2 Пояснительная записка Программа курса ориентирована на предпрофильную подготовки учащихся 8-ых классов и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практическихпроблем; формирование понимания необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач и выполнения процентных расчётов вреальной жизни; показ нестандартных приёмов решения задач на основе свойств квадратного трёхчлена; повышение уровня понимания и практической подготовки по теме «Модуль» для дальнейшего обучения. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи: сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности; решать задачи на проценты, применяя формулу сложных процентов; приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; строить графики. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется: лекция, беседа, рассказ, решение задач, работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Используется проектный метод, развивающее обучение, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый и исследовательский методы. Контроль за уровнем ЗУН осуществляется с помощью самостоятельных работ, математических диктантов, тестовых работ. После изучения каждого из разделов проводится проверочная работа. Форма оценивания-зачет/незачет В течение учебного года осуществляется фронтальный, индивидуальный и групповой контроль за уровнем усвоения учебного материала. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра» для основного общего образования Личностные: У обучающихся будут сформированы: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошломуи настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России. 3 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; сформированность представлений об основах светской этики, культуры; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи. 4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 6. Социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 7. Ценности здорового и безопасного образа жизни. 8. Эстетическое сознание, потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры. 9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочнойи практической деятельности в жизненных ситуациях. Метапредметные: Основы читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования. Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и социальной деятельности. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты. 4 Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе:представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в видеопорных конспектов); заполнять и дополнять диаграммы. Опыт проектной деятельности Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, приниматьрешения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Регулятивные УУД Обучающийся научится самостоятельно ставить цель, предлагать действия, указываяпоследовательность шагов; составлять план решения проблемы, в том числе выполнения проекта, исследования; самостоятельно выбирать варианты средств, ресурсы для решения задачи идостижения цели; определять потенциальные затруднения при решении учебной ипознават находить достаточные средства для выполнения учебных действий визменяю свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находитьспособы выхода из ситуации неуспеха Обучающийся получит возможность идентифицировать собственные проблемы иопределя Познавательные УУД Обучающийся научится самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; формировать множественную выборку из поисковых источников дляобъективизации результатов поиска; 5 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью Смысловое чтение: интерпретировать текст; Обучающийся получит возможность научиться вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником. Коммуникативные УУД Обучающийся научится принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссииуметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; представлять в устной или письменной форме развернутый план собственнойдеятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать невербальные средства или наглядные материалы,подготовленные/отобранные под руководством учителя и самостоятельно; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии Обучающийся получит возможность научиться критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; Предметные: Восьмиклассник научится: выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин, отношениями, процентами, выполнять несложные практические расчёты; применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел; использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближенными значениями величин; понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование; выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи, содержащие буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами; выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и квадратные корни; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил, действий над многочленами и алгебраическими дробями; применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики; применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с 6 понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений; проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.); понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять неравенства для решения задач из различных разделов курса, а также из реальнойпрактики; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования зависимостеймежду физическими величинами. Восьмиклассник получит возможность научиться: научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ; понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенныхзначений, содержащихся в информационных системах, можно судить о погрешности приближения;понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных; выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов, применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения); использовать разнообразные приемы доказательства неравенств; применять аппарат уравнений и неравенств для решения широкого круга математических задач, задач из смежных предметов из практики; проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. Содержание рабочей программы 8 класс № п/п 1. Раздел Математика повседневной жизни Содержание программы в Математика как средство оптимизации повседневной деятельности человека: в устройстве семейного быта, в семейной экономике, при совершении покупок,выборе товаров и услуг, организации отдыха и др. 2. Геометрические задачи в заданиях ОГЭ Умение находить часть информации, представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать элементы информации, которые сообщаются не в нужном порядке; работа с информацией в графическом виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с буквенными обозначениями. Перенос данных на чертеж. Анализ данных задачи. 7 Математика общество 3. и Применение математических знаний при осуществлении основных обязанностей гражданина: при получении основного общего образования, в повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и уплате налогов, в бережном отношении к природе и др. Формирование умения читать чертеж. Перевод информации из одного вида в другой. Умение находить часть информации, представленную в видеографиков, рисунков, карт… и Математика и профессии. Применение математики для формирования позитивного отношения к труду, интереса к осуществлению различных видов деятельности, осознания своих интересов ипрофессиональной направленности личности. Демонстрациявозможностей математики для оптимизации решения профессионально ориентированных задач. Задачи на чертежах 4. Математика профессии 5. Календарно-тематический план 8 класс № п/п Наименование раздела (темы) Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Колво час Математика в повседневной жизни (12 ч.) Чтение чертежей привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке Участок информации, активизации Участок познавательной деятельности Практическая работа по теме обучающихся; организовывать работу «Участок» обучающихся с социально значимой Задача про «Шины» Практическая работа по теме информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – «Шины» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. обсуждать, высказывать мнение; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч) Геометрические фигуры Реализовывать воспитательные возможности в различных видах Упражнения, направленные на деятельности обучающихся со словесной освоение терминологии основой: выводы и Верные и неверные утверждения (знаковой) Покупки Покупки Карманные расходы Карманные расходы Практическая работа по теме «Покупки. Карманные расходы» Проектная работа по теме «Математика в повседневной жизни» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде 17. Работа с текстовой информацией: анализ, интерпретация, представление в графическом и символьном виде 18. Проверочная работа по теме «Геометрические задачи в заданиях ОГЭ» 1 19. 20. доказательство формул, анализ формул, решение текстовых количественных и качественных задач, выполнение заданий по разграничению понятий. Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся (тексты, инфографика, видео и др.) Организовывать индивидуальную учебную деятельность. Реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности Математика и общество (6 ч) Права человека привлекать внимание Практическая работа по теме обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации «Права человека» познавательной деятельности Охрана окружающей среды обучающихся Межкультурная коммуникация Проектная работа по теме «Математика и общество» Проверочная работа по теме «Математика и общество» Задачи на чертежах (6 ч.) Задачи на готовых чертежах Моделировать на уроке ситуации для выбора поступка обучающимся Упражнения, направленные на (тексты, инфографика, видео и др.) формирование умения читать чертеж Организовывать индивидуальную Задания, направленные на перевод учебную деятельность. информации одного вида в другой 29. Геометрия на клетчатой бумаге Геометрия на клетчатой бумаге Проверочная работа по теме «Задачи на чертежах» Математика и профессии (4 ч) 1 1 Реализовывать воспитательные Математические задачи в возможности в различных видах профессиях Проектная работа по теме деятельности обучающихся на основе «Математика и профессии» восприятия элементов действительности Промежуточная аттестация в форме творческой работы Защита проектов Итого за год 1 16. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29 30 30. 31. 32. 33. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 34 Используемые Интернет-ресурсы: сайт ФИПИ, https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.p df,http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/, https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu- 9 funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html, https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proektamatematicheskaya-gramotnost.html