Цветной картон, цветная бумага 1 Дополнительные материалы по выбору. Всего - 34 часа 21 1 22 1 23 1 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 30 1 1 31 1 32 1 33 34 12 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)