Пояснительная записка Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета, способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность. Данный курс предназначен для учащихся, обучающихся в профильных 10-11 классах. Он позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Основной подход программой, Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и усложнённых заданий, а затем - проверкой и обсуждением результатов. Задачи курса: Развивать у учащихся умения применять теоретические знания для решения задач. Формировать навыки решения задач различного уровня сложности. Прививать учащимся умение самостоятельно пополнить свои знания, ориентироваться в потоке научной информации. Способствовать профессиональной ориентации учащихся Создать условия учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ. В курсе по выбору предполагается использовать следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач, коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач, решение расчетно-практических задач. Курс развивает у учащихся умения решать расчетные и экспериментальные задачи, развивает общие интеллектуальные умения, а именно, логического мышления, умений анализировать, конкретизировать, обобщать, применять приемы сравнения, развитие творческого мышления. При решении задач осуществляется осознание учащимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности учащихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у учащихся воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Учебно-тематический план 10 класса № п\п занятия 1 Темы занятия Решение упражнений по основным положениям теории строения Количество часов 1 органических соединений. 2 Общие требования к решению задач по химии. Основные физические 1 величины, применяемые при химических расчётах и единицы их измерения. Основные типы вычислений по химическим формулам 3 Алгоритмы решения типовых задач по уравнениям реакций. 1 4 Задачи на нахождение молекулярных формул органических веществ 1 по данным массовых долей элементов и плотности газообразных веществ 5 Задачи на установление формулы вещества по продуктам сгорания. 1 6 Установление молекулярной формулы с использованием общей 1 формулы гомологического ряда. 7 Задачи на нахождение молекулярных формул разных типов 1 8 Комбинированные и усложнённые задачи на нахождение 1 молекулярных формул органических веществ 9 Генетические связи алканов и алкенов. 1 10 Комбинированные и усложнённые задачи по разделу 1 “Углеводороды”. 11 Генетические связи алкадиенов. 1 12 Генетические связи бензола. 1 13 Задачи на определение объемной доли (%), мольной доли (%) 1 компонентов газовой смеси углеводородов. 14 Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды» 1 15 Решение задач по теме «Природные источники углеводородов» 1 16 Генетические связи спиртов 1 17 Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Предельные 1 одноатомные спирты” и «Фенолы» 18 Генетические связи альдегидов и кетонов. 1 19 Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбонильные 1 соединения – альдегиды и кетоны”. 20 Генетические связи карбоновых кислот. 1 21 Комбинированные и усложнённые задачи по теме “Карбоновые 1 кислоты» 22 Генетические связи сложных эфиров 1 23 Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с 1 участием органических веществ. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. 24 Расстановка коэффициентов методом электронного баланса. 1 25 Генетические связи аминов. 1 4 четверть 26 Комбинированные и усложнённые задачи по теме «Амины» 1 27 Генетические связи аминокислот. 1 28 Задачи на нахождение молекулярных формул аминокислот 1 29 Решение качественных задач на распознавание органических 1 соединений. 30 Задачи по уравнениям последовательных превращений. 1 31 Задачи по уравнениям последовательных превращений. 1 32 Качественные задачи на идентификацию органических веществ 1 34 Именные реакции в органической химии 1 35 Комбинированные и усложнённые задачи по изученным 1 органическим веществам Учебно-тематический план 11 класса № Темы занятия час ы 1 Алгоритм решения задач на определение химических формул 1 неорганических веществ на основе реакций с их участием 2 Задачи на газовые законы (закон Авогадро и его следствия, 1 объединенный газовый закон Бойля Мариотта и Гей-Люссака и уравнение Менделеева-Клапейрона) 3 Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях 1 4 Задачи по уравнениям параллельных реакций 1 5 Задачи по уравнениям последовательных превращений. 1 6 Задачи на тему “Термохимия” (применение следствия закона Гесса). 1 7 Задачи на возможность протекания химических реакций на основе 1 нахождения энергии Гиббса 8 Расчётные задачи по теме «Скорость химической реакции» 1 9 Расчётные задачи по теме «Химическое равновесие и способы его 1 смещения» 10 Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если 1 одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. 11 Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от 1 теоретически возможного 12 Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах 1 13 Задачи на химические превращения вещества, взятого для реакции в 1 избытке 14 Задачи на разбавление и концентрирование растворов с использованием 1 правила смешения. Задачи на растворение в воде щелочных металлов, кристаллогидратов 15 Сложные случаи реакций ионного обмена. 1 16 Сложные случаи реакций ионного обмена 1 17 Составление уравнений ступенчатого гидролиза. 1 18 Вычисления по химическим уравнениям с учётом совместного гидролиза 1 19 Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с 1 использованием метода электронно-ионного баланса и расчеты по ним. 20 Продукты окислительно - восстановительных реакций в зависимости от 1 среды реакции 21 Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и 1 расплавов электролитов” 22 Качественные и расчетные задачи по теме “Электролиз растворов и 1 расплавов электролитов” 23 Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов 1 металлов 24 Задачи с использованием ряда стандартных электродных потенциалов 1 металлов 25 Решение расчётных задач на взаимодействие щелочных металлов с 1 водой. 26 Вычисления по уравнениям реакций с участием кристаллогидратов 1 27 Качественные и количественные задачи на превращения неорганических 1 веществ 28 Качественные и количественные задачи на превращения органических 1 веществ 29 Практическая работа: «Получение комплексных солей». 1 30 Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по 1 известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ 31 Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по 1 известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ 32 Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от 1 теоретически возможного 33 Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси 1 34 Решение задач разного типа 1 Планируемые результаты: Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку; в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ. Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса химии: использование умений и навыковразличных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности; владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов; познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному; умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения). Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего общего образования являются: 1) в познавательной сфере: знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий; умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии; умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям; умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции; готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы; умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация; - владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств атомов химических элементов I-IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ; установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп; моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ; понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира; 2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов; 3) в трудовой сфере - проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии; 4) в сфере здорового образа жизни - соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Курс предполагает без отметочную систему работы учащихся. По окончанию курса ставится зачет/незачет. Интернет-ресурсы: 1. http://www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (Открытый банк заданий ЕГЭ) 2. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 3. http://dsyuru.bget.ru/index.php?id_co- Интернет –уроки для тех, кто любит химию и биологию. Ресурсы дистанционного обучения 1. http://www.informika.ru/- обучающих программ по биологии и химии. 2. http://reshuege.ru- "Решу ЕГЭ" - образовательный портал