Рабочая программа вариативного курса «Трудные вопросы русского языка» для обучающихся 9 класса Пояснительная записка Грамотное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе орфографического навыка, который поможет учащемуся остановиться, задуматься, проверить себя, когда это необходимо. Иногда учащиеся могут сформулировать то или иное орфографическое правило, однако необходимость применить его в неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой проблемой. Изучение курса поможет в дальнейшем выборе профессии, в жизненном самоопределении, неразрывно связанном со знанием законов русского языка. Важной задачей становится научить школьников видеть свои ошибки, выработать «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю), реализуется за счет вариативной части учебного плана и направлен на расширение знаний по учебному предмету «Русский язык». Целями данного курса является повышение интереса к русскому языку как предмету, углубление и систематизация знаний школьников по орфографии за курс 5-8 классов, а также закрепление навыков грамотного письма и активизации внимания учащихся к собственной письменной речи. Задачи курса - закрепить и углубить знания, развивать умения учащихся по грамматике и правописанию; - восполнить пробелы в знаниях учащихся; -выработать «орфографическую зоркость» как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста; - совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; - обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений; - подготовить учащихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку. Учебные занятия по данному курсу соответствуют применяемым формам и методам обучения. Виды и формы контроля: тесты, самостоятельные работы. содержанию, целям, Содержание курса Раздел 1. Орфография – раздел науки о языке (1 час) Орфограмма. Раздел 2. Правописание корней (6 часов) Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных. Чередование гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Удвоенные согласные. Раздел 3. Правописание приставок (3 часа) Виды приставок. Правописание приставок пре- и при-. Ы – И после приставок на согласный. Раздел 4. Правописание суффиксов (10 часов) Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание гласной перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в различных частях речи. Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Н и НН в кратких прилагательных и причастиях. Правописание суффиксов наречий. Раздел 5. Правописание окончаний (4 часа) Правописание окончаний существительных. Правописание окончаний имён прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. Раздел 6. Правописание Ь и Ъ (2 часа) Употребление Ь. Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Разделительные Ь и Ъ. Раздел 7. Слитные, дефисные и раздельные написания (7 часов) Слитные, дефисные и раздельные написания сложных существительных. Сложные слова с полу-, пол-. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных прилагательных. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц. Слитное и раздельное написание омофонов. Прописная и строчная буквы. Обобщение изученного материала (1 час) Планируемые результаты после изучения курса В результате изучения курса обучающий должен знать: - основные нормы русского литературного языка; - условия, от которых зависит написание, и норму, действующую при данных условиях; - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы и приёмы разграничения схожих написаний. уметь: -применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для продолжения образования в повседневной и профессиональной деятельности; - решать задания в формате ОГЭ. Контроль Степень обученности проверяется в ходе тематического и итогового контроля отметкой «зачёт» или «незачёт». Содержание курса Раздел 1. Орфография – раздел науки о языке (1 час) Орфограмма. Раздел 2. Правописание корней (6 часов) Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных. Чередование гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Удвоенные согласные. Раздел 3. Правописание приставок (3 часа) Виды приставок. Правописание приставок пре- и при-. Ы – И после приставок на согласный. Раздел 4. Правописание суффиксов (10 часов) Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание гласной перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в различных частях речи. Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Н и НН в кратких прилагательных и причастиях. Правописание суффиксов наречий. Раздел 5. Правописание окончаний (4 часа) Правописание окончаний существительных. Правописание окончаний имён прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. Раздел 6. Правописание Ь и Ъ (2 часа) Употребление Ь. Употребление Ь для обозначения грамматических форм. Разделительные Ь и Ъ. Раздел 7. Слитные, дефисные и раздельные написания (7 часов) Слитные, дефисные и раздельные написания сложных существительных. Сложные слова с полу-, пол-. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных прилагательных. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц. Слитное и раздельное написание омофонов. Прописная и строчная буквы. Обобщение изученного материала (1 час) Учебно-тематическое планирование № Тематические блоки (разделы) Общее колво часов Из них – лекции Практикумы Контроль 1 2 3 4 5 6 7 Орфография – раздел науки о языке Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов Правописание окончаний Правописание Ь и Ъ Слитные, дефисные и раздельные написания ИТОГО 1 1 6 3 3 1 2 1 1 1 10 5 4 1 4 1 2 8 1 4 1 3 1 34 15 13 6 2 1 Календарно-тематическое планирование «Трудные вопросы русского языка» (9класс) № заня тия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема Форма организации работы Виды деятельности учащихся Орфограмма Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Правописание непроверяемых безударных гласных Чередование гласных в корне слова Правописание проверяемых согласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова Удвоенные согласные Виды приставок Правописание приставок пре- и приЫ – И после приставок на согласный Правописание суффиксов существительных Правописание суффиксов комплексная аудирование конспектирование парная групповая таблицы групповая работа со словарём конспектирование индивидуальная комплексная составление алгоритма коллективная индивидуальная комплексная таблицы конспектирование таблицы индивидуальная групповая составление алгоритма конспектирование индивидуальная таблицы Дат а по пла ну Дата по факт у прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. 14. Правописание гласной перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени 15Правописание суффиксов 16. причастий 17. Правописание Н и НН в различных частях речи 18. Отличие причастий от отглагольных прилагательных. 19. Н и НН в кратких прилагательных и причастиях 20. Правописание суффиксов наречий 21-22 Правописание окончаний существительных 23. Правописание окончаний имён прилагательных и причастий 24. Правописание окончаний глаголов 25. Употребление Ь. Употребление Ь для обозначения грамматических форм 26. Разделительные Ь и Ъ 27. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных существительных. Сложные слова с полу-, пол28. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных прилагательных 29. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных наречий 30. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи 31. Слитное, дефисное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц. 32. Слитное и раздельное написание омофонов 13. коллективная парная составление алгоритма таблицы индивидуальная парная групповая таблицы таблицы составление алгоритма комплексная таблицы индивидуальная парная таблицы индивидуальная групповая составление алгоритма таблицы индивидуальная аудирование групповая комплексная таблицы составление алгоритма индивидуальная таблицы парная аудирование групповая таблицы индивидуальная составление алгоритма комплексная таблицы 33. 34. Прописная и строчные буквы Обобщение изученного материала Электронные ресурсы 1. http://fipi.ru/ 2. http://egemetr.ru/ 3. http://ege.yandex.ru/ парная комплексная составление алгоритма аудирование