Рабочая программа вариативного курса Химия в задачах для 9 класса

Пояснительная записка
Факультативный курс «Химия в задачах» для обучающихся 9 классов сопровождает
учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся, выбравших этот предмет для
сдачи экзамена, а также для углубления знаний по предмету. Он также может быть
использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по
химии и построения образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по
всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать
возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим
материалом и отработки практических навыков решения и выполнения заданий частей 1,
части 2 контрольно-измерительных материалов.
В условиях предпрофильной подготовки курс
способствовует повышению
химического образования учащихся. Данная программа предполагает создание условий для
профориентации учащихся 9-го класса, успешного обучения их в профильной школе и
прохождения ОГЭ.
Программа курса способствует формированию теоретического и творческого
мышления, а также развитие интеллектуального и творческого потенциала на основе
формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и
практических задач. Позволяет организовать дифференцированную подготовку учащихся к
ОГЭ, а также развивает умение выполнять задания и работать с демонстрационным
материалом.
Курс предполагает без отметочную систему работы учащихся. По окончанию курса
ставится зачет.
На реализацию курса отводится 17 часа в год
1. Содержание
Химические формулы. Химические уравнения.
Количество вещества. Молярная масса.
Закон Авогадро. Объёмные отношения газов.
Растворы. Растворимость. Способы выражения концентрации раствора.
Электролитическая диссоциация. Свойства классов веществ в свете диссоциации.
Оксиды. Кислоты. Основания. Соли.
Генетическая связь между классами веществ.
Неметаллы 4-7групп ПСХЭ.
Металлы главных и побочных подгрупп.
Решение расчетных задач различных типов.
Решение экспериментальных задач.
2. Планируемые результаты изучения курса «Химия в задачах»
Личностны результаты:
- воспитание чувства гордости за российскую химическую науку;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты
окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
-

подготовка

к

осознанному

выбору

индивидуальной

образовательной

или

профессиональной траектории;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
современными информационными технологиями;
- развитие готовности к решению творческих задач, способности оценивать проблемные
ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных
видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая
и др.)
- воспитание химико-экологической культуры, являющейся составной частью
экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретений новых знаний, организации
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
споставленной задачей и условиями ее реализации;
- понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать
определения понятиям, классифицировать материал, проводить эксперименты,
аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
- умения извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети
Интернет;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами
наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
- умение воспринимать, систематизировать предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах; анализировать полученную информацию в
соответствии с поставленными задачами;
- умение применят индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные способы решения задач;
- понимание значимости различных видов профессиональной и общественной
деятельности.
Предметны результаты:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
• основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
• стандартные алгоритмы решения задач;
• способы решения различных типов задач.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
• производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс
и массовые доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу
вещества по массовым долям элементов.
• производить расчеты по физическим формулам с использованием понятий
“молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”, “относительная
плотность газа”, проводить вычисления по объединенному газовому закону и
уравнению Менделеева-Клапейрона;
• составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-,d-,fэлементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;
• давать характеристику химическим элементам по их положению в
периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строению атома;
• давать развернутое описание свойств оксидов и гидроксидов данного
химического элемента, ориентироваться в изменении их свойств в периодах и
главных подгруппах;

• выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы
реагентов или продуктов реакции;
• вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке
или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически
возможного;
• выполнять расчеты по термохимическим уравнениям;
• рассчитывать скорость гомогенных и гетерогенных реакций, в том числе на
основе закона действия масс и правила Вант-Гоффа;
• определять смещение химического равновесия по принципу Ле-Шателье;
• производить вычисление состава раствора с использованием понятия “массовая
доля растворенного вещества в растворе”;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с
использованием метода электронного баланса;
• составлять уравнения электролиза расплавов и растворов электролитов.

3.Тематическое планирование.
№
1

Тема занятия
Строение атома. Закономерности изменения свойств атомов элементов в
пределах периодов и групп ПСХЭ.

2
3
4
5
6

Химические свойства металлов.
Химические свойства неметаллов.
Решение задач на массовые доли веществ в смеси.
Задачи на определение массы или объема вещества по количеству вещества
Задачи на определение массы или объема вещества - участника химической
реакции по массе или объему другого участника реакции.
Задачи разных типов
Электролиты и неэлектролиты. Ионные реакции.
Оксиды. Соли. Основания. Кислоты.
Концентрированные серная и азотная кислота.
Амфотерные соединения.
Решение цепочек превращения
Окислительно - востановительные реакции
Химические свойства предельных углеводородов
Химические свойства непредельных углеводородов
Химические свойства органических веществ
Решение задач разных типов.

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

часы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».