Рабочая программа учебного предмета Физика ООО 8-9 классы

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»
Механические явления
Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное
давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое
движение;

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина
волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами;

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая
сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон
Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчёта;

• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного
тяготения, принцип суперпозиции сил, I, IIи IIIзаконы Ньютона, закон сохранения импульса, закон
Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая
энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого
механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и
формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических
явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических
последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов

(закон

сохранения

механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность
использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать
реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:

• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства
или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании
(охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха,
различные способы теплопередачи;

• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя
физические величины:

количество

теплоты, внутренняя энергия,

температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;

• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения
энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
3

• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа
условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и
проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и
гидроэлектростанций;

• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических
выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:

• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов,
нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и
преломление света, дисперсия света;

• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления,
4

используя физические величины:

электрический заряд, сила тока,

электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества,
работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами;

• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—
Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления
света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение,
электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока,
фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления
при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи
выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных
явлениях;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов

(закон

сохранения электрического

заряда) и

ограниченность

использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);

• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на
основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического
аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
5

Квантовые явления
Выпускник научится:

• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,
возникновение линейчатого спектра излучения;

• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость
электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;

• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа,
закономерности излучения и поглощения света атомом;

• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности,
ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:

• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;

• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать
принцип действия дозиметра;

• понимать

экологические

проблемы,

возникающие

при

использовании

атомных

электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:

• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и
планет относительно звёзд;
6

• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:

• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях
звёздного неба;

• различать основные характеристики звёзд

(размер,

цвет,

температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
2. Содержание предмета
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение
физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения
стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы.
Лабораторные работы и опыты
1.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы,
измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Механические явления.
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная
величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность
механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики
зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени
движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
1.
Равномерное прямолинейное движение.
2.
Свободное падение тел.
3.
Равноускоренное прямолинейное движение.
4.
Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Измерение ускорения свободного падения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь,
пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути
равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном
прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику
зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить
7

центростремительное ускорение при движении тела по окружности
скоростью.

с постоянной по модулю

Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная
величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:
1.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
2.
Измерение силы по деформации пружины.
3.
Третий закон Ньютона.
4.
Свойства силы трения.
5.
Барометр.
6.
Опыт с шаром Паскаля.
7.
Гидравлический пресс.
8.
Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Измерение массы тела.
2.
Измерение объема тела.
3.
Измерение плотности твердого тела.
4.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
5.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
6.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел
и силы нормального давления.
7.
Исследование условий равновесия рычага.
8.
Измерение архимедовой силы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы,
действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость
удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения
скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы
взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия
рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование
атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и
волны.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения
механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД).
Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в
технике.
Демонстрации:
1.
Простые механизмы.
2.
Наблюдение колебаний тел.
3.
Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Измерение КПД наклонной плоскости.
8

Изучение колебаний маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел.
Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой
деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять
закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела.
Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов.
Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от
его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых
волн.
2.

Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение
и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и
твердых тел.
Демонстрации:
1.
Диффузия в растворах и газах, в воде.
2.
Модель хаотического движения молекул в газе.
3.
Модель броуновского движения.
4.
Сцепление твердых тел.
5.
Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
6.
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил
молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной
теории строения вещества.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды
теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха.
Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические
проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
1.
Принцип действия термометра.
2.
Теплопроводность различных материалов.
3.
Конвекция в жидкостях и газах.
4.
Теплопередача путем излучения.
5.
Явление испарения.
6.
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
2.
Исследование процесса испарения.
3.
Измерение влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил.
Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять
количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения
внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах
теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную
9

теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать
экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения
электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического
поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое
напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической
цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при
работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
2.
Электризация тел.
3.
Два рода электрических зарядов.
4.
Устройство и действие электроскопа.
5.
Проводники и изоляторы.
6.
Электростатическая индукция.
7.
Источники постоянного тока.
8.
Измерение силы тока амперметром.
9.
Измерение напряжения вольтметром.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Опыты по наблюдению электризации тел при соприкосновении.
2.
Измерение силы электрического тока.
3.
Измерение электрического напряжения.
4.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
5.
Измерение электрического сопротивления проводника.
6.
Изучение последовательного соединения проводников.
7.
Изучение параллельного соединения проводников.
8.
Измерение мощности электрического тока.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления
электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического
поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в
электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать
зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность
тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать
и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
1.
Опыт Эрстеда.
2.
Магнитное поле тока.
3.
Действие магнитного поля на проводник с током.
4.
Устройство электродвигателя.
5.
Электромагнитная индукция.
6.
Устройство генератора постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты:
10

1.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления
намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на
магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать
магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и
преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
1.
Свойства электромагнитных волн.
2.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
3.
Принципы радиосвязи.
4.
Прямолинейное распространение света.
5.
Отражение света.
6.
Преломление света.
7.
Ход лучей в собирающей линзе.
8.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
9.
Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы и опыты:
1.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
2.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток
вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света.
Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.
Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Квантовые явления.
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые
спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных
ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный
реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы,
возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
1.
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2.
Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
3.
Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере
Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада
радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые
организмы.

11

3.Тематическое планирование

7 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

№ п/п

Тема урока.

Количество часов

Введение
Первоначальные сведения о строении вещества
Взаимодействие тел
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия
Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса
8 класс

2
5
20
22
11
8

Тема урока
Тепловые явления
Электрические явления
Магнитные явления
Световые явления
Совершенствование навыков решения задач за курс 8 класса.

1.
2.
3.
4.
5.

Количество
часов
24
20
5
11
8

9 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема урока

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел
Раздел 2. Механические колебания. Звук.
Раздел 3. Электромагнитное поле
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра, использование энергии
атомных ядер
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной
Раздел 6. Повторение и обобщение

Количество
часов
35
17
25
13
4
8

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».