Рабочая программа вариативного курса Основы проектной деятельности для 8 класса

Рабочая программа
учебного курса «Проектная деятельность»
1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты освоения учебного курса обнаруживаются через участие обучающихся
в проектной деятельности и освоение, что дает возможность школьникам приобрести социальный опыт, в
ходе которого обучающийся сможет:
- овладеть основами понятийного мышления (обобщение, анализ, планирование, контроль,
рефлексия учебной деятельности);
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего
образования на основе профессиональных предпочтений;
- научиться самостоятельно выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом
устойчивых учебно-познавательных интересов;
- сформировать осознанное, уважительное и позитивное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, традициям,
религиям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достижение в нем взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- развивать моральное сознание социальные компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дороге.
Метапредметные результаты
В компетентности решения проблем как основы системно-деятельного подхода в обучении
(способность видеть, ставить и решать задачи). Основными группами способностей и умений являются:
- планировать решение задачи, выбирать метод для решения и определять необходимые ресурсы;
- проводить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости
уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы
решения;
- выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с
аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути
решения;
- выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики
запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных
критериев; видеть слабые и сильные стороны полученного результата и своей деятельности,
воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения
конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности как способности решать задачи, возникающие в
образовательном и жизненном контексте с адекватным применением информационнокоммуникационных технологий. Основными группами способностей и умений являются:
- исходя из задачи получения информации:
 Планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы
получения информации; работать в поисковых системах Интернета, со справочными и другими
бумажными источниками; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
 Находить в сообщении информацию и конкретные сведения, разъяснение значения слова,
основную идею, указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми
лицами, их объяснение, обобщение и установление связей между событиями;

 Оценивать правдоподобность сообщения, выявлять отношение автора к происходящим событиям
и использованные им приемы;
 Выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи,
отсеивать лишние данные;
 Обнаруживать недостаточность или неясность данных, формулировать вопросы учителю с
указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
 Сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних
источниках, выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;
- исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

 Планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм представления
информации (текст, рисунок, анимация, таблица, схема, фотография, видео, презентация и другое) и
инструментов ее создания и организации и использовать их для обеспечения эффективного создания
сообщения;
 Обрабатывать имеющиеся сообщения: преобразовывать запись устного сообщения, интервью в
письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов, кратко резюмировать,
комментировать, выделять основные линии, иллюстрировать и преобразовывать в наглядную форму;
 Создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых на изображениях,
фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых объектов и событий, понятий, связи
между ними;
 Фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (при решении
математической задачи, формулировке вывода эксперимента, обосновании технологического решения);
 Участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции,
ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты будут достигнуты;
- исходя из задачи проектирования объектов и событий, создавать проекты и планы в различных формах:
текст, чертеж, виртуальная модель);
- исходя из задачи записи объектов и процессов в окружающем мире, выбирать правильные инструменты
и действия, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством.

В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы
задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению
собственного поведения. Основными группами способностей и умений являются:
- способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества,
выражающаяся в умениях:
 Привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению;
 Понять и принять другого человека, оказать ему необходимую помощь в достижении его целей;
 Оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями и
нормами общественной жизни;
- способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающееся в умениях:
 Строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, выдерживающее
предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
 Читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности и с разными
стилистическими особенностями;
 Оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать
недостающие для этого средства;
- способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
 Осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников,
учитывать различия и противоречия в них;
 Планировать взаимодействие;
 Оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов;
- способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
 Находить пути разрешения конфликта, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и
столкновения интересов, достижения компромисса.
В учебной компетентности как способности обучающихся самостоятельно и инициативно
создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою

образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и
адекватно их реализовывать. Умение учиться обнаруживает себя в готовности и возможности:
- строить собственную индивидуальную образовательную траекторию на последующих этапах
обучения;
- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по
определенной обучающимся траектории;
- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении цели;
- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения дефицитов;
- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать
продуктивные методы рефлексии.
В результате изучения учебного предмета будут сформированы личностные, познавательные,
коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества
и умения учиться в общении.
Результаты проектной деятельности учащиеся представляют на школьной конференции и в ходе
публичной защиты индивидуального итогового проекта. Основным результатом освоения учебного курса
является успешная защита индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.
2. Содержание учебного курса
Введение
Что такое «проектная деятельность»? Цель и содержание. Задачи курса. Основоположник Дж.
Дьюи. Развитие проектной деятельности в России и за рубежом.
Виды проектов и их особенности. Информационный проект, исследовательский проект, практикоориентированные проекты, социальные проекты.
Классификация проектов по доминирующей деятельности, по комплексности и характеру
контактов: монопроекты, межпредметные; по продолжительности: мини-проекты, краткосрочные,
недельные, годичные.
От проблемы - к цели
Постановка проблемы. Проблема – как противоречие реального и желаемого. Причины
возникновения проблем. Выбор темы информационного проекта. Понятие проблемной ситуации. Анализ
проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Целеполагание. Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость,
прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие
результата. Результаты работы с информационным проектом.
Планирование деятельности. Постановка задач, адекватных цели. Пошаговое представление
(планирование) деятельности. Хронологическая последовательность действий и расчет времени,
необходимого для их выполнения.
«Дневник исследователя». Создание визитной карточки проекта, заполнение дневника
исследователя, создание базы данных и электронных рабочих папок для хранения результатов работы по
проекту.
Анализ ресурсов. Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов, полезных для работы с
информационным проектом.
Практическая работа № 1 Составление дневника исследования.
Работа с информационными источниками
Виды информационных источников. Справочники, учебники, статьи, монографии, архивные
документы, статистические материалы, Интернет, электронные издания, радио и телевизионные
источники и др.
Работа с каталогами. Организация информации в каталоге. Виды каталогов. Параметры поиска
информации в каталоге.
Работа со справочной литературой. Виды справочной литературы. Способы размещения
информации в справочной литературе. Поиск и отбор информации. Оформление ссылок Способы
первичной обработки информации. Чтение текста с маркированием. Работа с терминами и понятиями.
Коллажирование как способ обработки первичной информации. Использование электронных
энциклопедий. Содержание электронных энциклопедий; приёмы поиска информации в подобных
источниках.
Работа со статистическим материалом. Статистические таблицы и приемы работы с ними.

Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и
диаграмм. Оформление числовых данных.
Создание публикаций
Виды публикаций. Реферат, тезисы, статья, буклет, монография, доклад, бюллетень,
исследовательская работа и их различия. Требования к оформлению публикаций.
Реферат. Структура реферата. Оглавление, введение, основная часть, заключение, список
литературы, рецензия и их функции.
Требования к оформлению реферата. Оформление титульного листа, оглавления, введения,
заключения, основной части, ссылок, заголовков, списка литературы, нумерация разделов.
Критерии оценивания. Актуальность, логичность и системность изложения, взаимосвязанность
основных вопросов, полнота раскрытия темы в соответствии с планом, творчество и самостоятельность
автора при написании реферата, научный язык изложения, глубина анализа, изложение целей и задач,
наличие обзора источников, соответствие оформления работы требованиям.
Тезисы. Цель написания тезисов информационных проектов, структура, требования, критерии
оценивания.
Практическая работа№ 2 Составление тезисов.
Представление информации
Оформление портфолио проекта. Задачи портфолио; состав портфолио проекта. Содержание
информации. Объем информации в зависимости от вида публикаций. Построение предложений.
Расположение информации на странице. Оформление ссылок
Действия при оформлении ссылок. Библиографические правила цитирования источников.
Создание библиографического описания первоисточников при цитировании документов в
различной форме.
Дизайн информации. Представление информации в виде таблиц, схем, графиков, гистограмм и
диаграмм. Оформление числовых данных.
Презентация продукта.
Презентация в виде доклада с иллюстрациями; раздача изданного информационного бюллетеня;
представление веб-сайта с результатами исследования.
Составление текста к публичному выступлению. Разработка темы на уровне идей и плана речи.
Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного
выступления. Нормы этикета.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации,
влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной
коммуникации (выражение лица, жесты, поза, зрительный контакт, внешность, личное пространство).
Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы
речи при публичном выступлении.
Методы привлечения внимания аудитории. Риторические приемы, позволяющие сделать речь
более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, и др.)
Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи
(логическое и эстетическое начала публичного выступления).
Работа с вопросами. Для чего мы спрашиваем? Виды вопросов в зависимости от их цели и формы.
Виды ответов по форме. Речевые формулы задания вопросов. Связь цели и формы вопроса. Поведение
выступающего при вопросах. Форма вопроса и форма ответа.
Публичное выступление. Представление работ. Конференция. Требования к защите
индивидуального итогового проекта выпускника основной школы.
Практическая работа № 3 Составление вопросов к проекту.
Анализ результатов работы
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Различия приведенных понятий. Эталоны и оценочные
шкалы. Способы оценивания работ. Критерии и процедура оценивания. Оценка и самооценка.
«Сильные» и «слабые» стороны работы и их анализ. Успех и как его добиться. Неудача, или как
преодолеть трудности и избежать неудач. Оценка собственного продвижения.
3. Тематическое планирование
8 класс

Тема
Введение - 4 часа

Кол-во часов

Из истории метода проектов
1
Что такое «проектная деятельность»?
1
Виды проектов и их особенности
1
Классификация проектов
1
От проблемы - к цели -5 часов
Постановка проблемы.
1
Выбор темы информационного проекта
1
Целеполагание.
1
Планирование деятельности
1
«Дневник исследователя»
1
Работа с информационными источниками - 5 часов
Виды информационных источников
1
Работа с каталогами
1
Работа со справочной литературой
1
Использование электронных энциклопедий
1
Работа со статистическим материалом
1
Создание публикаций -5 часов
Виды публикаций
1
Реферат. Структура реферата.
1
Оформлению реферата.
1
Критерии оценивания реферата.
1
Тезисы.
1
Представление информации -5 часов
Оформление портфолио проекта
1
Содержание информации
1
Оформление ссылок на используемые источники
1
Библиографические правила цитирование источников
1
Дизайн информации
1
Презентация продукта - 7 часов
Формы презентации
1
Составление текста публичного выступления
1
ЧТО и КАК мы говорим
1
Допустимые речевые обороты
1
Методы привлечения внимания в аудитории
1
Работа с вопросами
1
Публичное выступление. Представление и защита работ.
1
Анализ результатов работы - 3 часа
Понятия «отметка», «оценка», «контроль». Способы оценивания
1
работ.
1
Критерии и процедура оценивания.
1
Оценка. Самооценка
34 часа
Итого
9 класс
Тема
Введение - 2 часа
Индивидуальный итоговый проект выпускника
Выбор темы
От проблемы - к цели - 5 часов
Постановка проблемы

Кол-во часов
1
1
1

Целеполагание
1
Планирование деятельности
1
Индивидуальные консультации «Тема проекта. Планирование
2
деятельности»
Работа с информационными источниками - 8 часов
Работа с дополнительными источниками информации
1
Социологический опрос. Технология проведения
1
Обработка результатов социологического опроса
1
Анализ статистических данных
1
Отбор информации по теме проекта
1
Индивидуальные консультации «Информационное содержание
3
индивидуального проекта»
Представление информации - 8 часов
Оформление письменной части итогового проекта
1
Графические составляющие письменной части итогового проекта
1
Индивидуальные консультации «Оформление письменной части
3
индивидуального проекта»
Оформление готового продукта индивидуального проекта
1
Индивидуальные консультации «Готовый продукт»
2
Презентация продукта - 9 часов
Требования к итоговой презентации индивидуального проекта
1
Составление текста публичного выступления
1
Методы привлечения внимания в аудитории
1
Готовый продукт проекта
1
Публичное выступление. Представление и защита работ
1
Работа с вопросами
1
Индивидуальные консультации «Защита индивидуального
3
проекта»
Анализ результатов работы - 2 часа
Критерии и процедура оценивания индивидуального проекта
1
Оценка руководителя и самооценка индивидуального проекта
1
34 часа
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».