Рабочая программа вариативного курса Читательская грамотность для 7 классов

Пояснительная записка
Программа курса «Читательская грамотность» направлена на формированию
навыков смыслового чтения, ориентирована на развитие навыков работы с текстом,
воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это
достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система
базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей,
которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Курс предназначен для обучающихся 7 классов, рассчитан на 34 часа в год, (1 час
в неделю).
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном,
развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как
социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге,
работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет
обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как:
поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация
информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные
формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием
потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью
своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования
полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных
партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного
тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность
человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения
учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве
результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
• умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, делать простые выводы;
• умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте
собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
1. Содержание программы
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический
текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная
ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование,
определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного
для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и
диаграммы.
Итоговый контроль.
2. Планируемые результаты
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание
субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные
нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной
жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;

• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание).
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
• Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
• Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
• Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
• Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
• Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
• Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
• Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
• В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала,
опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках
различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и
общему смыслу текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
• объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
• сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной

вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или
таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в
самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного
и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
• ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
• выделять главную и избыточную информацию;
• прогнозировать последовательность изложения идей текста;
• сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
• выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
• формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления;
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий
подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы курса
происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления
материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы по форме – зачет/незачет

3. Тематическое планирование
№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) по теме

1.

Вводное занятие

Работа с текстом

2.

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять
тему, идею назначение текста

3.

Определение основной темы и идеи в
лирическом произведении.

Работа с текстом: умение определять
тему, идею назначение текста

4.

Поэтический текст как источник
информации

Практикум: самостоятельная работа с
текстом

5.

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и
противопоставлять заключенную в
тексте информацию разного характера

6.

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля

Работа с текстом: умение сравнивать и
противопоставлять заключенную в
тексте информацию разного характера

7.

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение откликаться на
содержание текста

8.

Общественная ситуация в текстах

Работа с текстом: умение связывать
информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других
источников

9.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации

10.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации

11.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя новые
формы представления информации

12.

Работа с текстом: как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели
дальнейшего использования?

Практикум: самостоятельная работа с
текстом

13.

Типы текстов: текст-объяснение
(объяснительное сочинение)

Работа с текстом: умение анализировать
текст-объяснение и писать
объяснительное сочинение

14.

Типы текстов: текст-объяснение
(резюме)

Работа с текстом: умение писать резюме

15.

Типы текстов: текст-объяснение
(толкование)

Работа с текстом: умение работать с
текстом, содержащим толкование

16.

Типы текстов: текст-объяснение
(определение)

Работа с текстом: умение давать
определение

17.

Типы текстов: текст-объяснение

Практикум: самостоятельная работа с
текстом

18.

Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение выводить

основную мысль текста, предложенного заключение о намерении автора
для анализа
19.

Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение оценивать
основную мысль текста, предложенного утверждения, сделанные в тексте, исходя
для анализа
из своих представлений о мире

20.

Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение откликаться на
основную мысль текста, предложенного форму текста: оценивать содержание
для анализа
текста и мастерство его исполнения

21.

Поиск комментариев, подтверждающих Работа с текстом: умение откликаться на
основную мысль текста, предложенного форму текста: оценивать содержание
для анализа
текста и мастерство его исполнения

22.

Поиск комментариев, подтверждающих Практикум: самостоятельная работа с
основную мысль текста, предложенного текстом
для анализа

23.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Знакомство с понятием «позиционные
задачи»

24.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические
задачи

25.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические
задачи

26.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Работа с текстом: умение решать учебнопознавательные и учебно-практические
задачи

27.

Типы задач на грамотность.
Позиционные задачи

Практикум: самостоятельная работа с
текстом

28.

Работа с несплошным текстом:
информационные листы

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать
текст информационного листа

29.

Работа с несплошным текстом:
объявления

Работа с текстом: умение составлять и
анализировать текст объявления

30.

Работа с несплошным текстом: графики Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя
графики

31.

Работа с несплошным текстом:
диаграммы

Работа с текстом: умение
преобразовывать текст, используя
диаграммы

32.

Работа с несплошным текстом

Практикум: самостоятельная работа с
текстом

33.

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

34.

Заключительное занятие

Подведение итогов

ЦОР
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
https://fg.resh.edu.ru
https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoj-deyatelnosti-formirovaniechitatelskoj-gramotnosti-7-klass-5512183.html
https://vseuroki.pro/doc/rabochaya-programma-po-kursu-osnovy-chitatelskoy-g-9759.html
Банк заданий по формированию читательской грамотности (ЧГ) Института стратегии
развития образования (ИСРО)
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://multiurok.ru/files/chitatelskaia-gramotnost-3.html
https://multiurok.ru/files/chitatelskaia-gramotnost-3.html
https://mcoip.ru/blog/2022/06/03/priyomy-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti-prirabote-s-tekstom
https://multiurok.ru/files/poisk-kommentariev-podtverzhdaiushchikh-osnovnuiu.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».