1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа
ориентирована на дополнительное изучение естественных наук, пропедевтику
курса «Физика».
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода.
Вовлечение
учащихся
в
разнообразную
учебную,
практическую
и
исследовательскую деятельность является условием приобретения прочных
знаний,
преобразования
их
в
убеждения
и
умения,
становления
ответственности, как черты личности.
По форме организации- индивидуально ориентированная, групповая.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся
определенной единой совокупностью требований.
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности
естественнонаучного
образования,
направленной
на
развитие
исследовательских умений и навыков в соответствии с современными
стандартами образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
содержание образования ориентировано на "обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации". В Государственном
образовательном стандарте указывается на новый социальный заказ системе
образования - достижение учащимися уровня «функциональной грамотности,
необходимой в современном обществе в естественнонаучном направлении».
Чтобы выполнить эти требования необходимо помимо постоянного применения
новых
форм
и
методов
обучения,
совершенствовать
содержание
естественнонаучного образования. И поскольку физика является фундаментом
2
естествознания, то, в первую очередь, именно обучение физике требует
существенного пересмотра.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации
будут сформированы умения, которые являются общими для других дисциплин
образовательной
области
«Естествознание»:
проводить
простейшие
наблюдения и описывать их, проводить прямые измерения величин с помощью
часов, линейки, мензурки, весов и т.п., проводить простейшие опыты, выявлять
закономерности наиболее распространенных явлений природы, соблюдать
разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать
последствия неправильного поведения. Средства предмета «Природоведение»,
преподаваемого в 5-6 классах, который призван обеспечить непрерывность и
преемственность естественного образования при переходе к изучению физики,
биологии, химии, физической географии в основной школе недостаточны для
формирования вышеперечисленных умений и поэтому этот предмет учителей
физики, как пропедевтический не устраивает.
В
нашей
стране
имеются
несколько
педагогических
систем,
предлагающих пропедевтический курс и ориентирующихся на ранее изучение
физики, что позволяет снять противоречие между проникновением физики и
техники в повседневную жизнь и низким уровнем интереса к ним у
большинства школьников.
Данная программа разработана на основе программы авторского
коллектива в составе Е.А. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак.
Изучая данный курс, ученики получают представление о некоторых
законах физики, смогут объяснить с научной точки зрения основные природные
явления, научатся обращаться с простейшими техническими устройствами.
В связи с переходом на профильное обучение, курс физики в основной
школе утрачивает функции пропедевтического и становится основным курсом.
3
Введение курса «Лаборатория «Физика» в 5 классах восстанавливает структуру
изучения физики.
В ходе изучения данного курса учащиеся познакомятся с многочисленными
явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания.
Изложение ведется нетрадиционно — рисунок является основным средством
подачи материала. Много внимания уделено фронтальному эксперименту.
Программа обучения физики в 5-х классах учитывает возрастные
особенности учеников (11-12 лет), их интересы в области познания мира и
доступность знаний, изучаемых на каждом этапе обучения. Поэтому на уроках
используются разнообразные приемы и методы обучения.
Изложение нового материала имеет нетрадиционный характер и основано
на учете психологических особенностей детей данного возраста. Для лучшего
запоминания
новый
материал
дается
небольшими
порциями.
Широко
используется работа с рисунками, так как рисунок концентрирует гораздо
большее внимание. Рисунки играют не только иллюстративную роль, но и
способствуют активизации познавательной деятельности.
В 5 классе школьники знакомятся с механическими и тепловыми
явлениями, учатся описывать наблюдения и анализировать явления, выявить
закономерности, строить гипотезы и логические схемы, работать с таблицами
и рисунками, что способствует усвоению приемов обобщения учебного
материала средствами таблиц и структурно-логических схем.
Объем и срок освоения программы – в течение 1 года 1 час в неделю(34
часа).
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей.
Формы организации деятельности учащихся н а занятии:
индивидуальная,
групповая,
работа по подгруппам,
4
лабораторная работа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие мотивации учащихся 5-6 классов к изучению физики, через
развитие самостоятельности, творческого мышления, умения применять свои
знания для анализа и разрешения нестандартных ситуаций (концепция
физического образования акцентирует внимание на эти проблемы).
Задачи:
способствовать формированию естественнонаучной картины мира;
формировать исследовательские умения и навыки;
развитие познавательного интереса к изучению окружающего мира, через
естественные науки, в частности – физику;
развивать аналитическое, критическое, абстрактное естественнонаучное
мышление;
воспитание познавательного интереса к предметам естественного цикла.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество
часов
№
п/
Название раздела,
п
темы
1
Формы
Введение.
всего
6
аттестации
теория
3
практик
/
а
контроля
3
творческая
работа
2
Тела и вещества.
12
4
8
творческая
5
работа
3
Взаимодействие тел.
13
4
9
творческая
работа
4
Механические явления.
3
0
3
творческая
работа
5
Итого
34
11
23
Содержание учебного плана.
Введение.
Теория. Природа. Человек – часть природы. Тела и вещества. Измерения.
Измерительные приборы.
Практика.
Лабораторная работа №1 «Определение размеров физического тела».
Лабораторная работа №2 «Измерение объема жидкости».
Лабораторная работа №3 «Измерение объема твердого тела».
Тела и вещества.
Теория. Состояние вещества. Масса. Плотность. Температура. Строение
вещества. Диффузия.
Практика.
Лабораторная работа №4 «Сравнение характеристик тел и веществ».
Лабораторная работа №5 «Наблюдение различных состояний вещества».
Лабораторная работа №6 «Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа №7 «Измерение температуры воды и воздуха».
Лабораторная работа №8 «Наблюдение делимости вещества».
Лабораторная работа №9 «Наблюдение явления диффузии».
6
Лабораторная работа №10 «Наблюдение взаимодействия частиц различных
веществ».
Лабораторная работа №11 «Измерение плоьности веществ».
Взаимодействие тел.
Теория. Силы природы. Всемирное тяготение. Деформация. Трение.
Магнитное взаимодействие. Давление.
Практика.
Лабораторная работа №12 «Наблюдение силы упругости при деформации».
Лабораторная работа №13 «Измерение силы».
Лабораторная работа №14 «Измерение силы трения».
Лабораторная работа №15 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных
тел».
Лабораторная работа №16 «Наблюдение магнитного взаимодействия».
Лабораторная работа №17 «Определение давления тела на опору».
Лабораторная работа №18 «Измерение выталкивающей силы».
Лабораторная работа №19 «От чего зависит выталкивающая, Архимедова
сила?»
Лабораторная работа №20 «Выяснение условия плавания тел».
Механические явления.
Теория. Механическое движение. Скорость, Относительность движения.
Звук.
Практика.
Лабораторная работа №21 «Вычисление скорости движения бруска».
Лабораторная работа №22 «Наблюдение относительности движения».
Лабораторная работа №23 «Наблюдение источника звука».
1.4. Планируемые результаты
1.Результаты обучения (предметные результаты).
7
Учащиеся должны иметь представление о естественнонаучной картине мира,
физических явлениях и процессах происходящих в неживой природе. Уметь
пользоваться такими измерительными приборами, как линейка, измерительная
лента, мензурка, термометр, весы.
2. Результат воспитывающей деятельности.
У
учащихся
будет
сформированна
устойчивая
потребность
к
самообразованию, развитию творческих способностей, будут воспитаны
морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована активная
жизненная позиция.
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты).
У учащихся будет развит познавательный интерес к изучению окружающего
мира, через естественные науки, в частности – физику;
аналитическое,
критическое, абстрактное естественнонаучное мышление.
2.1. Календарный учебный график
№ Колич
п/
ество
п
часов
1
1
2
1
Тема занятия
Место
Форма
проведения
контроля
Природа. Явления природы.
кабинет
фронтальная
Что изучает физика?
физики
беседа
Методы научного познания:
кабинет
фронтальная
наблюдение, опыт,
физики
беседа
Измерения. Измерительные
кабинет
фронтальная
приборы.
физики
беседа
Лабораторная работа №1
кабинет
лабораторная
моделирование.
14
3
1
8
«Определение размеров
4
физики
работа
кабинет
лабораторная
физического тела».
5
6
1
1
Лабораторная работа №2
«Измерение объема жидкости». физики
работа
Лабораторная работа №3
кабинет
лабораторная
«Измерение объема твердого
физики
работа
кабинет
фронтальная
физики
беседа
Лабораторная работа №4
кабинет
лабораторная
«Сравнение характеристик тел
физики
работа
кабинет
фронтальная
физики
беседа
Лабораторная работа №5
кабинет
лабораторная
«Наблюдение различных
физики
работа
кабинет
фронтальная
физики
беседа
Лабораторная работа №6
кабинет
лабораторная
«Измерение массы тела на
физики
работа
кабинет
фронтальная
физики
беседа
Лабораторная работа №7
кабинет
лабораторная
«Измерение температуры воды
физики
работа
Строение вещества.
кабинет
лабораторная
Лабораторная работа №8
физики
работа
тела».
1
Характеристики тел и веществ.
7
1
8
и веществ».
9
1
1
10
Состояние вещества.
состояний вещества».
11 1
1
12
Масса.
рычажных весах».
1
Температура.
13
1
14
и воздуха».
15 1
9
«Наблюдение делимости
вещества».
16 1
Движение частиц вещества
кабинет
лабораторная
.Лабораторная работа №9
физики
работа
кабинет
лабораторная
«Наблюдение явления
диффузии».
17 1
Взаимодействие частиц
вещества. Лабораторная работа физики
работа
№10 «Наблюдение
взаимодействия частиц
различных веществ».
18 1
Плотность. Лабораторная
кабинет
лабораторная
работа №11 «Измерение
физики
работа
К чему приводит действие
кабинет
фронтальная
одного тела на другое? Силы.
физики
беседа
Всемирное тяготение.
кабинет
фронтальная
физики
беседа
кабинет
фронтальная
физики
беседа
кабинет
лабораторная
плотности вещества».
19 1
20 1
21 1
22 1
Деформация.
Сила упругости. Лабораторная
работа №12 «Наблюдение силы физики
работа
упругости при деформации».
23 1
24 1
25 1
Условия равновесия тел.
Динамометр. Лабораторная
кабинет
фронтальная
физики
беседа
кабинет
лабораторная
работа №13 «Измерение силы». физики
работа
Трение. Лабораторная работа
кабинет
лабораторная
№14 «Измерение силы
физики
работа
10
трения».
Электрические силы.
кабинет
лабораторная
1
Лабораторная работа №15
физики
работа
9
«Наблюдение взаимодействия
Магнитное взаимодействие.
кабинет
лабораторная
Лабораторная работа №16
физики
работа
Давление . Лабораторная
кабинет
лабораторная
работа №17 «Определение
физики
работа
26 1
наэлектризованных тел».
27 1
«Наблюдение магнитного
взаимодействия».
11
28
давления тела на опору».
29 1
Давление в жидкостях и газах.
кабинет
Давление на глубине.
физики
Сообщающиеся сосуды.
30 1
Действие жидкости на
кабинет
лабораторная
погруженное в них тело.
физики
работа
Плавание тел. Лабораторная
кабинет
лабораторная
работа №20 «Выяснение
физики
работа
Механическое движение.
кабинет
лабораторная
Лабораторная работа №21
физики
работа
Лабораторная работа №18
«Измерение выталкивающей
силы». Лабораторная работа
№19 «От чего зависит
выталкивающая, Архимедова
сила?»
31 1
условия плавания тел».
32 1
«Вычисление скорости
11
движения бруска».
1
33
Относительность движения.
кабинет
лабораторная
Лабораторная работа №22
физики
работа
Звук. Лабораторная работа
кабинет
лабораторная
№23 «Наблюдение источника
физики
работа
«Наблюдение относительности
движения».
1
34
звука».
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятие проводятся в кабинете физики.
Перечень оборудования учебного помещения: классная доска, столы и
стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения
дидактических пособий и учебных материалов, проектор, компьютер.
Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий –
лабораторное физическое оборудование.
Перечень технических средств обучения: проектор, компьютер.
Учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш,
линейка).
Методическое обеспечение
Методические виды продукции - разработки занятий, презентации,
рекомендации по проведению лабораторных работ, опорные конспекты занятий
и лабораторных работ.
2.3. Формы аттестации
12
Подведение итогов по результатам освоения материала данной
программы проводится в форме защиты проекта во время проведения
школьной
научно-практической
рекомендуются
для
участия
конференции.
в
Лучшие
муниципальных
работы
конкурсах
по
соответствующему направлению.
2.4. Оценочные материалы
Данному
курсу,
по
причине
его
вводного
характера,
наиболее
соответствует стимулирующая система оценивания знаний. На занятиях важно
сформировать у учащихся положительную мотивацию, вызвать стремление к
познанию окружающего мира, поэтому
в устных ответах учащихся важно
оценить процесс рассуждений, логических построений, умозаключений, при
выполнении
лабораторной работы
следует давать оценку прежде всего
деятельности ученика.
2.5. Методические материалы
№
Название
Материально-техническое
Формы, методы,
Формы подведения
п/п
раздела,
оснащение, дидактико-
приемы обучения
итогов
темы
методический материал
Введение.
Компьютер, проектор,
экран, лабораторное
оборудование, презентация,
ОК, рекомендации по
Словесно-наглядный,
проведению лабораторной
репродуктивно,
работы.
поисковый.
Творческая работа
Тела и
Компьютер, проектор,
Словесно-наглядный,
Творческая работа
вещества.
экран, лабораторное
репродуктивно,
1
оборудование, презентация, поисковый
ОК, рекомендации по
проведению лабораторной
2
работы.
13
Взаимодейс Компьютер, проектор,
Словесно-наглядный,
твие тел.
репродуктивно,
экран, лабораторное
Творческая работа
оборудование, презентация, поисковый
ОК, рекомендации по
проведению лабораторной
3
работы.
2.6. Список литературы
Список литературы для ученика
1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. «Физика. Химия. 5-6 класс»:Учеб.
для общеобразоват. учеб. завед., М. Дрофа, 2008
2. Перельман Я.И. “Занимательная физика” кн.1 и 2
3. Дженис Ван Калив «200 экспериментов», «АСТ-ПРЕСС», 1995
Список использованных литературных источников
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М.
Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008 (2009, 2010)
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.
Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. М.:
Просвещение. 2010
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и
информационные технологии в современном образовании. М.: Академия,
2010 –368с.
5. Беленов А.Ф., Савкин П.М. Экспериментальная физика в школьной
лаборатории и дома. Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный
центр, 2000 г. 56с
14
6. Левитан Е.П. «Вселенная школьника XXI века» М., «5 за знания», 2007
7. Международная программа PISA. Примеры заданий по
естествознанию./Составители: Ковалева Г.С., Красновский Э.А./, ИОСО
РАО, 2003 г. –99 с.
8. Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. 9 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 96 с.: ил.
9. Грук В.Ю., Львовский В.А. Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В.
Давыдова. 7 кл.: Рабочая тетрадь – М.: ЗАО «1С», 2008 – 128 с.: ил.
10.Программа основного общего образования. Введение в
естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы (авторы А. Е.
Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак); М. Дрофа, 2012
Интернет ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://files.school-collection.edu.ru
http://physics.nad.ru/
15