1. Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- определение под руководством педагога общих этических норм;
- формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других
участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать свое предположение;
- работать по предложенному педагогом плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от
педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли;
- объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметные результаты
- формирование понятий: этика; этикет; этикет застолья; речевой этикет, дискуссия, коллектив;
гигиена;
-приветствовать знакомого человека; прощаться со знакомым; вести разговор по телефону;
- вести себя на улице, в транспорте, гостях, школе, магазине, культурных учреждениях, за столом, во
время игры, дома;
- строить общение, учитывая нормы поведения, с взрослыми, сверстниками, с ребятами младшего
возраста, в коллективе, с больным человеком; дарить и принимать подарки;
- различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной;
- воспитание аккуратности, собранности, сдержанности в одежде; оценка собственных поступков и
окружающих с точки зрения моральных норм поведения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение
способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных
знаний о ситуации межличностного взаимодействия.
Результаты второго уровня ( формирование ценностного отношения к социальной
реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями
других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной
деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт
взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами.
2
2. Содержание программы
1раздел (1ч.)
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость –
уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к
человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.
Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения.
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы
и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с
учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на
переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах,
театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях
между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В
сказках – мечты людей.
Учебно-тематический план на год
N п\п
Содержание программы
Всего часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Я среди людей
6
3
3
3.
Речевой этикет
6
2
4
4.
Культура поведения
12
6
6
5.
В мире сказок.
6
-
6
6.
Заключительное занятие
2
-
2
3
Итого:
33
12
21
3. Тематическое планирование
Раздел
№ п/п
программы
Тема занятия
Содержание, методические
приемы
Кол-во
часов
Дата
3
4
5
6
1
2
Вводное
занятие
(1ч)
Я среди
людей
(6 ч)
1
Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на
год. Игра-тест «Какой я?»
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид».
Отличие людей друг от друга по
внешнему виду. Аккуратность,
опрятность, бережливость –
уважение человека к себе. Личная
гигиена.
1
3
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия»,
«отчество», «кличка»,
«прозвище». Отношение по имени
к одноклассникам и друзьям. Имя
и отношение к человеку. Анализ
проблемных ситуаций.
1
4
Плохо одному
Необходимость человека в
общении. Речь – важнейшее
средство общения.
1
5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг».
Товарищество и дружба в
традициях русского народа.
1
6
Как завоевывать
друзей
Правила общения с товарищами и
друзьями.
1
7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг».
Верность и бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и взаимопомощь.
1
8
Что такое этика и
этикет
Роль мимики, жестов и
позы в общении
Понятия «этика», «этикет».
Специфика речевого общения.
Речь и отношение человека к
людям.
Понятия «мимика», «жесты»,
«поза». Отражение в мимике,
жестах, позах человека его
характера и отношения к людям.
Игра «Угадай по мимике мое
настроение».
1
Речевой
этикет
(6 ч)
4
Культура
поведения
(12 ч)
9
О вежливых словах и
их применении.
Содержание понятий
«вежливость» и «этикет». Зачем
людям нужны правила
вежливости и этикета. основные
правила вежливости в общении.
1
10
Правила знакомства,
представления и
обращения
Знакомство с правилами
знакомства, представления и
обращения. Разыгрывание
ситуаций.
1
11
Правила приветствия и Знакомство с правилами
прощания
приветствия и прощания.
Моделирование ситуаций.
1
12
Правила извинения и
просьбы
1
13
Правила благодарности Знакомство с правилами
и отказа
благодарности и отказа .
Моделирование ситуаций.
1
14
Отношение к старшим Семья, родители, родные.
Отношение поколений в семье.
Проявления любви и уважения,
заботы и сострадания, помощи в
семье. Русские традиции
отношения к старшим.
1
Отношение к учителю
1
15
Знакомство с правилами
извинения и просьбы.
Разыгрывание ситуаций.
Проблемная ситуация: как надо
относиться к учителю? Этикет в
общении с учителем.
Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо
относиться к малышам? Помощь и
забота по отношению к
маленьким.
Как вести себя в
Знакомство с правилами
школе, на переменах
поведения на переменах. Веселые
инсценировки.
1
18
Правила поведения в
столовой, за столом
Знакомство с правилами
поведения в столовой, за столом.
Ролевая игра «Мы в столовой».
1
19
Правила поведения с
гостями, в гостях,
приглашение гостей
1
20
Искусство делать
подарки
Знакомство с правилами
поведения в гостях.
Разыгрывание ситуаций «Мы в
гостях».
Проблемная ситуация: как
правильно выбирать и дарить
подарки. Разыгрывание ситуаций.
16
17
5
1
1
21
Как правильно
разговаривать по
телефону
Понятие «тактичность».
Знакомство с правилами общения
по телефону. Ролевая игра «Мы
говорим по телефону»
1
22
Правила поведения в
общественном
транспорте
Знакомство с правилами
поведения в общественном
транспорте. Ролевая игра «В
автобусе».
Проблемный вопрос: что такое
«общественное место»?
Знакомство с правилами
поведения в общественных
местах.
1
23
В мире
сказок
(6 ч)
Итоговые
занятия
(3 ч)
Как вести себя в
общественных местах
1
24
Правила поведения в
театре и кино
Знакомство с правилами
поведения в театре и кино.
Моделирование ситуаций.
1
25
Поведение в
библиотеке и музее
Знакомство с правилами
поведения в библиотеке и музее.
Экскурсия в библиотеку.
1
26-27 Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их
последствия. Добро и зло в
отношениях между людьми.
Главное в сказках – победа добра
над злом. Слушание сказок и их
обсуждение.
2
28-29 Сказки – волшебство,
чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в
сказках. В сказках – мечты людей.
Почему в сказках всегда есть
правда и она побеждает.
2
30-31 Сказка – ложь, да в ней Лгать, врать, говорить неправду –
намек
плохо. Победа правды над
кривдой в сказках.
2
32-34 Что мы узнали и чему
научились
3
Заочное путешествие по «Школе
вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
6