Рабочая программа вариативного курса Актуальные вопросы обществознания для 9 класса

Пояснительная записка.
Элективный
предназначен для

курс

«Актуальные

вопросы

обществознания»»

учащихся 9 класса основной школы готовящихся к

государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Цель элективного курса: повторение и систематизация учебного материал по
предмету «Обществознание» за курс основной школы необходимый для сдачи
экзамена в форме ОГЭ, отработка умений по данному предмету практического
характера.
Задачи элективного курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание»

в

соответствии

с

современными

требованиями

к

государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ;
- отрабатывать умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
познавательного и практического характера;
- отрабатывать умения и навыки решения тестовых заданий разного уровня
сложности;
- отрабатывать умения и навыки работы с текстом.
Программа кружка рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) и включает
основные темы
освоивших

содержания и требований к уровню подготовки обучающихся,

основные

общеобразовательные

программы

основного

общего

образования, для проведения государственной итоговой аттестации (в форме ОГЭ)
по обществознанию.
Учитывая, тот факт, что девятиклассники впервые сдают экзамены и
испытывают на данном этапе затруднения в самостоятельной подготовке к
государственной итоговой аттестации, ведущая роль в организации учебной
деятельности отводится учителю. При этом предполагаются разнообразные формы
работы: лекционные занятия, семинары, практические занятия, зачёты. Большое
внимание уделяется решению тестовых заданий, практическому решению задач.
Планируется обучающее, тренировочное и контрольное решение тестов.

Отработка навыков проверки знаний

осуществляется с использованием

материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к государственной
итоговой аттестации» и материалов специальных

сайтов сети Интернет.

Предполагается тестовые зачётные работы после каждой блоковой темы. По итогам
курса

-

выполнение учениками зачётной работы. Форма оценивания –

зачет/незачет.
Содержание курса.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и
природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное

в

человеке.

Личность.

Особенности

подросткового

возраста.

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Человек и его
ближайшее окружение .Межличностные отношения. Общение. Межличностные
конфликты, их конструктивное разрешение.
Тема 2. Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного обществ.
Образование

и

его

значимость

в

условиях

информационного

общества.

Возможности получения общего и профессионального образования в Российской
Федерации. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни
современного общества. Свобода совести.

Мораль. Гуманизм. Патриотизм,

гражданственность.
Тема 3. Экономическая сфера.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля.
Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство.

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Налоги,

уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между
поколениями

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные ценности и
норм. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный
конфликт и пути его решения
Межнациональные отношения.
Тема 5. Политическая сфера.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства.
Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия.
Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни.

Выборы, референдум. Политические

партии и движения, их роль в общественно жизни. Гражданское общество и
правовое государство.
Тема 6. Право.
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.
Понятие

и

виды

юридической

ответственности.

Конституция

Российской

Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.
Правоохранительные

органы.

Судебная

система.

Взаимоотношения

органов

государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и
свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина.

Права ребенка и их защита. Особенности правового

статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.

Гражданские

правоотношения.

Права

собственности.

Права

потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные
понятия

и

институты

несовершеннолетних.

уголовного

права.

Уголовная

ответственность

Тематическое планирование элективного курса:
№

Название темы

1.
1.1

Человек и общество.
Общество
и
человек.
Природа и общество.

1.2
1.3

Человек, индивид, личность.
Деятельность.
Тестовый практикум по теме.

2
2.1

Сфера духовной культуры.
Наука. Образование.

2.2

Религия. Культура.

2.3

Тестовый практикум по теме.

3.
3.1

Экономическая сфера.
Экономика.
Основные
вопросы.

3.2

Рынок.

3.3

Экономическая
государства.

3.4

Тестовый практикум по теме.

4.
4.1

Социальная сфера.
Социальная
структура
общества.
Основные
вопросы.

политика

Количество Форма
часов
проведения
занятия
3
1
Лекция
с
элементами
беседы.
1
Семинарское
занятие.
1
Тренировочное
решение
тестов.
3
1
Лекция
с
элементами
беседы.
1
Семинарское
занятие.
1
Тренировочное
решение
тестов.
4
1
Лекция
с
элементами
беседы.
1
Лекция
с
элементами
беседы.
1
Лекция
с
элементами
беседы.
1
Тренировочное
решение
тестов.
3
1
Лекция
с
элементами
беседы.

Форма
контроля

Решение
тематического
теста.
Участие
в
семинаре
Письменный
зачёт.

Решение
тематического
теста.
Участие
в
семинаре
Зачётный тест

Решение
тематического
теста.
Решение
тематического
теста.
Решение
тематического
теста.
Письменный
зачёт.

Составление
опорного
конспекта

4.2

Этносы.

4.3

Тестовый практикум по теме. 1

5.
5.1

Политическая сфера.
4
Основные
вопросы 1
политической сферы.
Форма государства.
1

5.2

1

5.3

Гражданское общество
правовое государство.

5.4

Тестовый практикум по теме. 1

6.
6.1

Право.
Право. Основные вопросы.

6
1

6.2

Конституция РФ.

1

6.3

Права,
свободы
обязанности граждан.

6.4

Отрасли права.

6.5

Тестовый практикум по теме. 1

6.6
7.

Тестовый практикум по теме.
Практикум по решению
заданий с диаграммами.
Решение
заданий
с
диаграммами
Решение
заданий
с
диаграммами.

7.1
7.2

и 1

и 1

1

1
2
1
1

Лекция
с
элементами
беседы.
Тренировочное
решение
тестов.

Решение
тематического
теста.
Зачётный тест

Семинарское
занятие
Лекция
с
элементами
беседы.
Лекция
с
элементами
беседы.
Тренировочное
решение
тестов.

Участие
в
семинаре
Составление
опорного
конспекта
Решение
тематического
теста.
Письменный
зачёт.

Лекция
с Решение
элементами
тематического
беседы.
теста.
Лабораторное
Решение
занятие
тематического
теста.
Лабораторное
Решение
занятие.
тематического
теста.
Лекция
с Решение
элементами
тематического
беседы.
теста.
Практикум
Решение
задач
Практикум
Зачётный тест

Обучающее
решение задач.
Тренировочное
решение
тестов.

Решение
задач
Решение
задач.

1

Обучающее
решение задач.

Решение
заданий

1

Обучающее
решение задач.

Решение
заданий

1

Практикум

10.2 Обучающий практикум по 1
выполнению заданий части 2

Практикум

10.3 Зачётное задание по части 2

Выполнение
заданий
по
тексту
Выполнение
заданий
по
тексту.
Письменный
зачёт.

Тренировочное
решение
тестов.
Контрольное
Итоговая
решение тестов работа

Практикум по решению
заданий на анализ двух
суждений
9.
Практикум по решению
заданий на установление
фактов и мнений
10. Общий
практикум
по
выполнению заданий части
2
10.1 Обучающий практикум по
выполнению заданий части 2
8.

9.

10.

3

1

Итоговая
3
предэкзаменационная
работа.
Анализ итогового зачёта. 1
Разбор типичных ошибок.
Итого
34 часа

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон
жизни

общества,

в

благополучии

и

процветании

своей

страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании

необходимости

поддержания

гражданского

мира

и

согласия

и

своей

ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей (производитель, потребитель и др.);


овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;



умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на:



использование элементов причинно-следственного анализа;



исследование несложных реальных связей и зависимостей;



определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;



поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;



перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;



объяснение изученных положений на конкретных примерах;



оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения
в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и
правовых норм, экологических требований;



определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:
познавательные
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций
явления

социально

действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их
с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам
с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационные
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей
в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии
общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти
нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
трудовые
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетические
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с
другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативные
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».