Пояснительная записка Факультативный курс «Химия в задачах» для обучающихся 9 классов сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся, выбравших этот предмет для сдачи экзамена, а также для углубления знаний по предмету. Он также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения и выполнения заданий частей 1, части 2 контрольно-измерительных материалов. В условиях предпрофильной подготовки курс способствовует повышению химического образования учащихся. Данная программа предполагает создание условий для профориентации учащихся 9-го класса, успешного обучения их в профильной школе и прохождения ОГЭ. Программа курса способствует формированию теоретического и творческого мышления, а также развитие интеллектуального и творческого потенциала на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач. Позволяет организовать дифференцированную подготовку учащихся к ОГЭ, а также развивает умение выполнять задания и работать с демонстрационным материалом. Курс предполагает без отметочную систему работы учащихся. По окончанию курса ставится зачет. На реализацию курса отводится 17 часа в год 1. Содержание Химические формулы. Химические уравнения. Количество вещества. Молярная масса. Закон Авогадро. Объёмные отношения газов. Растворы. Растворимость. Способы выражения концентрации раствора. Электролитическая диссоциация. Свойства классов веществ в свете диссоциации. Оксиды. Кислоты. Основания. Соли. Генетическая связь между классами веществ. Неметаллы 4-7групп ПСХЭ. Металлы главных и побочных подгрупп. Решение расчетных задач различных типов. Решение экспериментальных задач. 2. Планируемые результаты изучения курса «Химия в задачах» Личностны результаты: - воспитание чувства гордости за российскую химическую науку; - воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; - подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории; - умение управлять своей познавательной деятельностью; - формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями; - развитие готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.) - воспитание химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения. Метапредметные результаты: - овладение навыками самостоятельного приобретений новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии споставленной задачей и условиями ее реализации; - понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; - умения извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; - умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; - умение воспринимать, систематизировать предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; - умение применят индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные способы решения задач; - понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности. Предметны результаты: После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты; • стандартные алгоритмы решения задач; • способы решения различных типов задач. По окончании курса учащиеся должны уметь: • производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовые доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов. • производить расчеты по физическим формулам с использованием понятий “молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”, “относительная плотность газа”, проводить вычисления по объединенному газовому закону и уравнению Менделеева-Клапейрона; • составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-,d-,fэлементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; • давать характеристику химическим элементам по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строению атома; • давать развернутое описание свойств оксидов и гидроксидов данного химического элемента, ориентироваться в изменении их свойств в периодах и главных подгруппах; • выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции; • вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного; • выполнять расчеты по термохимическим уравнениям; • рассчитывать скорость гомогенных и гетерогенных реакций, в том числе на основе закона действия масс и правила Вант-Гоффа; • определять смещение химического равновесия по принципу Ле-Шателье; • производить вычисление состава раствора с использованием понятия “массовая доля растворенного вещества в растворе”; • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса; • составлять уравнения электролиза расплавов и растворов электролитов. 3.Тематическое планирование. № 1 Тема занятия Строение атома. Закономерности изменения свойств атомов элементов в пределах периодов и групп ПСХЭ. 2 3 4 5 6 Химические свойства металлов. Химические свойства неметаллов. Решение задач на массовые доли веществ в смеси. Задачи на определение массы или объема вещества по количеству вещества Задачи на определение массы или объема вещества - участника химической реакции по массе или объему другого участника реакции. Задачи разных типов Электролиты и неэлектролиты. Ионные реакции. Оксиды. Соли. Основания. Кислоты. Концентрированные серная и азотная кислота. Амфотерные соединения. Решение цепочек превращения Окислительно - востановительные реакции Химические свойства предельных углеводородов Химические свойства непредельных углеводородов Химические свойства органических веществ Решение задач разных типов. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 часы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1