Пояснительная записка
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным
элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать
теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является
основным
критерием
творческого
усвоения
предмета,
способствует
политехнической
подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет
кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой
и математикой, воспитывает самостоятельность.
Данный курс предназначен для учащихся, обучающихся в профильных 10-11 классах. Он
позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать курс химии,
подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах,
развивают интерес к изучению предмета.
Основной подход программой,
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных
опирающийся
на
имеющуюся
теоретическую
базу,
с
последующим
самостоятельным решением подобных и усложнённых заданий, а затем - проверкой и
обсуждением результатов.
Задачи курса:
Развивать у учащихся умения применять теоретические знания для решения задач.
Формировать навыки решения задач различного уровня сложности.
Прививать учащимся умение самостоятельно пополнить свои знания,
ориентироваться в потоке научной информации.
Способствовать профессиональной ориентации учащихся
Создать условия учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.
В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы: фронтальный
разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное
решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач,
решение расчетно-практических задач.
Курс развивает у учащихся умения решать расчетные и экспериментальные задачи,
развивает общие интеллектуальные умения, а именно, логического мышления, умений
анализировать,
конкретизировать,
обобщать,
применять
приемы
сравнения,
развитие
творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей
собственной
деятельности,
обеспечение
самостоятельности
и
активности
учащихся,
достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных,
творческих заданиях. Также у учащихся воспитывается трудолюбие, целеустремленность,
развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной
цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство
природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Выполнение задач расширяет
кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и
следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению
трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития
химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Учебно-тематический план 10 класса
№ п\п
занятия
1
Темы занятия
Решение упражнений по основным положениям теории строения
Количество
часов
1
органических соединений.
2
Общие требования к решению задач по химии. Основные физические
1
величины, применяемые при химических расчётах и единицы их
измерения. Основные типы вычислений по химическим формулам
3
Алгоритмы решения типовых задач по уравнениям реакций.
1
4
Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ
1
по данным массовых долей элементов и плотности газообразных
веществ
5
Задачи на установление формулы вещества по продуктам сгорания.
1
6
Установление молекулярной формулы с использованием общей
1
формулы гомологического ряда.
7
Задачи на нахождение молекулярных формул разных типов
1
8
Комбинированные и усложнённые задачи на нахождение
1
молекулярных формул органических веществ
9
Генетические связи алканов и алкенов.
1
10
Комбинированные и усложнённые задачи по разделу
1
“Углеводороды”.
11
Генетические связи алкадиенов.
1
12
Генетические связи бензола.
1
13
Задачи на определение объемной доли (%), мольной доли (%)
1
компонентов газовой смеси углеводородов.
14
Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды»
1
15
Решение задач по теме «Природные источники углеводородов»
1
16
Генетические связи спиртов
1
17
Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Предельные
1
одноатомные спирты” и «Фенолы»
18
Генетические связи альдегидов и кетонов.
1
19
Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбонильные
1
соединения – альдегиды и кетоны”.
20
Генетические связи карбоновых кислот.
1
21
Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбоновые
1
кислоты»
22
Генетические связи сложных эфиров
1
23
Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с
1
участием органических веществ. Расстановка коэффициентов
методом электронного баланса.
24
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
1
25
Генетические связи аминов.
1
4 четверть
26
Комбинированные и усложнённые задачи по теме «Амины»
1
27
Генетические связи аминокислот.
1
28
Задачи на нахождение молекулярных формул аминокислот
1
29
Решение качественных задач на распознавание органических
1
соединений.
30
Задачи по уравнениям последовательных превращений.
1
31
Задачи по уравнениям последовательных превращений.
1
32
Качественные задачи на идентификацию органических веществ
1
34
Именные реакции в органической химии
1
35
Комбинированные и усложнённые задачи по изученным
1
органическим веществам
Учебно-тематический план 11 класса
№
Темы занятия
час
ы
1
Алгоритм решения задач на определение химических формул
1
неорганических веществ на основе реакций с их участием
2
Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия,
1
объединенный газовый закон Бойля Мариотта и Гей-Люссака и
уравнение Менделеева-Клапейрона)
3
Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях
1
4
Задачи по уравнениям параллельных реакций
1
5
Задачи по уравнениям последовательных превращений.
1
6
Задачи на тему “Термохимия” (применение следствия закона Гесса).
1
7
Задачи на возможность протекания химических реакций на основе
1
нахождения энергии Гиббса
8
Расчётные задачи по теме «Скорость химической реакции»
1
9
Расчётные задачи по теме «Химическое равновесие и способы его
1
смещения»
10
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если
1
одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
11
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от
1
теоретически возможного
12
Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах
1
13
Задачи на химические превращения вещества, взятого для реакции в
1
избытке
14
Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием
1
правила смешения. Задачи на растворение в воде щелочных металлов,
кристаллогидратов
15
Сложные случаи реакций ионного обмена.
1
16
Сложные случаи реакций ионного обмена
1
17
Составление уравнений ступенчатого гидролиза.
1
18
Вычисления по химическим уравнениям с учётом совместного гидролиза
1
19
Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с
1
использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.
20
Продукты окислительно - восстановительных реакций в зависимости от
1
среды реакции
21
Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и
1
расплавов электролитов”
22
Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и
1
расплавов электролитов”
23
Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов
1
металлов
24
Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов
1
металлов
25
Решение расчётных задач на взаимодействие щелочных металлов с
1
водой.
26
Вычисления по уравнениям реакций с участием кристаллогидратов
1
27
Качественные и количественные задачи на превращения неорганических
1
веществ
28
Качественные и количественные задачи на превращения органических
1
веществ
29
Практическая работа: «Получение комплексных солей».
1
30
Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по
1
известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ
31
Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по
1
известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ
32
Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от
1
теоретически возможного
33
Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси
1
34
Решение задач разного типа
1
Планируемые результаты:
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:
в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности,
патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических
веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:
использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская
деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и
синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск
аналогов;
познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том
числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего
образования являются:
1) в познавательной сфере:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том
числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений,
химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее
анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим
рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики
строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и
образованных ими простых и сложных веществ;
установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений
от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира;
2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и
переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной,
проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального
проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с веществами,
материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Курс предполагает без отметочную систему работы учащихся. По окончанию курса
ставится зачет/незачет.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (Открытый банк
заданий ЕГЭ)
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
3. http://dsyuru.bget.ru/index.php?id_co- Интернет –уроки для тех, кто любит химию и
биологию.
Ресурсы дистанционного обучения
1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.
2. http://reshuege.ru- "Решу ЕГЭ" - образовательный портал