Рабочая программа вариативного курса Решение задач повышенной сложности по химии для 10-11 класса

Пояснительная записка
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным
элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать
теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является
основным

критерием

творческого

усвоения

предмета,

способствует

политехнической

подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет
кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой
и математикой, воспитывает самостоятельность.
Данный курс предназначен для учащихся, обучающихся в профильных 10-11 классах. Он
позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать курс химии,
подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах,
развивают интерес к изучению предмета.
Основной подход программой,

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных

опирающийся

на

имеющуюся

теоретическую

базу,

с

последующим

самостоятельным решением подобных и усложнённых заданий, а затем - проверкой и
обсуждением результатов.
Задачи курса:


Развивать у учащихся умения применять теоретические знания для решения задач.



Формировать навыки решения задач различного уровня сложности.



Прививать учащимся умение самостоятельно пополнить свои знания,
ориентироваться в потоке научной информации.



Способствовать профессиональной ориентации учащихся



Создать условия учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ.

В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы: фронтальный
разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное
решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач,
решение расчетно-практических задач.
Курс развивает у учащихся умения решать расчетные и экспериментальные задачи,
развивает общие интеллектуальные умения, а именно, логического мышления, умений
анализировать,

конкретизировать,

обобщать,

применять

приемы

сравнения,

развитие

творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей
собственной

деятельности,

обеспечение

самостоятельности

и

активности

учащихся,

достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных,
творческих заданиях. Также у учащихся воспитывается трудолюбие, целеустремленность,
развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной
цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство
природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Выполнение задач расширяет
кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и
следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению
трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития
химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Учебно-тематический план 10 класса
№ п\п
занятия
1

Темы занятия
Решение упражнений по основным положениям теории строения

Количество
часов
1

органических соединений.
2

Общие требования к решению задач по химии. Основные физические

1

величины, применяемые при химических расчётах и единицы их
измерения. Основные типы вычислений по химическим формулам
3

Алгоритмы решения типовых задач по уравнениям реакций.

1

4

Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ

1

по данным массовых долей элементов и плотности газообразных
веществ
5

Задачи на установление формулы вещества по продуктам сгорания.

1

6

Установление молекулярной формулы с использованием общей

1

формулы гомологического ряда.
7

Задачи на нахождение молекулярных формул разных типов

1

8

Комбинированные и усложнённые задачи на нахождение

1

молекулярных формул органических веществ
9

Генетические связи алканов и алкенов.

1

10

Комбинированные и усложнённые задачи по разделу

1

“Углеводороды”.
11

Генетические связи алкадиенов.

1

12

Генетические связи бензола.

1

13

Задачи на определение объемной доли (%), мольной доли (%)

1

компонентов газовой смеси углеводородов.
14

Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды»

1

15

Решение задач по теме «Природные источники углеводородов»

1

16

Генетические связи спиртов

1

17

Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Предельные

1

одноатомные спирты” и «Фенолы»
18

Генетические связи альдегидов и кетонов.

1

19

Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбонильные

1

соединения – альдегиды и кетоны”.
20

Генетические связи карбоновых кислот.

1

21

Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбоновые

1

кислоты»
22

Генетические связи сложных эфиров

1

23

Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с

1

участием органических веществ. Расстановка коэффициентов
методом электронного баланса.
24

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

1

25

Генетические связи аминов.

1

4 четверть
26

Комбинированные и усложнённые задачи по теме «Амины»

1

27

Генетические связи аминокислот.

1

28

Задачи на нахождение молекулярных формул аминокислот

1

29

Решение качественных задач на распознавание органических

1

соединений.
30

Задачи по уравнениям последовательных превращений.

1

31

Задачи по уравнениям последовательных превращений.

1

32

Качественные задачи на идентификацию органических веществ

1

34

Именные реакции в органической химии

1

35

Комбинированные и усложнённые задачи по изученным

1

органическим веществам

Учебно-тематический план 11 класса
№

Темы занятия

час
ы

1

Алгоритм решения задач на определение химических формул

1

неорганических веществ на основе реакций с их участием
2

Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия,

1

объединенный газовый закон Бойля Мариотта и Гей-Люссака и
уравнение Менделеева-Клапейрона)
3

Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях

1

4

Задачи по уравнениям параллельных реакций

1

5

Задачи по уравнениям последовательных превращений.

1

6

Задачи на тему “Термохимия” (применение следствия закона Гесса).

1

7

Задачи на возможность протекания химических реакций на основе

1

нахождения энергии Гиббса
8

Расчётные задачи по теме «Скорость химической реакции»

1

9

Расчётные задачи по теме «Химическое равновесие и способы его

1

смещения»
10

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если

1

одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей
растворенного вещества.
11

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от

1

теоретически возможного
12

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах

1

13

Задачи на химические превращения вещества, взятого для реакции в

1

избытке
14

Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием

1

правила смешения. Задачи на растворение в воде щелочных металлов,
кристаллогидратов
15

Сложные случаи реакций ионного обмена.

1

16

Сложные случаи реакций ионного обмена

1

17

Составление уравнений ступенчатого гидролиза.

1

18

Вычисления по химическим уравнениям с учётом совместного гидролиза

1

19

Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с

1

использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним.
20

Продукты окислительно - восстановительных реакций в зависимости от

1

среды реакции
21

Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и

1

расплавов электролитов”
22

Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и

1

расплавов электролитов”
23

Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов

1

металлов
24

Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов

1

металлов
25

Решение расчётных задач на взаимодействие щелочных металлов с

1

водой.
26

Вычисления по уравнениям реакций с участием кристаллогидратов

1

27

Качественные и количественные задачи на превращения неорганических

1

веществ
28

Качественные и количественные задачи на превращения органических

1

веществ
29

Практическая работа: «Получение комплексных солей».

1

30

Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по

1

известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ
31

Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по

1

известному количеству вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ
32

Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от

1

теоретически возможного
33

Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

1

34

Решение задач разного типа

1

Планируемые результаты:
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на
достижение обучающимися следующих личностных результатов:


в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности,
патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;



в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;



в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей
познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;



в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и
безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления

алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических
веществ.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии:


использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская
деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;



владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и
синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск
аналогов;



познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;



умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;



умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике;



использование различных источников для получения химической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата;



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;



готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;



умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;



владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и
точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том
числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего
образования являются:
1) в познавательной сфере:


знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;



умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты,
используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;



умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том
числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;



умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений,
химические реакции;



готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием,
фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать
выводы;



умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства
неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;



поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее
анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;



- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой
химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим
рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики
строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и
образованных ими простых и сложных веществ;



установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений
от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения
(предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;



моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;



понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной
картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и
переработкой важнейших химических продуктов;
3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной,
проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального
проекта по химии;
4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с веществами,
материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Курс предполагает без отметочную систему работы учащихся. По окончанию курса
ставится зачет/незачет.

Интернет-ресурсы:
1. http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (Открытый банк
заданий ЕГЭ)

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
3. http://dsyuru.bget.ru/index.php?id_co- Интернет –уроки для тех, кто любит химию и
биологию.
Ресурсы дистанционного обучения
1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии.
2. http://reshuege.ru- "Решу ЕГЭ" - образовательный портал


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».