Я – исследователь
1. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых,
товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных
мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской
деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета
позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом
материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
2
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать
умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и
повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
3
2. Содержание программы
1 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе. В первой четверти
данная работа не проводится. Таким образом, общий объем занятий по программе
первого класса составляет 28 часов.
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются
только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе
и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это
возможно только для одаренных детей). Правда, в программе выделены часы на
индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с
высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют
только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспрессисследований. Желательно выделить (и это отмечено в варианте тематического
планирования) специальное время для участия первоклассников в качестве зрителей в
конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
вторых-четвертых классов.
2 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная
работа вне школы. Всего 53 часа, из них 34 часа под руководством учителя и 19 часов
самостоятельной работы.
Во втором классе целесообразно программу тренинговых занятий поделить на две
самостоятельные части - два цикла.
Одна часть реализуется в первой четверти, вторая - в третьей (во второй и четвертой
четвертях учебного года лучше сделать перерывы в тренинговых занятиях). Каждая из
этих частей должна быть спланирована как относительно автономная и цельная.
Все дети во втором классе готовы и должны быть включены в самостоятельную
исследовательскую практику.
Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские
работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования. Педагогу
следует проявить гибкость в данном вопросе. Изучив мотивацию выбора ребенка в пользу
индивидуальной и коллективной работы, можно принять решение и кому-то предложить
поработать в коллективе, а кому-то - индивидуально.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут
представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских
работ и творческих проектов.
В первом классе они уже побывали на защитах работ других ребят, поэтому в основном
представляют, с чем им предстоит иметь дело.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей
когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже
через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих
изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года.
Этого не следует бояться, надо позволить каждому работать в том темпе, который ему
свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не
доведенные до конца работы и с искусственным затягиванием времени защиты (последнее
у второклассников практически не встречается).
Планировать сроки проведения защиты следует по мере готовности детских работ
(преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Так, например, если в
группе завершено 5-6 работ, следует предложить авторам их защитить. При правильной
организации защита шести работ займет около полутора часов - это максимум, что могут
выдержать дети.
4
Особенно важно, чтобы первые защиты детских исследовательских работ и творческих
проектов были «конкурсными».
Жюри должно отметить и наградить авторов за первые, вторые, третьи и другие места,
занятые в итоге.
3 класс
Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе плюс самостоятельная
работа вне школы. Всего предусмотрено 34 часа под руководством учителя плюс 25 часов
самостоятельной работы.
В третьем классе целесообразно программу тренинговых занятий ограничить лишь
обязательными занятиями в третьей четверти.
Дети, занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом и втором
классах, уже имеют разносторонний опыт. Поэтому вопросы выбора темы, организации и
проведения собственных исследований, подготовки работ к защите они решают легче.
Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебноисследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобретал
разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии
со сверстниками.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере
готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного
года).
Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить.
Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в
данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
4 класс
Учебная нагрузка в четвертом классе также определена из расчета 1 час в неделю в школе
плюс самостоятельная работа вне школы. Таким образом, объем занятий по программе
четвертого класса составляет 34 часа под руководством учителя плюс 24 часа
самостоятельной работы вне школы.
В четвертом классе так же, как и в третьем, целесообразно программу тренинговых
занятий ограничить обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности в предыдущих классах.
Планировать сроки проведения защит следует так же, как и в третьем классе, по мере
готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного
года).
Итоги собственной исследовательской работы учащихся четвертых классов лучше всего
подводить уже не на «конкурсных защитах», а на «защитах по номинациям». Большиство
детей уже на хорошем уровне владеют навыками выполнения исследовательских работ и
создания творческих проектов, они тщательно выбирают темы и представляют на суд
жюри и товарищей не только то, что им интересно, но часто то, что им по-настоящему
важно и дорого. В этих условиях выделение ранговых мест (первое, второе, третье и др.)
часто выглядит как неоправданная строгость или даже несправедливость.
3. Тематическое планирование
№
темы
п/п
1
2
1 класс
Кол-во
Название темы
часов
12
Тренинг
1
Что такое исследование? Методы исследования
1
Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?
5
3
1
Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения
4
1
Как правильно классифицировать. Что такое определения?
Как давать определения понятиям
5
6
1
1
7
8
9
10
1
1
1
1
Учимся делать умозаключения и выводы
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и
второстепенное
Как делать схемы?
Как работать с книгой?
Что такое парадоксы?
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
11
12
1
1
Как планировать исследования и проекты
Как сделать сообщение о результатах исследования
13
10
2
14
15
1
1
16
17
18
19
20
21
22
23
№
темы
п/п
Исследовательская практика
Тренировочное занятие по методике проведения
самостоятельных исследований
Экспресс-исследование
Мини-конференция по итогам экспресс-исследования
Экскурсия-исследование
Мини-конференция по итогам экскурсии
Коллективная игра-исследование
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди».
Коллекционирование
2
Сообщения о собранных коллекциях
2
Мини-конференция по итогам экспресс-исследований
2
Мини-конференция по итогам собственных исследований
2
Участие в защитах исследовательских работ и творческих
2 класс проектов учащихся 2-4 классов
КолНазвание темы
во
часов
Тренинг
17 Общее количество часов
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Первый цикл
Научные исследования и наша жизнь
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Эксперимент - познание в действии
Гипотезы и провокационные идеи
Анализ и синтез
Как давать определения понятиям
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов
9
10
11
9
1
1
1
Второй цикл
Наблюдение и экспериментирование
Основные логические операции
Гипотезы и способы их конструирования
6
12
13
1
1
Искусство задавать вопросы
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
14
15
16
17
1
1
1
1
18
11
7
1
Ассоциации и аналогии
Суждения, умозаключения, выводы
Искусство делать сообщения
Как подготовиться к защите собственной исследовательской
работы
Исследовательская практика
Общее количество часов
В т.ч. индивидуальная работа
Как выбрать тему собственного исследования
19
2
20
21
2
3
22
1
23
6
2
24
25
№
темы
п/п
1
2
3
4
Семинар
Мониторинг
Общее количество часов
Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве
зрителей
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов
собственных исследований)
2
Защита собственных исследований
34 Общее количество часов
3 класс
КолНазвание темы
во
часов
Тренинг
10 Общее количество часов
1
Наблюдение и экспериментирование
1
Методы исследования
1
Наблюдение и наблюдательность
1
Совершенствование техники экспериментирования
5
6
7
8
1
1
1
1
Интуиция и создание гипотез
Правильное мышление и логика
Искусство делать сообщения
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
9
2
Семинар «Как подготовиться к защите»
Исследовательская практика
Общее количество часов
В т.ч. на индивидуальную работу
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
1
0
11
1
2
2
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований
Коллективная игра-исследование
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
18
10
1
3
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований
2
Коллективная игра-исследование
7
1
13
4
2
10
Семинар
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
6
2
Мониторинг
Общее количество часов
Занятия со всей группой (классом) учащихся (участие в защитах
исследовательских работ в качестве зрителей)
1
6
2
Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов
собственных исследований)
1
7
2
Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских
работ и творческих проектов)
1
5
№
тем
ы
п/
1
п
2
3
4
5
4 класс
КолНазвание темы
во
часо
10 Общее количество часов
в1
Культура мышления
1
Методы исследования
1
Научная теория
1
Научное прогнозирование
1
Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования
6
7
8
1
1
1
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
Ассоциации и аналогии
Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов
9
10
11
1
1
16
13
1
Умение выявлять проблемы
Как подготовиться к защите
Общее количество часов
В т.ч. индивидуальная работа
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
12
5
13
8
14
2
8
4
Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований
Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
Семинар
Общее количество часов
Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей
1
5
1
6
1
7
2
2
34
Участие в защите результатов исследований учеников основной
школы в качестве зрителя
Защита собственных исследовательских работ и творческих
проектов
Общее количество часов
8