Рабочая программа Занимательная математика 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа дополнительного образования расширяет образовательную программу по математике,
она рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ
внеурочной деятельности).
Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики,
стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска,
предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся
реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на
данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Курс состоит из 3 разделов:
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
2. Мир занимательных задач.
3. Геометрическая мозаика.
Ценность курса состоит в:
— формирование умения рассуждать;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,
сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и
проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания
математической деятельности.

Задачи:
 способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации
занятий и использованием современных средств обучения;
 способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий;
 формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
 учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично –
поисковый, исследовательские.
Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачишутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.
К концу 1 класса учащиеся должны научиться:
- понимать, как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
К концу 2 класса учащиеся должны научиться:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов;
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.
К концу 3 класса учащиеся должны научиться:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
К концу 4 класса учащиеся должны научиться:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
- решать задачи на противоречия;
- анализировать проблемные ситуации в задачах;
- работать над проектами.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств
весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

овладение способами исследовательской деятельности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
 умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
 умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
 умение принимать и сохранять учебную задачу;
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы, энциклопедий, справочников;
 умение использовать знаково-символические средства;
 умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
 умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи
деления;
 правильно выполнять арифметические действия;
 умение рассуждать логически грамотно;
 знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
 умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
(величины);
 умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа
на заданные вопросы.

В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные
учебные действия:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и
следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения
решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях
поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины
и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к
ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу
«Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные
математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный
углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся
математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической
терминологии.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1
до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица
умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск
нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел
(величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и
заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной
фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и
составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/
п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1.

Числа. Арифметические
действия. Величины.

17

6

11

Сведения из истории математики: история возникновения
линейки.
Построение «математических» пирамид. Решение и
составление ребусов, содержащих числа.

2.

Мир
задач.

занимательных

5

1

4

Решение задач разными способами. Решение нестандартных
задач.

3.

Геометрическая мозаика.

10

4

6

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с
заданной последовательностью шагов (по алгоритму).
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения.
Составление картинки, представленной в
уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Построение конструкции
по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах
сложной конфигурации.

32 ч

11 ч

21 ч

Итого:

2 класс
№
п/
п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

1.

Числа. Арифметические
действия. Величины.

13

5

8

2.

Мир
задач.

занимательных

8

3

5

3.

Геометрическая мозаика.

11

4

7

32 ч

12ч

20 ч

Итого:

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда. Определение времени по
часам с точностью до часа.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в
стихах.
Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.
Решение олимпиадных задач.
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условиями. Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в
соответствии с заданной последовательностью шагов (по
алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его
шагов.
Распознавание окружности на орнаменте. Составление
орнамента с использованием циркуля
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из
заданных частей.

3 класс
№
п/
п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Числа. Арифметические
действия. Величины.

20

7

13

Построение математических пирамид. Решение и составление
ребусов,
содержащих
числа.
Заполнение
числового
кроссворда.
Составление различных задач, используя данные о возрасте
своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи
решения.

2.

Мир
задач.

занимательных

8

3

5

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в
стихах. Решение задач со многими возможными решениями.
Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Решение олимпиадных задач.

3.

Геометрическая мозаика.

4

2

2

Конструирование
многоугольников
из
одинаковых
треугольников. Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с
условием.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.

32 ч

12 ч

20 ч

1.

Итого:

4 класс
№
п/
п

Количество часов
Название раздела

Всего

Теория

Практика

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

1.

Числа. Арифметические
действия. Величины.

15

5

10

Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных
чисел. Составление числового материала, взятого из жизни
для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с
математикой.

2.

Мир
задач.

занимательных

13

4

9

Решение задач разными способами. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом условия. Решение задач на
развитие пространственных представлений. Решение задач в
стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи –
шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

3.

Геометрическая мозаика.

4

2

2

Построение
конструкции
Перекладывание нескольких
условиями.

32 ч

11ч

21 ч

Итого:

по
заданному
образцу.
спичек в соответствии с

Календарно – тематический план
1 класс
№ Название темы занятия Коли
Основные виды учебной деятельности учащихся
п\п
чество
часов
1 Математика
—
это
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха».
интересно.
Решение
нестандартных задач
2 Танграм:
древняя
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с
китайская головоломка
частично заданным разбиением на части; без заданного
разбиения.
3 Путешествие
точки.
1
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной
Построение рисунка на
последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы.
листе в клетку
Построение собственного рисунка и описание его шагов.
4 Игры с кубиками. Кто
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у
быстрее?
каждого два кубика). Взаимный контроль.
5 «Математика любит
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».
внимательных». Игры на
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
внимание
6 Волшебная линейка
1
Сведения из истории математики: история возникновения
линейки.
7 «Весёлый улей». Задачи
1
Задачи – шутки.
– шутки
8 Конструирование
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с
многоугольников из
частично заданным разбиением на части; без заданного
деталей танграма
разбиения. Составление многоугольников, представленных в
уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
9 «Считай, не зевай».
1
Игры – соревнования.

Дата

10
11
12

13
14
15
16

17
18
19

20
21

Математические
дорожки.
Счёт
по
вертикали
Игры
с
кубиками.
Соревнование
Весёлая геометрия

1
1

«Мы, играя, проверяем,
что умеем и что знаем».
Викторины,
ребусы,
шарады
«Спичечный»
конструктор
Задачи-смекалки

1

Прятки с фигурами
Математический
тренинг.
Магические
квадраты
Числовые головоломки

1
1

Математические
головоломки
Математическая
карусель.
Решение
занимательных задач
Уголки.
Составление
фигур
Игра в магазин

1

1
1

1

1

1
1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у
каждого два кубика). Взаимный контроль.
Решение задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Викторины, ребусы, шарады.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Проверка выполненной работы.
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие
несколько способов решения.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Построение «математических» пирамид.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические
головоломки.
Решение занимательных задач.
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному замыслу.
Монеты.

22
23

24
25
26
27

28
29

30
31
32

Конструирование фигур
из деталей танграма
«В стране Сообразили».
Математические
раскраски
Математическое
путешествие
Математические игры

1
1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Весёлый счёт. Взаимный контроль.

1

Вычисления в группах.

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с
зонтиками».
Решение нестандартных задач.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические
головоломки, занимательные задачи.

Секреты задач
«Математическая
карусель».
Математические сказки
Числовые головоломки

1
1

«Математическая
карусель».
Математические
кроссворды
Математические игры.
Цифра заблудилась
«Гимнастика
ума».
Логические задачи
Мир
занимательных
задач
Итого:

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
Построение «математических» пирамид. Кроссворды.

1

Построение «математических» пирамид.

1

Решение логических задач.

1

Решение нестандартных задач.

1

32 ч

2 класс
№ Название темы занятия Колич
Основные виды учебной деятельности учащихся
п\п
ество
часов
1 «Удивительная
1
Геометрические узоры. Закономерности в узорах.
снежинка»
2 Математические игры
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».
3

Прятки с фигурами

1

4
5

1
1

7

Секреты задач
«Спичечный»
конструктор
«Спичечный»
конструктор
Числовые головоломки

8

«Шаг в будущее»

1

9

Геометрия вокруг нас

1

10

Путешествие точки

1

6

1
1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Проверка выполненной работы.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший
лодочник»
Решение
задач,
формирующих
геометрическую
наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в
соответствии с заданной последовательностью шагов (по
алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка
и описание его шагов.

Дата

11

«Шаг в будущее»

1

12

Тайны окружности

1

13

Математическое
путешествие
«Новогодний
серпантин»
«Новогодний
серпантин».
Решение
комбинаторных задач
Математические игры

1

14
15

16
17
18
19

20
21
22

Конструктор «Кубики». Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Гонки с
зонтиками».
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
Составление (вычерчивание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Вычисления в группах.

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические
головоломки.
Решение комбинаторных задач.

1

Построение математических пирамид.

«Часы нас будят по
утрам…»
Геометрический
калейдоскоп
Головоломки.
Расшифровка
закодированных слов
Секреты задач

1

Определение времени по часам с точностью до часа.

1

Задания на разрезание и составление фигур.

1

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта;
проверить, перевернув карточку.

1

«Что скрывает сорока?»
Ребусы
Весёлый
счёт.
Соревнование

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными
данными. Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л,
про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
Игра «Говорящая таблица умножения».

1

1

1

24

Решение занимательных
задач
Игры с кубиками

25

В царстве смекалки

1

26

Составь геометрическую
головоломку.
Мир
занимательных
задач
Задачи по страницам
сказок
Математические фокусы.
Отгадывание
задуманных чисел
Математическая
эстафета
Геометрический
калейдоскоп
Интеллектуальная
разминка
Итого:

1

23

27
28
29

30
31
32

1

1
1

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды:
«Умножение», «Деление».
У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел
(числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный
контроль. Игра «Не собьюсь».
Решение нестандартных задач.
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных
частей.
Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие
нестандартные решения.
Задача «о волке, козе и капусте».

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение
уменьшаемое (ходом шахматного коня).

1

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному
конкурсу «Кенгуру»).
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Танграм.
Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,
занимательные задачи.

1
1
32 ч

слов:

слагаемое,

3 класс
№ Название темы занятия Колич
Основные виды учебной деятельности учащихся
п\п
ество
часов
1 «Числовой» конструктор
1
Игра «Продолжай, не зевай».
2. Геометрия вокруг нас
1
Конструирование
многоугольников
из
одинаковых
треугольников.
3 Волшебные переливания
1
Задачи на переливание.
4 В царстве смекалки
1
Решение нестандартных задач.
5 Решение нестандартных
1
Решение нестандартных задач.
задач
6 «Спичечный»
1
Построение конструкции по заданному образцу.
конструктор
7 «Спичечный»
1
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
конструктор
8 Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
9 Интеллектуальная
1
Решение занимательных задач.
разминка
10 Математические фокусы
1
Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
11 Математические игры
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма
больше?», «Гонки с зонтиками».
12 Секреты чисел
1
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева
направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24
(30) тремя одинаковыми цифрами.
13 Математическое
1
Вычисления в группах. Соревнования.

Дата

14

путешествие. Весёлый
счёт
Выбери маршрут

1

15

Числовые головоломки

1

16

В царстве смекалки.
Решение логических
задач
В царстве смекалки.
Решение нестандартных
задач
Мир
занимательных
задач
Геометрический
калейдоскоп

1

Интеллектуальная
разминка.
Задачи
–
шутки
Задачи
на
сообразительность
Мир
занимательных
задач
Математические
головоломки
Комбинаторные задачи
Числовые головоломки

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения
изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки.

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1

Решение нестандартных задач.

1

Составление и разгадывание математических ребусов.

1
1

Решение комбинаторных задач.
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

17

18
19

20

21
22
23
24
25

1

1
1

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России,
города-герои.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия.
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ
Решение занимательных задач, задач в стихах.

26

Конкурс
смекалки.
Задачи в стихах

1

27

Это было в старину

1

28

Математические фокусы

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачисмекалки.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок,
верста, пуд, фунт. Решение старинных задач.
Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

29

Математический
лабиринт
Составление
занимательных заданий
Интеллектуальная
разминка
Энциклопедия
математических
развлечений
Итого:

1

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

Решение занимательных задач.

1

Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы,
головоломки.
Использование разных источников информации (детские
познавательные журналы, книги).

30
31
32

1
32 ч

4 класс
№ Название темы занятия Колич
п\п
ество
часов
1 Числа-великаны
1
2 Мир занимательных
1
задач
3 Кто что увидит?
1
4 История возникновения
1
римских цифр
5 Числовые головоломки
1

Основные виды учебной деятельности учащихся
Как велик миллион?
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с
недостающими данными, с избыточным составом условия.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Секреты задач

1

7
8

В царстве смекалки
Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор
«Спичечный»
конструктор
Выбери маршрут

1
1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда.
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?».
Решение заданий на смекалку.
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

1

Построение конструкции по заданному образцу.

1

Математические фокусы
«Постигаем мы без
скуки очень важную
науку». Развивающие
игры

1
1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Проверка выполненной работы.
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами
и сёлами.
«Открой» способ быстрого поиска суммы.
Развивающие игры.

9
10
11

12
13

1

Дата

14

Математическая копилка

1

15

«Думай,
считай,
отгадывай!».
Весёлый
счёт.
Числовые
головоломки
«Математический
марафон». Игра «Вопрос
– ответ»
Решай, отгадывай,
считай

1

В царстве смекалки
Числовые головоломки
Решение и составление
ребусов, содержащих
числа
Мир занимательных
задач
Задачи
со
многими
возможными решениями
Математические фокусы

1
1
1

Интеллектуальная
разминка.
Математические
головоломки
Интеллектуальная
разминка.

1

16

17

18
19
20

21
22
23
24

25

1

1

1
1
1

1

Составление числового материала, взятого из жизни для
составления задач.
Числовые головоломки.

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые»
задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи
и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий
так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100.
Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где
необходимо, можно использовать скобки.
Сбор информации для составления заданий.
Заполнение числового кроссворда.
Запись решения в виде таблицы.
Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия.
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
условной записи.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения».
Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,
занимательные задачи.
Математические головоломки, занимательные задачи.

26
27

28

29
30
31

32

Занимательные задачи
Блиц-турнир по
решению задач
Математическая
копилка.
Решение
комбинаторных задач
Геометрические фигуры
вокруг нас
Математический
лабиринт
Математический
праздник
Интеллектуальная
разминка.
Занимательные задачи
Математическая
копилка. «Мы, играя,
проверяем, Что умеем и
что знаем»
Итого:

1
1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач,
имеющих несколько решений.
Интеллектуальный марафон. Подготовка к Международному
конкурсу «Кенгуру».

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2×5 см (на клетчатой части
листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую
фигуру?
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

1

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,
Занимательные задачи.

1

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы, шарады.

1

32 ч

6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. –
Пб,1996
3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
5. Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996 – 304 с.
6. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших
школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
7. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д:
Феникс, 2006. – 186 с.
8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
9. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
10. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
12. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
13. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
14. Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
15. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами.
1 – 4 классы. М., 2004
16. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.
17. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс,
2007. – 219 с.
18. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика.
Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
Материально – техническое обеспечение
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
2. Телевизор
3. Ноутбук
4. Сканер
5. Принтер лазерный
6. Ксерокс
7. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 (счётные палочки, фишки
жёлтые и красные)
8. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 (счётные палочки, фишки
жёлтые и красные)
9. Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное), с возможностью крепления на доске
10. Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
11. Линейка
12. Циркуль
13. Метры демонстрационные
14. Рулетки
15. Угольники классные
16. Циркули классные
17. Комплекты цифр и знаков
18. Комплекты цифр и знаков («математический веер»)
19. Набор геометрических фигур
20. Модели объёмных фигур (шар, куб)
21. «Спичечный конструктор»

22. Кубики (игральные) с точками или цифрами.
23. Часовой циферблат с подвижными стрелками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».