Рабочая программа вариативного курса Лабораторный практикум по физике 5-6 классы, 2025 год

1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа
ориентирована на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику
курса «Физика».
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода.
Вовлечение

учащихся

в

разнообразную

учебную,

практическую

и

исследовательскую деятельность является условием приобретения прочных
знаний,

преобразования

их

в

убеждения

и

умения,

становления

ответственности, как черты личности.
По форме организации- индивидуально ориентированная, групповая.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся
определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна

данной

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности
естественнонаучного

образования,

направленной

на

развитие

исследовательских умений и навыков в соответствии с современными
стандартами образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
содержание образования ориентировано на "обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации". В Государственном
образовательном стандарте указывается на новый социальный заказ системе
образования - достижение учащимися уровня «функциональной грамотности,
необходимой в современном обществе в естественнонаучном направлении».
Чтобы выполнить эти требования необходимо помимо постоянного применения
новых

форм

и

методов

обучения,

совершенствовать

содержание

естественнонаучного образования. И поскольку физика является фундаментом

2

естествознания, то, в первую очередь, именно обучение физике требует
существенного пересмотра.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации
будут сформированы умения, которые являются общими для других дисциплин
образовательной

области

«Естествознание»:

проводить

простейшие

наблюдения и описывать их, проводить прямые измерения величин с помощью
часов, линейки, мензурки, весов и т.п., проводить простейшие опыты, выявлять
закономерности наиболее распространенных явлений природы, соблюдать
разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать
последствия неправильного поведения. Средства предмета «Природоведение»,
преподаваемого в 5-6 классах, который призван обеспечить непрерывность и
преемственность естественного образования при переходе к изучению физики,
биологии, химии, физической географии в основной школе недостаточны для
формирования вышеперечисленных умений и поэтому этот предмет учителей
физики, как пропедевтический не устраивает.
В

нашей

стране

имеются

несколько

педагогических

систем,

предлагающих пропедевтический курс и ориентирующихся на ранее изучение
физики, что позволяет снять противоречие между проникновением физики и
техники в повседневную жизнь и низким уровнем интереса к ним у
большинства школьников.
Данная программа разработана на основе программы авторского
коллектива в составе Е.А. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак.
Изучая данный курс, ученики получают представление о некоторых
законах физики, смогут объяснить с научной точки зрения основные природные
явления, научатся обращаться с простейшими техническими устройствами.
В связи с переходом на профильное обучение, курс физики в основной
школе утрачивает функции пропедевтического и становится основным курсом.

3

Введение курса «Лаборатория «Физика» в 5 классах восстанавливает структуру
изучения физики.
В ходе изучения данного курса учащиеся познакомятся с многочисленными
явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания.
Изложение ведется нетрадиционно — рисунок является основным средством
подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Программа обучения физики в 5-х классах учитывает возрастные
особенности учеников (11-12 лет), их интересы в области познания мира и
доступность знаний, изучаемых на каждом этапе обучения. Поэтому на уроках
используются разнообразные приемы и методы обучения.
Изложение нового материала имеет нетрадиционный характер и основано
на учете психологических особенностей детей данного возраста. Для лучшего
запоминания

новый

материал

дается

небольшими

порциями.

Широко

используется работа с рисунками, так как рисунок концентрирует гораздо
большее внимание. Рисунки играют не только иллюстративную роль, но и
способствуют активизации познавательной деятельности.
В 5 классе школьники знакомятся с механическими и тепловыми
явлениями, учатся описывать наблюдения и анализировать явления, выявить
закономерности, строить гипотезы и логические схемы, работать с таблицами
и рисунками, что способствует усвоению приемов обобщения учебного
материала средствами таблиц и структурно-логических схем.
Объем и срок освоения программы – в течение 1 года 1 час в неделю(34
часа).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Формы организации деятельности учащихся н а занятии:
индивидуальная,
групповая,
работа по подгруппам,
4

лабораторная работа.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие мотивации учащихся 5-6 классов к изучению физики, через
развитие самостоятельности, творческого мышления, умения применять свои
знания для анализа и разрешения нестандартных ситуаций (концепция
физического образования акцентирует внимание на эти проблемы).
Задачи:
 способствовать формированию естественнонаучной картины мира;
 формировать исследовательские умения и навыки;
 развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира, через
естественные науки, в частности – физику;
 развивать аналитическое, критическое, абстрактное естественнонаучное
мышление;
 воспитание познавательного интереса к предметам естественного цикла.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество
часов

№
п/

Название раздела,

п

темы

1

Формы

Введение.

всего

6

аттестации
теория

3

практик

/

а

контроля

3

творческая
работа

2

Тела и вещества.

12

4

8

творческая

5

работа
3

Взаимодействие тел.

13

4

9

творческая
работа

4

Механические явления.

3

0

3

творческая
работа

5

Итого

34

11

23

Содержание учебного плана.
Введение.
Теория. Природа. Человек – часть природы. Тела и вещества. Измерения.
Измерительные приборы.
Практика.
Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела».
Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости».
Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела».
Тела и вещества.
Теория. Состояние вещества. Масса. Плотность. Температура. Строение
вещества. Диффузия.
Практика.
Лабораторная работа №4 «Сравнение характеристик тел и веществ».
Лабораторная работа №5 «Наблюдение различных состояний вещества».
Лабораторная работа №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа №7 «Измерение температуры воды и воздуха».
Лабораторная работа №8 «Наблюдение делимости вещества».
Лабораторная работа №9 «Наблюдение явления диффузии».

6

Лабораторная работа №10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных
веществ».
Лабораторная работа №11 «Измерение плоьности веществ».
Взаимодействие тел.
Теория. Силы природы. Всемирное тяготение. Деформация. Трение.
Магнитное взаимодействие. Давление.
Практика.
Лабораторная работа №12 «Наблюдение силы упругости при деформации».
Лабораторная работа №13 «Измерение силы».
Лабораторная работа №14 «Измерение силы трения».
Лабораторная работа №15 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных
тел».
Лабораторная работа №16 «Наблюдение магнитного взаимодействия».
Лабораторная работа №17 «Определение давления тела на опору».
Лабораторная работа №18 «Измерение выталкивающей силы».
Лабораторная работа №19 «От чего зависит выталкивающая, Архимедова
сила?»
Лабораторная работа №20 «Выяснение условия плавания тел».
Механические явления.
Теория. Механическое движение. Скорость, Относительность движения.
Звук.
Практика.
Лабораторная работа №21 «Вычисление скорости движения бруска».
Лабораторная работа №22 «Наблюдение относительности движения».
Лабораторная работа №23 «Наблюдение источника звука».
1.4. Планируемые результаты
1.Результаты обучения (предметные результаты).
7

Учащиеся должны иметь представление о естественнонаучной картине мира,
физических явлениях и процессах происходящих в неживой природе. Уметь
пользоваться такими измерительными приборами, как линейка, измерительная
лента, мензурка, термометр, весы.

2. Результат воспитывающей деятельности.
У

учащихся

будет

сформированна

устойчивая

потребность

к

самообразованию, развитию творческих способностей, будут воспитаны
морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная
жизненная позиция.
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты).
У учащихся будет развит познавательный интерес к изучению окружающего
мира, через естественные науки, в частности – физику;

аналитическое,

критическое, абстрактное естественнонаучное мышление.
2.1. Календарный учебный график
№ Колич
п/

ество

п

часов

1

1

2

1

Тема занятия

Место

Форма

проведения

контроля

Природа. Явления природы.

кабинет

фронтальная

Что изучает физика?

физики

беседа

Методы научного познания:

кабинет

фронтальная

наблюдение, опыт,

физики

беседа

Измерения. Измерительные

кабинет

фронтальная

приборы.

физики

беседа

Лабораторная работа №1

кабинет

лабораторная

моделирование.
14
3
1

8

«Определение размеров

4

физики

работа

кабинет

лабораторная

физического тела».
5

6

1

1

Лабораторная работа №2

«Измерение объема жидкости». физики

работа

Лабораторная работа №3

кабинет

лабораторная

«Измерение объема твердого

физики

работа

кабинет

фронтальная

физики

беседа

Лабораторная работа №4

кабинет

лабораторная

«Сравнение характеристик тел

физики

работа

кабинет

фронтальная

физики

беседа

Лабораторная работа №5

кабинет

лабораторная

«Наблюдение различных

физики

работа

кабинет

фронтальная

физики

беседа

Лабораторная работа №6

кабинет

лабораторная

«Измерение массы тела на

физики

работа

кабинет

фронтальная

физики

беседа

Лабораторная работа №7

кабинет

лабораторная

«Измерение температуры воды

физики

работа

Строение вещества.

кабинет

лабораторная

Лабораторная работа №8

физики

работа

тела».
1

Характеристики тел и веществ.

7
1
8

и веществ».
9

1

1
10

Состояние вещества.

состояний вещества».
11 1

1
12

Масса.

рычажных весах».
1

Температура.

13
1
14

и воздуха».
15 1

9

«Наблюдение делимости
вещества».
16 1

Движение частиц вещества

кабинет

лабораторная

.Лабораторная работа №9

физики

работа

кабинет

лабораторная

«Наблюдение явления
диффузии».
17 1

Взаимодействие частиц

вещества. Лабораторная работа физики

работа

№10 «Наблюдение
взаимодействия частиц
различных веществ».
18 1

Плотность. Лабораторная

кабинет

лабораторная

работа №11 «Измерение

физики

работа

К чему приводит действие

кабинет

фронтальная

одного тела на другое? Силы.

физики

беседа

Всемирное тяготение.

кабинет

фронтальная

физики

беседа

кабинет

фронтальная

физики

беседа

кабинет

лабораторная

плотности вещества».
19 1

20 1

21 1

22 1

Деформация.
Сила упругости. Лабораторная

работа №12 «Наблюдение силы физики

работа

упругости при деформации».
23 1

24 1

25 1

Условия равновесия тел.
Динамометр. Лабораторная

кабинет

фронтальная

физики

беседа

кабинет

лабораторная

работа №13 «Измерение силы». физики

работа

Трение. Лабораторная работа

кабинет

лабораторная

№14 «Измерение силы

физики

работа

10

трения».
Электрические силы.

кабинет

лабораторная

1

Лабораторная работа №15

физики

работа

9

«Наблюдение взаимодействия
Магнитное взаимодействие.

кабинет

лабораторная

Лабораторная работа №16

физики

работа

Давление . Лабораторная

кабинет

лабораторная

работа №17 «Определение

физики

работа

26 1

наэлектризованных тел».
27 1

«Наблюдение магнитного
взаимодействия».
11

28

давления тела на опору».

29 1

Давление в жидкостях и газах.

кабинет

Давление на глубине.

физики

Сообщающиеся сосуды.
30 1

Действие жидкости на

кабинет

лабораторная

погруженное в них тело.

физики

работа

Плавание тел. Лабораторная

кабинет

лабораторная

работа №20 «Выяснение

физики

работа

Механическое движение.

кабинет

лабораторная

Лабораторная работа №21

физики

работа

Лабораторная работа №18
«Измерение выталкивающей
силы». Лабораторная работа
№19 «От чего зависит
выталкивающая, Архимедова
сила?»
31 1

условия плавания тел».
32 1

«Вычисление скорости

11

движения бруска».
1
33

Относительность движения.

кабинет

лабораторная

Лабораторная работа №22

физики

работа

Звук. Лабораторная работа

кабинет

лабораторная

№23 «Наблюдение источника

физики

работа

«Наблюдение относительности
движения».
1
34

звука».
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятие проводятся в кабинете физики.
Перечень оборудования учебного помещения: классная доска, столы и
стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения
дидактических пособий и учебных материалов, проектор, компьютер.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий –
лабораторное физическое оборудование.

Перечень технических средств обучения: проектор, компьютер.
Учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш,
линейка).
Методическое обеспечение
Методические виды продукции - разработки занятий, презентации,
рекомендации по проведению лабораторных работ, опорные конспекты занятий
и лабораторных работ.
2.3. Формы аттестации

12

Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы проводится в форме защиты проекта во время проведения
школьной

научно-практической

рекомендуются

для

участия

конференции.
в

Лучшие

муниципальных

работы

конкурсах

по

соответствующему направлению.
2.4. Оценочные материалы
Данному

курсу,

по

причине

его

вводного

характера,

наиболее

соответствует стимулирующая система оценивания знаний. На занятиях важно
сформировать у учащихся положительную мотивацию, вызвать стремление к
познанию окружающего мира, поэтому

в устных ответах учащихся важно

оценить процесс рассуждений, логических построений, умозаключений, при
выполнении

лабораторной работы

следует давать оценку прежде всего

деятельности ученика.
2.5. Методические материалы
№

Название

Материально-техническое

Формы, методы,

Формы подведения

п/п

раздела,

оснащение, дидактико-

приемы обучения

итогов

темы

методический материал

Введение.

Компьютер, проектор,
экран, лабораторное
оборудование, презентация,
ОК, рекомендации по

Словесно-наглядный,

проведению лабораторной

репродуктивно,

работы.

поисковый.

Творческая работа

Тела и

Компьютер, проектор,

Словесно-наглядный,

Творческая работа

вещества.

экран, лабораторное

репродуктивно,

1

оборудование, презентация, поисковый
ОК, рекомендации по
проведению лабораторной
2

работы.
13

Взаимодейс Компьютер, проектор,

Словесно-наглядный,

твие тел.

репродуктивно,

экран, лабораторное

Творческая работа

оборудование, презентация, поисковый
ОК, рекомендации по
проведению лабораторной
3

работы.

2.6. Список литературы
Список литературы для ученика
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс»:Учеб.
для общеобразоват. учеб. завед., М. Дрофа, 2008
2. Перельман Я.И. “Занимательная физика” кн.1 и 2
3. Дженис Ван Калив «200 экспериментов», «АСТ-ПРЕСС», 1995
Список использованных литературных источников
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М.
Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 (2009, 2010)
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.
Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. М.:
Просвещение. 2010
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и
информационные технологии в современном образовании. М.: Академия,
2010 –368с.
5. Беленов А.Ф., Савкин П.М. Экспериментальная физика в школьной
лаборатории и дома. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный
центр, 2000 г. 56с
14

6. Левитан Е.П. «Вселенная школьника XXI века» М., «5 за знания», 2007
7. Международная программа PISA. Примеры заданий по
естествознанию./Составители: Ковалева Г.С., Красновский Э.А./, ИОСО
РАО, 2003 г. –99 с.
8. Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. 9 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 96 с.: ил.
9. Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. 7 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 128 с.: ил.
10.Программа основного общего образования. Введение в
естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы (авторы А. Е.
Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак); М. Дрофа, 2012
Интернет ресурсы


http://school-collection.edu.ru/



http://files.school-collection.edu.ru



http://physics.nad.ru/

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».