Пояснительная записка Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа. 1. Содержание курса Раздел 1. Доходы и расходы семьи Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании». Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы». Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Минипроект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план». Раздел 5. Что такое финансовая грамотность Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 2. Планируемые результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью; • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты); • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; • понимание и правильное использование экономических терминов; • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и анаграмм; практическая аналитическая работа: расчёт показателей, анализ статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; квест-игра; исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный).. Форма оценивания: зачет/незачет 3. Тематическое планирование № урока Тема урока Кол – во часов 1. Вводное занятие. 1 Раздел 1. Доходы и расходы семьи. 8 часов 2. Деньги. 1 3. Деньги. 1 4. Доходы семьи. 1 5. Доходы семьи. 1 6. Расходы семьи. 1 7. Расходы семьи. 1 8. Семейный бюджет 1 9. Семейный бюджет 1 Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. 6 часов 10. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 1 11. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 1 12. Страхование 1 13. Страхование 1 14. Ролевая игра «Семейный бюджет» 1 15. Ролевая игра «Семейный бюджет» 1 Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют. 6 часов 16. Налоги 1 17. Налоги 1 18. Социальные пособия 1 19. Социальные пособия 1 20. Проект «Государство — это мы!» 1 21. Проект «Государство — это мы!» 1 Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье. 12 часов 22. Как спасти деньги от инфляции 1 23. Как спасти деньги от инфляции 1 24. Банковские услуги 1 25. Банковские услуги 1 26. Собственный бизнес 1 27. Собственный бизнес 1 28. Валюта в современном мире 1 29. Валюта в современном мире 1 30. Благотворительность 1 31. Личный финансовый план 1 32. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» 1 33. Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 1 34. Конференция по курсу «Финансовая грамотность». 1