Я – гражданин России (3-4 класс) 1. Планируемые результаты Обучащийся научится: - понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория; - ориентироваться в историческом времени; - определять на карте границы и крупные города России; - рассказывать о родной стране, своем городе (селе); - различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения; - уважительно относиться к защитникам Родины; - читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания; - различать художественную и научно-популярную литературу; - анализировать ответы товарищей; - осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе. Обучащийся получит возможность научиться: - понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории; - приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех); - различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво); - анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историкообществоведческих знаний; - на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинноследственные связи; - уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России. 2. Содержание курса 3 класс Я – моя страна – мой мир Раздел I. Я живу в России Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах). Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура. Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего 2 Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозномифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления. Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние. Раздел III. Как далекая Россия становится близкой Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра. Раздел IV. Россия и мир Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка. Заключение. Россия – моя Родина 4 класс Мое настоящее и далекое прошлое Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? Раздел I. Древняя Русь Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда, вече, ярлык. Раздел II. Московское государство Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке. Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне. Раздел III. Российская империя Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета. 3 Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России. Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж. Раздел IV. Россия в XIX веке Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России. Понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фельдмаршал, амнистия, тайное общество. Раздел V. XX–XXI века. История и современность Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн). Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание. Заключение (1 час) 3. Тематическое планирование 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Кол-во часов Я живу в России От Москвы и до окраин Москва – столица России Россия – многонациональное государство. Народы России Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях Праздники России Гражданин России Без прошлого нет настоящего и будущего Самое необычное на Земле Как настоящее связано с прошлым Наука о происхождении и становлении человека Религиозно- мифологические представления о мире и человеке Библейские представления о происхождении мира и человека Как далекая Россия становится близкой Как воскресить прошлое. Археология Как воскресить прошлое. Этнография. Топонимика Имена и фамилии Письменность Время и пространство в истории Россия и мир 4 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 Мы все разные Чудеса света Сохранить прекрасное, вечное Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа Международное сотрудничество Россия – моя Родина Всего 4 класс № п/п Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? Древняя Русь Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах) Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси Московское государство Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина Крепостное право. Степан Разин Жизнь, быт и культура России в XVII веке Российская империя Петр I и преобразования в России Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России Россия в XIX веке Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение Николай I и декабристы Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права 5 1 1 3 2 2 1 1 34 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 20 21 22 23 24 25 Жизнь, быт и культура России XX–XXI век. История и современность Начало века: войны и революции. Образование СССР Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн) Заключение Всего 6 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1 2 3 2 1 1 34