1. Планируемые результаты реализации программы Личностные результаты: - обогащение личного опыта общения детей; - определение под руководством педагога общих этических норм; - формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; - проговаривать последовательность действий; - высказывать свое предположение; - работать по предложенному педагогом плану; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли; - объяснять свое несогласие и пытаться договориться; - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметные результаты - формирование понятий: этика; этикет; этикет застолья; речевой этикет, дискуссия, коллектив; гигиена; -приветствовать знакомого человека; прощаться со знакомым; вести разговор по телефону; - вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных учреждениях, за столом, во время игры, дома; - строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего возраста, в коллективе, с больным человеком; дарить и принимать подарки; - различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; - воспитание аккуратности, собранности, сдержанности в одежде; оценка собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения; - овладение нормами речевого этикета и культуры поведения. Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия. Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура) Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. 2 2. Содержание программы 1раздел (1ч.) Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. 2 раздел (6ч.) Я среди людей. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 3раздел ( 6ч.) Речевой этикет. Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа. 4 раздел ( 12ч.) Культура поведения. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки. 5 раздел (6ч.) В мире сказок. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Учебно-тематический план на год N п\п Содержание программы Всего часов Теория Практика 1. Вводное занятие 1 1 - 2. Я среди людей 6 3 3 3. Речевой этикет 6 2 4 4. Культура поведения 12 6 6 5. В мире сказок. 6 - 6 6. Заключительное занятие 2 - 2 3 Итого: 33 12 21 3. Тематическое планирование Раздел № п/п программы Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата 3 4 5 6 1 2 Вводное занятие (1ч) Я среди людей (6 ч) 1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» 2 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 1 3 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 1 4 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1 5 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 1 6 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 1 7 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1 8 Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». 1 Речевой этикет (6 ч) 4 Культура поведения (12 ч) 9 О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. 1 10 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 1 11 Правила приветствия и Знакомство с правилами прощания приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 1 12 Правила извинения и просьбы 1 13 Правила благодарности Знакомство с правилами и отказа благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. 1 14 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 1 Отношение к учителю 1 15 Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. Как вести себя в Знакомство с правилами школе, на переменах поведения на переменах. Веселые инсценировки. 1 18 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 1 19 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей 1 20 Искусство делать подарки Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 16 17 5 1 1 21 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 1 22 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 1 23 В мире сказок (6 ч) Итоговые занятия (3 ч) Как вести себя в общественных местах 1 24 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 1 25 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 1 26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2 28-29 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2 30-31 Сказка – ложь, да в ней Лгать, врать, говорить неправду – намек плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2 32-34 Что мы узнали и чему научились 3 Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят 6