Растём здоровыми и сильными 1. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: _ общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни; _ установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности; _ способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности; _ чувство гордости отечественными спортивными достижениями; _ чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины; _ основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности; приобщение к красоте родной природы; _ уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры; _ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; _ представление об оздоровительном воздействии физических упражнений. Обучающийся получит возможность для формирования: _ интереса к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; _ устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в познавательной и досугово_игровой деятельности; _ осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения; _ осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и поддержки партнерам по играм, общению; _ начальных представлений о ценности и уникальности природного мира. Метапредметные универсальные учебные действия Обучающийся научится: _ понимать необходимость рациональной организации режима дня, организации рабочего места; _ принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические; _ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации; _ осуществлять контроль за соблюдением правил выполнения оздоровительных действий; _ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; _ вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок; _ осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе; _ осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений; _ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности; _ ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; _ разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде; _ отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию; _ контролировать свои действия в коллективной работе; 2 _ соблюдать правила взаимодействия с игроками; _ во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: _ вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности; _ осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических и психических качеств; _ проводить самоанализ выполняемых заданий и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок; _ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; _ характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья. _ учитывать в своих действиях позиции других людей и координировать деятельность, несмотря на различия во мнениях; _ точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий; задавать вопросы, необходимые для организации деятельности. 2. Содержание курса 3 класс В гармонии с окружающим миром (34 часа) Природа, как твое здоровье? Что такое экология Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология. Мой любимый школьный двор Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев). Наша среда обитания Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации. В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома. Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города (если школа городская) или в город (для школьников села, поселка и т.д.). Школа светофорных наук Причины дорожно_транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города. Я пешеход и пассажир Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села. Если стихия разбушевалась 3 Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию. Мой дом _ моя крепость Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов милиции и МЧС. Перед экраном телевизора Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости. Компьютер _ не игрушка Компьютер _ великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома. Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости. Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники. Наши домашние любимцы Животное в доме _ это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные. Растения и человек Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения. Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас. Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды! Осторожно: ядовитые растения Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. Каким воздухом мы дышим Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса _ легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения. Погода, климат и здоровье человека Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание мини_метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация. Что будет, если мы не будем беречь природу? 4 Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга. Подготовка к походу Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе. 4 класс Законы здоровья (34 часа) Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму. Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания. Знаешь ли ты себя? Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг _ командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга. Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания. Красивое и сильное тело Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей. Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц. Режим дня. Зачем школьникам режим «Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9_10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки. Доброе утро! Спокойной ночи! Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Гигиена сна, подготовка ко сну. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна. …И зубной порошок! Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес. Кожа _ зеркало здоровья Самый большой орган - кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?». Дышим полной грудью 5 Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика. Какой должна быть наша пища Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности. По ту сторону микроскопа Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки. Берегите сердце Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови. Наши незаменимые помощники Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц. Чище, краше, лучше! Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу. Держи голову в холоде... а ноги в тепле Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе. Наш защитник иммунитет Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи». Айболит спешит на помощь Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия. Вот, ребята, йод и вата!.. Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи. Силачи и Геркулесы (занятие_обобщение) Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных ситуациях. 3. Тематическое планирование № п/п Название темы Кол-во часов 3 класс 6 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Природа, как твое здоровье? Мой любимый школьный двор Наша среда обитания В городских джунглях Школа светофорных наук Я пешеход и пассажир Если стихия разбушевалась Мой дом – моя крепость Перед экраном телевизора Компьютер - не игрушка Наши домашние любимцы Растения и человек Осторожно: ядовитые растения Каким воздухом мы дышим Погода, климат и здоровье человека Что будет, если мы не будем беречь природу? Подготовка к походу. Поход Резерв 4 класс 3 1 1 2 1 3 4 Название темы Бесценный дар природы. Что такое здоровье? Знаешь ли ты себя? Красивое и сильное тело Режим дня. Зачем школьникам режим? Доброе утро! Спокойной ночи! Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! ...и зубной порошок! Кожа - зеркало здоровья Дышим полной грудью Какой должна быть наша нища По ту Сторону микроскопа Берегите сердце Наши незаменимые помощники Чище, краше, лучше! Держи голову в холоде... а ноги в тепле Наш защитник иммунитет Айболит спешит на помощь Вот, ребята, йод и вата Силачи и Геркулесы. Занятие- обобщение Резерв 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1 3 1 1 2 1 3 1 1 2 3 2 1 4 2 2 1 1 1 1 3 1 1 1 3 1 1 1 2 2 3 Кол-во часов