ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена для учащихся 5 классов и предназначена для ее использования в вариативной части школьного учебного плана. Содержание материала соответствует государственному стандарту основной образовательной программы. При необходимости программа может послужить подспорьем при подготовке учащихся к внеурочной работе. Программа состоит из достаточно крупных и относительно изолированных блоков, что предоставляет возможность учителю варьировать структуру изложения материала, менять при необходимости местами различные разделы, стимулировать творческую инициативу. Цели курса: адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу, развитие математического мышления в процессе усвоения знаний, приобретения умений и навыков, формирование устойчивого интереса к математике, приобщение к истории математики как части общечеловеческой культуры. Задачи курса: усвоение ряда базовых понятий, лежащих в основе современной математической подготовки школьника, развитие представления о математике как средстве познания окружающего мира. Оценка знаний по данному вариативному курсу не является обязательной. Оценка в форме зачета (зачет - незачет). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. 1. Натуральные числа. Строение натурального числа в десятичной системе счисления. Сравнение натуральных чисел. Делимость чисел. Признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9. Представление натуральных чисел на координатном луче. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римские цифры. Перебор и подсчет вариантов. Число n!. Магические квадраты. 2. Наглядная геометрия. Простейшие геометрические фигуры (прямая, окружность, луч, отрезок, ломаная, угол, многоугольник). Фигуры на плоскости (треугольник, квадрат, четырехугольник). Задача на разрезание и складывание фигур. Геометрия клетчатой бумаги. Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранник). Развертка куба, параллелепипеда. Измерение длины, вычисление площадей и объемов. 3. Дробные числа. Доли. Обыкновенные дроби. Изображение на координатном луче. Правильные и неправильные обыкновенные дроби. Смешанные числа. Десятичные дроби и действия над ними. Округление чисел. Проценты. Отыскание части от числа и числа по его части. 4. Решение задач арифметическим способом. Решение логических задач, задач алгоритмического характера. Задачи на совместную работу, задачи на движение в одном и том же и в противоположных направлениях, задачи на переливание, разрезание, взвешивание, задачи на проценты. Задачи на поиск закономерностей. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение наглядной геометрии в 5 классе позволяет достичь следующих результатов Личностные универсальные учебные действия В рамках когнитивного компонента будут сформированы: • представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики (происхождение геометрии из практических потребностей людей); • ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии; В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках наглядной геометрии. Ученик получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению геометрии; • умение выбирать желаемый уровень математических результатов; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции. Метапредметные образовательные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится: • совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в математической деятельности; • анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия); • действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений; • применять приемы самоконтроля при решении геметрических задач; • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов. Ученик получит возможность научиться: • самостоятельно ставить учебные цели; • видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения; • основам саморегуляции в математической деятельности в форме управления своим поведением и деятельностью, направленной на осознанного достижение поставленных целей. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: • строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать. Ученик получит возможность научиться: • брать на себя инициативу в решении поставленной задачи; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится: • основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя (с помощью родителей); • осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты; • анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений; • формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов; • с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые геометрические объекты. Ученик получит возможность научиться: • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • самостоятельно давать определение понятиям; • строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Предметные результаты В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум: - знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других; - изображать знакомые фигуры по их описанию; - выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах; - иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами; - измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие; - выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений; - вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы; - проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса; - пользоваться геометрической символикой; - устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам Основные умения и навыки: - владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки, транспортира; - умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник, циркуль) для построения геометрических фигур; - построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий); - пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных линий, отрезков; - умение анализировать свойства геометрических фигур; - складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур; - умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии; - конструирование объемных фигур; - умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера; - построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат; - использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач; - развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой поверхности; - умение использовать теоретические знания в практической работе; 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование темы 1. Натуральные числа. Лекции Практика Всего часов 3 3 6 5 7 12 2 5 7 Строение натурального числа в десятичной системе счисления. Сравнение натуральных чисел. Делимость чисел. Признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9. Представление натуральных чисел на координатном луче. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римские цифры. Перебор и подсчет вариантов. Число n!. Магические квадраты. 2. Наглядная геометрия. Простейшие геометрические фигуры (прямая, окружность, луч, отрезок, ломаная, угол, многоугольник). Фигуры на плоскости (треугольник, квадрат, четырехугольник). Задача на разрезание и складывание фигур. Геометрия клетчатой бумаги. Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранник). Развертка куба, параллелепипеда. Измерение длины, вычисление площадей и объемов. 3. Дробные числа. Доли. Обыкновенные дроби. Изображение на координатном луче. Правильные и неправильные обыкновенные дроби. Смешанные числа. Десятичные дроби и действия над ними. Округление чисел. Проценты. Отыскание части от числа и числа по его части. 4. Решение задач арифметическим способом. 4 5 10 Решение логических задач, задач алгоритмического характера. Задачи на совместную работу, задачи на движение в одном и том же и противоположных направлениях, задачи на переливание, разрезание, взвешивание, задачи на проценты. Задача на поиск закономерностей. Итого 15 19 34