Рабочая программа вариативного курса Математическая грамотность для 8 класса

2

Пояснительная записка
Программа курса ориентирована на предпрофильную подготовки учащихся 8-ых классов
и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Данный курс направлен на расширение
знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого
интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля
дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения,
позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к
олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном
обществе, для общей социальной ориентации и решения практическихпроблем;

формирование понимания необходимости знаний процентных вычислений для
решения большого круга задач и выполнения процентных расчётов вреальной жизни;

показ нестандартных приёмов решения задач на основе свойств квадратного
трёхчлена;

повышение уровня понимания и практической подготовки по теме «Модуль»
для дальнейшего обучения.

Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
 сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для
применения в практической деятельности; решать задачи на проценты, применяя формулу
сложных процентов;
 приобрести определённую математическую культуру, помочь ученику оценить свой
потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
 научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль; строить
графики.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В
качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется: лекция,
беседа, рассказ, решение задач, работа с дополнительной литературой, самостоятельная работа
учащихся с использованием современных информационных технологий.
Используется проектный метод, развивающее обучение, объяснительно-иллюстративный
метод; репродуктивный метод; частично-поисковый и исследовательский методы.
Контроль за уровнем ЗУН осуществляется с помощью самостоятельных работ,
математических диктантов, тестовых работ. После изучения каждого из разделов проводится
проверочная работа. Форма оценивания-зачет/незачет
В течение учебного года осуществляется фронтальный, индивидуальный и групповой
контроль за уровнем усвоения учебного материала.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра» для
основного общего образования
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошломуи настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга
перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России.

3

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору с
учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное изаботливое отношение к членам своей семьи.
4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразиесовременного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Социальные нормы, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах. Готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной
организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности
«другого» как равноправного партнера, формирование компетенций способов взаимовыгодного
сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.
7. Ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Эстетическое сознание, потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры.
9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочнойи практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Основы читательской компетенции.
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших
планов: продолжения образования и самообразования.
Обучающийся получит возможность научиться осознанно планировать свой
актуальный и перспективный круги чтения, в том числе досуговый, подготовку к трудовой и
социальной деятельности.
Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

4

Обучающийся получит возможность работать с текстами, в том числе:представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде тезисов) и в наглядно-символической форме (в
видеопорных конспектов); заполнять и дополнять диаграммы.
Опыт проектной деятельности
Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, приниматьрешения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Обучающийся получит возможность развить способность к разработке нескольких
вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Обучающийся научится


самостоятельно
ставить
цель,
предлагать
действия,
указываяпоследовательность шагов;

составлять план решения проблемы, в том числе выполнения проекта,
исследования;

самостоятельно выбирать варианты средств, ресурсы для решения задачи
идостижения цели;

определять потенциальные затруднения при решении учебной ипознават

находить достаточные средства для выполнения учебных действий визменяю

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

оценивать продукт своей деятельности по самостоятельно
определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находитьспособы выхода из ситуации неуспеха
Обучающийся получит возможность идентифицировать собственные проблемы иопределя

Познавательные УУД
Обучающийся научится

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;


формировать множественную выборку из поисковых источников
дляобъективизации результатов поиска;

5


соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Смысловое чтение: интерпретировать текст;
Обучающийся получит возможность научиться вербализовать эмоциональное
впечатление, оказанное на него источником.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого;

различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты, гипотезы, аксиомы, теории;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссииуметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственнойдеятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты
с использованием необходимых речевых средств;

использовать невербальные средства или наглядные
материалы,подготовленные/отобранные под руководством учителя и
самостоятельно;

выделять информационный аспект задачи, оперировать
данными,использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии
Обучающийся получит возможность научиться критически относиться к
собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно
таково) и корректировать его;
Предметные:
Восьмиклассник научится:
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы
вычислений, решать арифметические задачи, связанные с пропорциональностью величин,
отношениями, процентами, выполнять несложные практические расчёты;
применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближенными значениями величин;
понимать смысл терминов: выражение, тождество, тождественное преобразование;
выполнять стандартные процедуры, связанные с этими понятиями; решать задачи, содержащие
буквенные данные; выполнять элементарную работу с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем и
квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил,
действий над многочленами и алгебраическими дробями;
применять преобразования выражений для решения различных задач из математики,
смежных предметов, из реальной практики;
применять аналитический и графический языки для интерпретации понятий, связанных с

6

понятием уравнения, для решения уравнений и систем уравнений;
проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с
применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система
уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.);
понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять неравенства для решения задач из различных разделов курса, а также из
реальнойпрактики;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и
явлений окружающего мира, применять язык функций для описания и исследования
зависимостеймежду физическими величинами.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку
контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи
приближенныхзначений, содержащихся в информационных системах, можно судить о
погрешности приближения;понять, что погрешность результата вычислений должна быть
соизмерима с погрешностью
исходных данных;
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий
набор способов и приемов, применять тождественные преобразования для решения задач из
различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения
выражения);
использовать разнообразные приемы доказательства неравенств;
применять аппарат уравнений и неравенств для решения широкого круга математических
задач, задач из смежных предметов из практики;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с
использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные
графики (кусочно-заданные, с выколотыми точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения
математических задач из различных разделов курса.

Содержание рабочей программы
8 класс
№ п/п
1.

Раздел
Математика
повседневной жизни

Содержание программы
в

Математика
как
средство
оптимизации
повседневной деятельности человека: в устройстве
семейного быта, в семейной экономике, при совершении
покупок,выборе товаров и услуг, организации отдыха и др.

2.

Геометрические
задачи в заданиях ОГЭ

Умение
находить
часть
информации,
представленную в виде графиков, рисунков, карт; выбирать
элементы информации, которые сообщаются не в
нужном порядке; работа с информацией в графическом
виде. Чтение условия задачи. Выполнение чертежа с
буквенными обозначениями. Перенос данных на
чертеж. Анализ данных задачи.

7

Математика
общество

3.

и

Применение
математических
знаний
при осуществлении основных обязанностей гражданина:
при получении основного общего образования, в
повседневной жизни, в т.ч. для соблюдения законов РФ и
уплате налогов, в бережном отношении к природе и др.
Формирование умения читать чертеж. Перевод
информации из одного вида в другой. Умение находить
часть информации, представленную в видеографиков,
рисунков, карт…

и

Математика и профессии. Применение математики
для формирования позитивного отношения к труду,
интереса к осуществлению различных видов деятельности,
осознания своих интересов ипрофессиональной
направленности
личности.
Демонстрациявозможностей математики для оптимизации
решения профессионально ориентированных задач.

Задачи на чертежах

4.

Математика
профессии

5.

Календарно-тематический план 8 класс
№
п/п

Наименование раздела (темы)

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Колво
час

Математика в повседневной жизни (12 ч.)
Чтение чертежей
привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой
на уроке
Участок
информации,
активизации
Участок
познавательной
деятельности
Практическая работа по теме
обучающихся; организовывать работу
«Участок»
обучающихся с социально значимой
Задача про «Шины»
Практическая работа по теме информацией по поводу получаемой на
уроке социально значимой информации –
«Шины»

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.

обсуждать,
высказывать
мнение;
инициировать
и
поддерживать
исследовательскую
деятельность
обучающихся в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести
навык уважительного отношения к
чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей
Геометрические задачи в заданиях ОГЭ (6 ч)
Геометрические фигуры
Реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
Упражнения, направленные на
деятельности обучающихся со словесной
освоение терминологии
основой:
выводы
и
Верные и неверные утверждения (знаковой)

Покупки
Покупки
Карманные расходы
Карманные расходы
Практическая работа по теме
«Покупки. Карманные расходы»
Проектная работа по теме
«Математика в повседневной жизни»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

8

Работа с текстовой информацией:
анализ, интерпретация,
представление в графическом и
символьном виде
17.
Работа с текстовой информацией:
анализ, интерпретация, представление в
графическом и символьном виде
18.
Проверочная работа по теме
«Геометрические задачи в заданиях ОГЭ»

1

19.
20.

доказательство формул, анализ формул,
решение текстовых количественных и
качественных задач, выполнение заданий
по разграничению понятий.
Моделировать на уроке ситуации
для выбора поступка обучающимся
(тексты, инфографика, видео и др.)
Организовывать индивидуальную
учебную деятельность.
Реализовывать
воспитательные
возможности
в
различных
видах
деятельности обучающихся на основе
восприятия элементов действительности
Математика и общество (6 ч)
Права человека
привлекать
внимание
Практическая работа по теме обучающихся к обсуждаемой на уроке
информации,
активизации
«Права человека»
познавательной
деятельности
Охрана окружающей среды
обучающихся
Межкультурная коммуникация
Проектная работа по теме
«Математика и общество»
Проверочная работа по теме
«Математика и общество»
Задачи на чертежах (6 ч.)
Задачи на готовых чертежах
Моделировать на уроке ситуации
для
выбора
поступка обучающимся
Упражнения, направленные на
(тексты, инфографика, видео и др.)
формирование умения читать чертеж
Организовывать индивидуальную
Задания, направленные на перевод
учебную деятельность.
информации одного вида в другой
29. Геометрия на клетчатой бумаге
Геометрия на клетчатой бумаге
Проверочная работа по теме
«Задачи на чертежах»
Математика и профессии (4 ч)

1
1

Реализовывать
воспитательные
Математические
задачи
в
возможности
в
различных
видах
профессиях
Проектная работа по теме деятельности обучающихся на основе
«Математика и профессии»
восприятия элементов действительности
Промежуточная аттестация в
форме творческой работы
Защита проектов
Итого за год

1

16.

21.
22.
23.
24.

25.
26.
27.
28.
29
30

30.
31.
32.
33.

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
2
34

Используемые Интернет-ресурсы:

сайт ФИПИ,
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/345295660.p
df,http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/,
https://mega-talant.com/biblioteka/sbornik-zadaniy-po-formirovaniyu-

9

funkcionalnoy-gramotnosti-uchaschihsya-na-urokah-matematiki-99166.html,
https://4ege.ru/trening-gia-matematika/59509-zadachi-proektamatematicheskaya-gramotnost.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».