Растём здоровыми и сильными

Растём здоровыми и сильными
1. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих
ценностей человеческой жизни;
_ установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной
деятельности;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной
оздоровительной деятельности;
_ чувство гордости отечественными спортивными достижениями;
_ чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;
_ основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте
человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте
родной природы;
_ уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к
людям через командные и подвижные игры;
_ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
_ представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной
деятельности;
_ устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении
учащихся в познавательной и досугово_игровой деятельности;
_ осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках
нормам здоровьесберегающего поведения;
_ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в
оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению;
_ начальных представлений о ценности и уникальности природного мира.
Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего
места;
_ принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;
_ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои
возможности и условия ее реализации;
_ осуществлять контроль за соблюдением правил выполнения оздоровительных действий;
_ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
_ вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
_ осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая
пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе;
_ осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после
выполнения физических упражнений;
_ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
_ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по
команде;
_ отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
_ контролировать свои действия в коллективной работе;
2

_ соблюдать правила взаимодействия с игроками;
_ во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями
других участников в процессе групповой или игровой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ вместе с учителем ставить новые учебные задачи,
учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
_ осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения
уровня развития физических и психических качеств;
_ проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые
коррективы, учитывая характер сделанных ошибок;
_ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
_ характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
_ учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность,
несмотря на различия во мнениях;
_ точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения
дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности.
2. Содержание курса
3 класс
В гармонии с окружающим миром (34 часа)
Природа, как твое здоровье? Что такое экология
Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль
экологии в жизни человека.
Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных.
«Хорошая» и «плохая» экология.
Мой любимый школьный двор
Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным
миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать
для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка
деревьев).
Наша среда обитания
Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис?
Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать,
если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности
жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.
В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут
Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и
безопасного маршрута до дома.
Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле
школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников
села, поселка и т.д.).
Школа светофорных наук
Причины дорожно_транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения.
Правила перехода перекрестка.
Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения.
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.
Я пешеход и пассажир
Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или
села.
Если стихия разбушевалась
3

Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные
условия). Ураганный ветер.
Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение.
Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на
расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.
Мой дом _ моя крепость
Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши
своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила
безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов.
Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар;
прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС.
Перед экраном телевизора
Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и
«плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых
глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.
Компьютер _ не игрушка
Компьютер _ великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров?
Может ли компьютер «думать».
Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических
вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами).
Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома.
Возможности, которые дают компьютер и Интернет.
Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора.
Компьютерные игры: как избежать зависимости.
Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и
мошенники.
Наши домашние любимцы
Животное в доме _ это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем.
Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут
быть животные.
Растения и человек
Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными
растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения. Лекарственные растения:
дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с
лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг
нас. Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и
фруктов. Осторожно: пестициды!
Осторожно: ядовитые растения
Растения, опасные для человека. Характерные признаки.
Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с
ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.
Каким воздухом мы дышим
Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха.
Леса _ легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.
Погода, климат и здоровье человека
Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание
мини_метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений).
Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о
длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными
условиями. Акклиматизация.
Что будет, если мы не будем беречь природу?
4

Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы.
Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового
климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.
Подготовка к походу
Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и
неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать
узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.
4 класс
Законы здоровья (34 часа)
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое
здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и
окружающим, не навредить своему организму.
Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание,
наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни,
вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.
Знаешь ли ты себя?
Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре
темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа
темперамента.
Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг _ командный пункт
организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.
Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее
представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная.
Упражнения для укрепления памяти, внимания.
Красивое и сильное тело
Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка,
внутренние органы человека,
мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.
Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.
Режим дня. Зачем школьникам режим
«Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим.
Мой идеальный распорядок дня.
Сон. Норма сна (9_10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки».
Полезные и вредные привычки.
Доброе утро! Спокойной ночи!
Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития
ловкости и координации, быстроты
и выносливости в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.
Гигиена сна, подготовка ко сну.
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.
…И зубной порошок!
Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды.
Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.
Кожа _ зеркало здоровья
Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи.
Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при
ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая
прическа тебе к лицу?».
Дышим полной грудью
5

Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития
грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях
спортом. Дыхательная гимнастика.
Какой должна быть наша пища
Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей
разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление
меню (завтрак, обед, ужин).
Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая
пища. Что такое состав и срок годности.
По ту сторону микроскопа
Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и
бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки. Плесень.
Антибактериальные средства и биологически активные добавки.
Берегите сердце
Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови.
Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая
помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом.
Что можно узнать по клиническому анализу крови.
Наши незаменимые помощники
Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.
Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия
усталости глаз и развития глазных мышц.
Чище, краше, лучше!
Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному
материалу.
Держи голову в холоде... а ноги в тепле
Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры.
Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания.
Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда.
Что нужно знать о гриппе.
Наш защитник иммунитет
Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации.
Закаливание. Кто такие «моржи».
Айболит спешит на помощь
Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм.
Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар,
тепловой удар. Аллергия.
Вот, ребята, йод и вата!..
Правила оказания первой помощи. Учимся на практике
оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных
ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи.
Силачи и Геркулесы (занятие_обобщение)
Рост и взросление. Акселерация.
Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем
бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях.
3. Тематическое планирование
№
п/п

Название темы

Кол-во
часов
3 класс
6

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Природа, как твое здоровье?
Мой любимый школьный двор
Наша среда обитания
В городских джунглях
Школа светофорных наук
Я пешеход и пассажир
Если стихия разбушевалась
Мой дом – моя крепость
Перед экраном телевизора
Компьютер - не игрушка
Наши домашние любимцы
Растения и человек
Осторожно: ядовитые растения
Каким воздухом мы дышим
Погода, климат и здоровье человека
Что будет, если мы не будем беречь природу?
Подготовка к походу. Поход
Резерв
4 класс

3
1
1
2
1
3
4

Название темы
Бесценный дар природы. Что такое здоровье?
Знаешь ли ты себя?
Красивое и сильное тело
Режим дня. Зачем школьникам режим?
Доброе утро! Спокойной ночи!
Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!
...и зубной порошок!
Кожа - зеркало здоровья
Дышим полной грудью
Какой должна быть наша нища
По ту Сторону микроскопа
Берегите сердце
Наши незаменимые помощники
Чище, краше, лучше!
Держи голову в холоде... а ноги в тепле
Наш защитник иммунитет
Айболит спешит на помощь
Вот, ребята, йод и вата
Силачи и Геркулесы. Занятие- обобщение
Резерв

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1
3
1
1
2
1
3
1
1
2
3

2
1
4
2
2
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
2
3

Кол-во
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».