Пояснительная записка Программа курса «Читательская грамотность» направлена на формированию навыков смыслового чтения, ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Курс предназначен для обучающихся 7 классов, рассчитан на 34 часа в год, (1 час в неделю). Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: • умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; • умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). 1. Содержание программы Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. Итоговый контроль. 2. Планируемые результаты Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Ученик научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; • выделять главную и избыточную информацию; • прогнозировать последовательность изложения идей текста; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Формы контроля Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме. По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы курса происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы по форме – зачет/незачет 3. Тематическое планирование № п/п Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме 1. Вводное занятие Работа с текстом 2. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 3. Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Работа с текстом: умение определять тему, идею назначение текста 4. Поэтический текст как источник информации Практикум: самостоятельная работа с текстом 5. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 6. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 7. Общественная ситуация в текстах Работа с текстом: умение откликаться на содержание текста 8. Общественная ситуация в текстах Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников 9. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 10. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 11. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации 12. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Практикум: самостоятельная работа с текстом 13. Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение) Работа с текстом: умение анализировать текст-объяснение и писать объяснительное сочинение 14. Типы текстов: текст-объяснение (резюме) Работа с текстом: умение писать резюме 15. Типы текстов: текст-объяснение (толкование) Работа с текстом: умение работать с текстом, содержащим толкование 16. Типы текстов: текст-объяснение (определение) Работа с текстом: умение давать определение 17. Типы текстов: текст-объяснение Практикум: самостоятельная работа с текстом 18. Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение выводить основную мысль текста, предложенного заключение о намерении автора для анализа 19. Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение оценивать основную мысль текста, предложенного утверждения, сделанные в тексте, исходя для анализа из своих представлений о мире 20. Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение откликаться на основную мысль текста, предложенного форму текста: оценивать содержание для анализа текста и мастерство его исполнения 21. Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение откликаться на основную мысль текста, предложенного форму текста: оценивать содержание для анализа текста и мастерство его исполнения 22. Поиск комментариев, подтверждающих Практикум: самостоятельная работа с основную мысль текста, предложенного текстом для анализа 23. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Знакомство с понятием «позиционные задачи» 24. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи 25. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи 26. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи 27. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи Практикум: самостоятельная работа с текстом 28. Работа с несплошным текстом: информационные листы Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст информационного листа 29. Работа с несплошным текстом: объявления Работа с текстом: умение составлять и анализировать текст объявления 30. Работа с несплошным текстом: графики Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя графики 31. Работа с несплошным текстом: диаграммы Работа с текстом: умение преобразовывать текст, используя диаграммы 32. Работа с несплошным текстом Практикум: самостоятельная работа с текстом 33. Итоговый контроль Комплексная работа с текстом 34. Заключительное занятие Подведение итогов ЦОР Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu.ru Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ) https://fg.resh.edu.ru https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-formirovaniechitatelskoj-gramotnosti-7-klass-5512183.html https://vseuroki.pro/doc/rabochaya-programma-po-kursu-osnovy-chitatelskoy-g-9759.html Банк заданий по формированию читательской грамотности (ЧГ) Института стратегии развития образования (ИСРО) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ https://multiurok.ru/files/chitatelskaia-gramotnost-3.html https://multiurok.ru/files/chitatelskaia-gramotnost-3.html https://mcoip.ru/blog/2022/06/03/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-prirabote-s-tekstom https://multiurok.ru/files/poisk-kommentariev-podtverzhdaiushchikh-osnovnuiu.html