Рабочая программа учебного курса «Проектная деятельность» 1. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет: - овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль, рефлексия учебной деятельности); - сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на основе профессиональных предпочтений; - научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов; - сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям, религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания; - освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; - развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге. Метапредметные результаты В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении (способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются: - планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы; - проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; - выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения; - выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность. В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационнокоммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются: - исходя из задачи получения информации: Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты; Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова, основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями; Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям и использованные им приемы; Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, отсеивать лишние данные; Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт; - исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения: Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания сообщения; Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать, комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму; Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях, фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи между ними; Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения); Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции, ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты; - исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах: текст, чертеж, виртуальная модель); - исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством. В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются: - способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях: Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению; Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей; Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и нормами общественной жизни; - способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях: Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными стилистическими особенностями; Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства; - способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях: Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; Планировать взаимодействие; Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов; - способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях: Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса. В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности: - строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах обучения; - определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории; - оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели; - обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов; - проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии. В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. 2. Содержание учебного курса Введение Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж. Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом. Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практикоориентированные проекты, социальные проекты. Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. От проблемы - к цели Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ проблемной ситуации. Постановка проблемы. Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом. Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление (планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени, необходимого для их выполнения. «Дневник исследователя». Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по проекту. Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с информационным проектом. Практическая работа № 1 Составление дневника исследования. Работа с информационными источниками Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные источники и др. Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска информации в каталоге. Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями. Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных источниках. Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. Создание публикаций Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень, исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций. Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы, рецензия и их функции. Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения, заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов. Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач, наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям. Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии оценивания. Практическая работа№ 2 Составление тезисов. Представление информации Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений. Расположение информации на странице. Оформление ссылок Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников. Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в различной форме. Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и диаграмм. Оформление числовых данных. Презентация продукта. Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня; представление веб-сайта с результатами исследования. Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении. Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.) Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы. Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа. Публичное выступление. Представление работ. Конференция. Требования к защите индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту. Анализ результатов работы Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка. «Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения. 3. Тематическое планирование 8 класс Тема Введение - 4 часа Кол-во часов Из истории метода проектов 1 Что такое «проектная деятельность»? 1 Виды проектов и их особенности 1 Классификация проектов 1 От проблемы - к цели -5 часов Постановка проблемы. 1 Выбор темы информационного проекта 1 Целеполагание. 1 Планирование деятельности 1 «Дневник исследователя» 1 Работа с информационными источниками - 5 часов Виды информационных источников 1 Работа с каталогами 1 Работа со справочной литературой 1 Использование электронных энциклопедий 1 Работа со статистическим материалом 1 Создание публикаций -5 часов Виды публикаций 1 Реферат. Структура реферата. 1 Оформлению реферата. 1 Критерии оценивания реферата. 1 Тезисы. 1 Представление информации -5 часов Оформление портфолио проекта 1 Содержание информации 1 Оформление ссылок на используемые источники 1 Библиографические правила цитирование источников 1 Дизайн информации 1 Презентация продукта - 7 часов Формы презентации 1 Составление текста публичного выступления 1 ЧТО и КАК мы говорим 1 Допустимые речевые обороты 1 Методы привлечения внимания в аудитории 1 Работа с вопросами 1 Публичное выступление. Представление и защита работ. 1 Анализ результатов работы - 3 часа Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания 1 работ. 1 Критерии и процедура оценивания. 1 Оценка. Самооценка 34 часа Итого 9 класс Тема Введение - 2 часа Индивидуальный итоговый проект выпускника Выбор темы От проблемы - к цели - 5 часов Постановка проблемы Кол-во часов 1 1 1 Целеполагание 1 Планирование деятельности 1 Индивидуальные консультации «Тема проекта. Планирование 2 деятельности» Работа с информационными источниками - 8 часов Работа с дополнительными источниками информации 1 Социологический опрос. Технология проведения 1 Обработка результатов социологического опроса 1 Анализ статистических данных 1 Отбор информации по теме проекта 1 Индивидуальные консультации «Информационное содержание 3 индивидуального проекта» Представление информации - 8 часов Оформление письменной части итогового проекта 1 Графические составляющие письменной части итогового проекта 1 Индивидуальные консультации «Оформление письменной части 3 индивидуального проекта» Оформление готового продукта индивидуального проекта 1 Индивидуальные консультации «Готовый продукт» 2 Презентация продукта - 9 часов Требования к итоговой презентации индивидуального проекта 1 Составление текста публичного выступления 1 Методы привлечения внимания в аудитории 1 Готовый продукт проекта 1 Публичное выступление. Представление и защита работ 1 Работа с вопросами 1 Индивидуальные консультации «Защита индивидуального 3 проекта» Анализ результатов работы - 2 часа Критерии и процедура оценивания индивидуального проекта 1 Оценка руководителя и самооценка индивидуального проекта 1 34 часа Итого