1 «Учусь создавать проект» 1. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; методы исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект и его значение для жизни окружающих; Обучающийся будет уметь: самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество с взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: 2 -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. 3 Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Личностные универсальные учебные действия У ребенка формируются: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и горд ости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов : Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов Третий уровень результатов (2-3 класс) (4 класс) 4 предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. 2. Содержание учебного предмета Содержание курса составляют следующие разделы: введение; способы мыслительной деятельности; этапы работы в рамках исследования; самостоятельные исследования; защита результатов самостоятельных исследований. Содержание программы занятий будет способствовать: овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем; саморазвитию и самовыражению; осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований; востребованию творческого потенциала учеников; получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает обучающимися, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. 5 Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, организуются следующие мероприятия: • выставки творческих работ обучающихся; • мини – конференции по защите исследовательских проектов. • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий; • работать в коллективе, группе; • презентовать работу общественности. Этапы проектно-исследовательской деятельности: Развитие исследовательских способностей В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно: -видеть проблемы; -ставить вопросы; -выдвигать гипотезы; -давать определение понятиям; -классифицировать; -наблюдать; -проводить эксперименты; -делать умозаключения и выводы; -структурировать материал; -готовить тексты собственных докладов; -объяснять, доказывать и защищать свои идеи. 3. Тематическое планирование 1 класс № занятия Тема 6 Кол. часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Кто я? Моя семья Чем я люблю заниматься. Хобби О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Как собирать материал? Твои помощники Проблема. Проблема. Решение проблемы Гипотеза. Предположение Гипотеза. Играем в предположения Цель проекта Задача проекта Выбор нужной информации Выбор нужной информации Интересные люди – твои помощники Продукт проекта Виды продукта. Макет Визитка Как правильно составить визитку к проекту Как правильно составить визитку к проекту Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией Выступление перед знакомой аудиторией Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Пробные выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта Памятка для учащегося-проектанта Твои впечатления от работы над проектами Ярмарка достижений Пожелания будущим проектанта. Твои советы им Советы на лето от Мудрого Дельфина 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями Выбор помощников в работе над проектом Этапы работы над проектом Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» Проблема. Решение проблемы Выработка гипотезы-предположения 7 Кол. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Цель проекта Задачи проекта Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью Обработка информации. Отбор значимой информации Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка» Играем в ученых. Это интересно Тест «Чему ты научился?» Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини -сообщение) Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация» Значимость компьютера в создании проектов. Презентация Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР Программа МРР Совмещение текста выступления с показом презентации Совмещение текста выступления с показом презентации Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта Тест «Советы проектанту» Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» Играем в ученых. Это интересно Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности Памятка жюри конкурсов Пробное выступление перед незнакомой аудиторией Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. Это интересно Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс № Тема занятия 1 Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом 2 Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы 3 Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. 4 Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации 5, 6 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 7, 8 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 9 Памятки. Составление памяток по теме проекта 10 Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере 11, 12 Практическая работа. Создание мини-постера 13, 14, Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка 15 фотографий, рисунков, фигур, диаграмм 16, 17 Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 18, 19 Программа МРР. Дизайн 20, 21 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 22, 23 Требования к компьютерной презентации. 8 Кол. часов 1 1 1 1 2 2 1 1 2 3 2 2 2 2 24, 25 Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР 26, 27, Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 28 29, 30 Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка 31 Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 32 Твои впечатления работы над проектом 33 Пожелания будущим проектантам 34 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 2 3 2 1 1 1 1 4 класс № занятия 1, 2 3, 4 5, 6 7 8 9, 10 11, 12 13 14 15 16, 17, 18 19, 20 21 -27 28 29, 30 31, 32 33, 34 Тема Наблюдение и экспериментирование Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Совершенствование техники экспериментирования Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика Искусство делать сообщения Искусство задавать вопросы и отвечать на них Семинар «Как готовиться к защите» Определение проблемы и выбор темы собственного исследования Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Коллективная игра-расследование Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Семинар Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся Подготовка собственных работ к защите Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов 9 Кол. часов 2 2 2 1 1 2 2 1 1 1 3 2 7 1 2 2 2