Я – исследователь 1. Планируемые результаты Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к исследовательской деятельности; - широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; - способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной формах; - ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; 2 - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; - видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; - использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - допускать существование различных точек зрения; - учитывать разные мнения, стремиться к координации; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. 3 2. Содержание программы 1 класс Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе. В первой четверти данная работа не проводится. Таким образом, общий объем занятий по программе первого класса составляет 28 часов. Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.). Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога. Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов. 2 класс Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов самостоятельной работы. Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две самостоятельные части - два цикла. Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная. Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально. Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов. В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном представляют, с чем им предстоит иметь дело. Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее у второклассников практически не встречается). Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной организации защита шести работ займет около полутора часов - это максимум, что могут выдержать дети. 4 Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих проектов были «конкурсными». Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места, занятые в итоге. 3 класс Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов самостоятельной работы. В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь обязательными занятиями в третьей четверти. Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче. Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебноисследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо. 4 класс Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа самостоятельной работы вне школы. В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти. Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большиство детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.) часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость. 3. Тематическое планирование № темы п/п 1 2 1 класс Кол-во Название темы часов 12 Тренинг 1 Что такое исследование? Методы исследования 1 Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? 5 3 1 Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения 4 1 Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям 5 6 1 1 7 8 9 10 1 1 1 1 Учимся делать умозаключения и выводы Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы? Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях 11 12 1 1 Как планировать исследования и проекты Как сделать сообщение о результатах исследования 13 10 2 14 15 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 № темы п/п Исследовательская практика Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований Экспресс-исследование Мини-конференция по итогам экспресс-исследования Экскурсия-исследование Мини-конференция по итогам экскурсии Коллективная игра-исследование Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди». Коллекционирование 2 Сообщения о собранных коллекциях 2 Мини-конференция по итогам экспресс-исследований 2 Мини-конференция по итогам собственных исследований 2 Участие в защитах исследовательских работ и творческих 2 класс проектов учащихся 2-4 классов КолНазвание темы во часов Тренинг 17 Общее количество часов 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Первый цикл Научные исследования и наша жизнь Методы исследования Наблюдение и наблюдательность Эксперимент - познание в действии Гипотезы и провокационные идеи Анализ и синтез Как давать определения понятиям Планирование и проведение наблюдений и экспериментов 9 10 11 9 1 1 1 Второй цикл Наблюдение и экспериментирование Основные логические операции Гипотезы и способы их конструирования 6 12 13 1 1 Искусство задавать вопросы Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 14 15 16 17 1 1 1 1 18 11 7 1 Ассоциации и аналогии Суждения, умозаключения, выводы Искусство делать сообщения Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы Исследовательская практика Общее количество часов В т.ч. индивидуальная работа Как выбрать тему собственного исследования 19 2 20 21 2 3 22 1 23 6 2 24 25 № темы п/п 1 2 3 4 Семинар Мониторинг Общее количество часов Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) 2 Защита собственных исследований 34 Общее количество часов 3 класс КолНазвание темы во часов Тренинг 10 Общее количество часов 1 Наблюдение и экспериментирование 1 Методы исследования 1 Наблюдение и наблюдательность 1 Совершенствование техники экспериментирования 5 6 7 8 1 1 1 1 Интуиция и создание гипотез Правильное мышление и логика Искусство делать сообщения Искусство задавать вопросы и отвечать на них 9 2 Семинар «Как подготовиться к защите» Исследовательская практика Общее количество часов В т.ч. на индивидуальную работу Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 0 11 1 2 2 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Коллективная игра-исследование Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 18 10 1 3 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 2 Коллективная игра-исследование 7 1 13 4 2 10 Семинар Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 6 2 Мониторинг Общее количество часов Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей) 1 6 2 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований) 1 7 2 Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов) 1 5 № тем ы п/ 1 п 2 3 4 5 4 класс КолНазвание темы во часо 10 Общее количество часов в1 Культура мышления 1 Методы исследования 1 Научная теория 1 Научное прогнозирование 1 Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования 6 7 8 1 1 1 Искусство задавать вопросы и отвечать на них Ассоциации и аналогии Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов 9 10 11 1 1 16 13 1 Умение выявлять проблемы Как подготовиться к защите Общее количество часов В т.ч. индивидуальная работа Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 12 5 13 8 14 2 8 4 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований Семинар Общее количество часов Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей 1 5 1 6 1 7 2 2 34 Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов Общее количество часов 8