Рабочая программа учебного предмета Технология ООО 8-9 классы (для девушек)

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития
Выпускник научится:
 называть
и
характеризовать
актуальные
управленческие,
медицинские,
информационные технологии,
технологии
производства и
обработки
материалов,машиностроения,биотехнологии, нано технологии;
 называть и характеризовать перспективные управленческие, медицинские,
информационные технологии,
технологии производства и обработкиматериалов,
машиностроения, биотехнологии, нано технологии;
 объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия
современных технологий производства материальных продуктов от традиционных
технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами
обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных
технологий и мерой их технологической чистоты;
 проводить мониторинг развития технологий произвольно избранной отрасли на
основе работы с информационными источниками различных видов.
Выпускник получит возможность научиться:
 приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы
развития технологий в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной
сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления
учащихся
Выпускник научится:
 следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций экологической
защищенности;
 прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в
зависимости от изменения входов / параметров / ресурсов, проверяет прогнозы
опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода
эксперименты;
 в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план
несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного
материального или информационного продукта;
 проводить оценку и испытание полученного продукта;
 проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных
продуктах;
 описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;
 анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов,
предполагающих:
 изготовление материального продукта на основе технологической документации с
применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих

2

регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования;
модификацию материального продукта по технической документации и изменения
параметров технологического процесса для получения заданных свойств
материального продукта;
 определение характеристик и разработку материального продукта, включая
егомоделирование в информационной среде (конструкторе);
 встраивание созданного информационного продукта в заданную оболочку;
 изготовление информационного продукта по заданному алгоритму в заданной
оболочке;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию технологических
проектов,предполагающих:
- оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального
продукта (после его применения в собственной практике);
- обобщение прецедентов получения продуктов одной группы различными
субъектами (опыта), анализ потребительских свойств данных продуктов, запросов
групп их потребителей, условий производства с выработкой (процессированием,
регламентацией) технологии производства данного продукта и ее пилотного
применения;
- разработку инструкций, технологических карт для исполнителей, согласование с
заинтересованными субъектами;
- разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам)
технологии получения материального и информационного продукта с заданными
свойствами;
 проводить и анализировать разработку и / или реализацию проектов,
предполагающих:
- планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей
собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
- планирование (разработку) материального продукта на основе самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов;
- разработку плана продвижения продукта;
 проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых
механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
 выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
 модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом /
потребностью / задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками
разрабатывать технологию на основе базовой технологии;
 технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения
Выпускник научится:
 характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах медицины,
производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
 характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее
развития, разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на
региональном рынке труда,
 характеризовать группы предприятий региона проживания,

3



характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
 анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
 анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории,
 анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности,
 получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами
в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения,
производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью
занятых в них работников,
 получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также
информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка
труда.
Выпускник получит возможность научиться:
 предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования
для занятия заданных должностей;
 анализировать
социальный
статус
произвольно
заданной
социальнопрофессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах
медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства
продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и конкретизированы
следующим образом:
5 класс
По завершении учебного года учащийся:
 характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
 характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и
реализации технологического процесса;
 называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных
производственных технологий, приводит примеры функций работников этих
предприятий; разъясняет содержание понятий «технология», «технологический
процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно
пользуется этими понятиями; объясняет основания развития технологий, опираясь на
произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти
технологии;
 приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере
быта; объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том
числе характеризуя негативные эффекты;
 составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по
инструкции; осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
 осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза,
фотографии; конструирует модель по заданному прототипу;
 осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на
основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
 получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального
окружения на основе самостоятельно разработанной программы;

4



получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации
модели; получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в
заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и
конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные
решения;
 получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по
заданному алгоритму;
 получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе
технологической документации с применением элементарных (не требующих
регулирования) рабочих инструментов;
 получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии
на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс
По завершении учебного года учащийся:
 называет и характеризует актуальные технологии возведения здании и сооружении,
профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль региона
проживания;
 описывает жизненный цикл технологии, приводя примеры;
 оперирует понятием «технологическая система» при описании средств
удовлетворения потребностей человека;
 проводит морфологический и функциональный анализ технологической системы;
 проводит анализ технологической системы - надсистемы - подсистемы в процессе
проектирования продукта;
 читает элементарные чертежи и эскизы;
 выполняет эскизы механизмов, интерьера;
 освоил техники обработки материалов (по выбору учащегося в соответствии с
содержанием проектной деятельности);
 применяет простые механизмы для решения поставленных задач по модернизации /
проектированию технологических систем;
 строит модель механизма, состоящего из нескольких простых механизмов по
кинематической схеме;
 получил и проанализировал опыт исследования способов жизнеобеспечения и
состояния жилых зданий микрорайона / поселения;
 получил и проанализировал опыт решения задач на взаимодействие со службами
ЖКХ;
 получил опыт мониторинга развития технологий произвольно избранной отрасли,
удовлетворяющих произвольно избранную группу потребностей на основе работы с
информационными источниками различных видов;
 получил и проанализировал опыт модификации механизмов (на основе технической
документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
 получил и проанализировал опыт планирования (разработки) получения
материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая
моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно
проведенных исследований потребительских интересов.
7 класс
По завершении учебного года учащийся:
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области
энергетики, характеризует профессии в сфере энергетики, энергетику региона
проживания;
 называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии,
характеризует профессии в сфере информационных технологий;

5



характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания,
профессии,
обслуживающие
автоматизированные
производства,
приводит
произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных
профессий;
 перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для
передачи энергии;
 объясняет
понятие
«машина»,
характеризует
технологические
системы,
преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
 объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует
автоматические и саморегулируемые системы;
 осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ
неполадок электрической цепи;
 осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с
поставленной задачей, конструирование электрических цепей в соответствии с
поставленной задачей;
 выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования
(на выбор образовательной организации);
 конструирует простые системы с обратной связью на основе технических
конструкторов;
 следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
 получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного
помещения,включая
отбор
конкретных
приборов,
составление
схемы
электропроводки;
 получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами
учебногостанка,
управляемого
программой
компьютерного
трехмерного
проектирования;
 получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии)
полученияматериального продукта (на основании собственной практики
использования этого способа).
8 класс
По завершении учебного года учащийся:
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки
материалов, технологии получения материалов с заданными свойствами;
 характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и
перспективы ее развития;
 называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;
 называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни
профессии, характеризует новые и умирающие профессии, в том числе на
предприятиях региона проживания,
 характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её
развития;
 перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
 характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей
деятельности, называя его свойства (внешний вид, механические, электрические,
термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность
(с использованием произвольно избранных источников информации),
 объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными
примерами, характеризует тенденции развития социальных технологий в 21 веке,
характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий,

6

















разъясняет функции модели и принципы моделирования, создаёт модель, адекватную
практической задаче,
отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным
критериям,
составляет рацион питания, адекватный ситуации,
планирует продвижение продукта,
регламентирует заданный процесс в заданной форме,
проводит оценку и испытание полученного продукта,
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения,
получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания,
получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения
логистических задач,
получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения
виртуальногоэксперимента
по
избранной
обучающимся
характеристике
транспортного средства,
получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики
населённогопункта / трассы на основе самостоятельно спланированного наблюдения,
получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков,
получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу
получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального
продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не
требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки)
рабочих инструментов / технологического оборудования,
получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его
встраивания в заданную оболочку,
получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение
параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и
информационного продукта с заданными свойствами.

2. Содержание учебного предмета «Технология»
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и
перспективы их развития
Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные
потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама.
Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его
потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии,
информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция
потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие
технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и
мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.
Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов.
Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов.
Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации
технологического процесса. Технология в контексте производства.
Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных
нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических
системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача
функций управления и контроля от человека технологической системе. Робототехника.

7

Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.
Производственные технологии. Промышленные технологии. Технологии сельского
хозяйства.
Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как
технология.
Использование
энергии:
механической,
электрической,
тепловой,
гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии.
Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для
экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники
энергии.
Автоматизация производства. Производственные технологииавтоматизированного
производства.
Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные
материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы
(биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы
применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с
заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности (бомбардировка и т. п.),
порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии.
Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением.
Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.
Современные промышленные технологии получения продуктов питания.
Современные информационные технологии. Потребности в перемещении людей и
товаров, потребительские функции транспорта. Виды транспорта, история развития
транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта.
Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков
Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными
свойствами.
Электроника
(фотоника).
Квантовые
компьютеры.
Развитие
многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие
препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная
инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание
генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической
программой.
Управление в современном производстве. Роль метрологии в современном
производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.
Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования,
продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу
потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии
Технологии в сфере быта.
Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ.
Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.
Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее
развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения
помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность
в быту и экология жилища.
Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи.
Культура потребления: выбор продукта / услуги.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления обучающихся
Способы представления технической и технологической информации. Техническое
задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм.
Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.
Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления

8

потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.
Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей.
Технологический узел. Понятие модели.
Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание
нового
изделия как виды проектирования технологической
системы.
Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по
проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям.
Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования
технологической системы. Простые механизмы как часть технологических систем.
Робототехника и среда конструирования. Виды движения. Кинематические схемы
Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения
морфологического анализа.
Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов:
технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайнпроект,
исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика
фандрайзинга для разных типов проектов.
Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка.
Позиционирование продукта. Маркетинговый план.
Опыт проектирования, конструирования, моделирования.
Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания /
спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную
потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего
социального окружения или его представителей.
Сборка моделей. Исследование характеристик конструкций. Проектирование и
конструирование моделей по известному прототипу. Испытания, анализ, варианты
модернизации. Модернизация продукта. Разработка конструкций в заданной ситуации:
нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания,
анализ, способы модернизации, альтернативные решения. Конструирование простых систем
с обратной связью на основе технических конструкторов.
Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде
образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 45 простых
механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической
документации для получения заданных свойств (решения задачи) - моделирование с
помощью конструктора или в виртуальной среде. Простейшие роботы.
Составление технологической карты известного технологического процесса.
Апробация путей оптимизации технологического процесса.
Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление
продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не
требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления на выбор образовательного й организации).
Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента
школьной жизни). Компьютерное моделирование, проведение виртуального эксперимента
(на примере характеристик транспортного средства).
Разработка и создание изделия средствами учебного станка, управляемого
программой
компьютерного
трехмерного
проектирования.
Автоматизированное
производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в
производстве».
Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение
технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.
Разработка
и
изготовление
материального
продукта.
Апробация
полученногоматериального продукта. Модернизация материального продукта.
Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей

9

собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации) или на
основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов (тематика:
дом и его содержание, школьное здание и его содержание).
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация
этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия /
модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности).
Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих
регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов /
технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)
Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных
приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по
основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект
оптимизации энергозатрат.
Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ
потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий
производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства
данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов.
Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение
личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной
деятельности по продвижению продукта.
Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.
Построение
образовательных
траекторий
и
планов
в
области
профессионального самоопределения
Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных
производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на
предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в
регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные
производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в
условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к
кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся.
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся.
Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр
профессий.
Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда.
Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры.
Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю
жизнь».
Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.
Предпрофессиональные пробы в реальных и / или модельных условиях, дающие
представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного
решения при выборе краткосрочного курса.

Содержание программы с перечнем лабораторных и практических работ,
экскурсий.
5 класс
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28 ч)
Элементы материаловедения (4 ч)
Основные теоретические сведения

10

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и
тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Долевая
(основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие переплетения. Лицевая
и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон.
Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы,
применяемые в декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Конструирование швейных изделий (6 ч)
Основные теоретические сведения
Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных
изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о
масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в
натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона.
Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.
Швейные ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения швейных работ. Правила и техника
безопасности при paботeс иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки,
виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при
выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков и строчек.
Элементы машиноведения (4ч)
Основные теоретические сведения
История швейной машины. Виды машин, применяемых вшвейной промышленности.
Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики, значение
основных узлов. Виды приводов швейной шины, их устройство, преимущества и
недостатки.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной мамы к работе. Безопасные приемы труда
при работе швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заявка верхней и нижней
нитей. Выполнение машин- х строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка
длины стежка. Терминология швейных работ, выполнение образцов швов.
Проект «Фартук для работы на кухне» (12 ч)
Основные теоретические сведения
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и
направления рисунка. Технология пошива фартука, обработка кармана, нижнего,
боковых, верхнего срезов, обработка пояса, тожественная отделка изделия. Влажнотепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка
доклада к защите проекта.
Практические работы
Организация рабочего места. Подбор инструментов материалов. Подготовка ткани к
раскрою. Раскладка кройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и
контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку
с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов. Соединение деталей
изделия машинными швами, отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и
оценка качества готового изделия. Защита проекта.

11

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (18 ч)
Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч)
Творческий проект «Изделие в технике лоскутного шитья для кухни» (10 ч)
Основные теоретические сведения Традиционные виды рукоделия и декоративноприкладного творчества. Применение лоскутной пластики в народном и современном
костюме, интерьере, знакомство с видами лоскутной пластики. Композиция, цвет в
лоскутном шитье. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые
контрасты. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и
материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов
прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из
лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и
реализации.
Практические работы
Выполнение эскизов проектов.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА (5 ч)
Основные теоретические сведения Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в
интерьере.
Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним: Создание интерьера кухни
с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.
Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера
произведениями декоративно-прикладного искусства. Декоративное украшение кухни
изделиями собственного изготовления. Размещение оборудования на кухне.
Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи
проектной деятельности.
Практические работы
Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита
проекта.
КУЛИНАРИЯ (16 ч)
Санитария и гигиена (2 ч)
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические
требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению
продуктов и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.
Практические работы
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены.
Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение
инструментов на
рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием,освоение способов
применения моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и
других травмах.
Здоровое питание (2 ч)
Основные теоретические сведения

12

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах.
Содержание 1таминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида, первая помощь при пищевых
отравлениях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с пищевой
пирамидой.
Технология приготовления пищи (12 ч)
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология
приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к
качеству бутербродов. Условия сроки хранения бутербродов.
Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов
художественного кормления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных
досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и
жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых,
обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема при
варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда. Определение
необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы,
бобовых и макаронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов на упаковке.
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.
Методы распределения качества овощей, содержание нитратов, назначение, виды и технология
механической и тепловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов, изменение содержания
витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей.
Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов
оформления салатов дляразличной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.
Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для
приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц. Выполнение
эскизов художественной росписи яиц.
Сервировка стола к завтраку.
Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье» (2 ч)
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила
пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Правила
защиты проекта. Практические работы

13

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и
подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами. Защита
проекта.
Основные теоретические сведения
Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных
изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о
масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.
Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.
Практические работы

6 класс
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28 ч).
Элементы материаловедения (2ч)
Основные теоретические сведения
Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Способы получения
химических волокон.
Практическая работа
Изучение свойств текстильных материалов
из химических волокон.
Конструирование швейных изделий (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды плечевой одежды. Традиционная плечевая одежда (национальный костюм).
Конструирование плечевой одежды. Общие правила снятия
мерок для построения чертежа плечевой одежды.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим
меркам.
Моделирование швейного изделия(4ч.)
Основные теоретические сведения
Понятие о моделировании одежды. Способы моделирования одежды. Моделирование формы
выреза горловины. Моделирование отрезной плечевой одежды.
Швейные ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности при работе со швейными иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и
стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия
при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков
и строчек.
Элементы машиноведения (4ч)
Основные теоретические сведения
Машинные иглы: устройство, подбор, замена. Дефекты машинной строчки и их устранение.
Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине.
Практические работы

14

Замена швейной иглы. Выполнение образцов
швов (обтачного и обтачного в кант).
Проект Наряд для семейного обеда (10 ч)
Основные теоретические сведения
Примерка швейного изделия и устранение дефектов. Способы обработки проймы и
горловины,
застежек. Обработка плечевых, боковых срезов. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание
подкройной обтачки. Обработка горловины швейного изделия. Стачивание деталей и
выполнение отделочных работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита
проекта Наряддля семейного обеда.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА (8 ч)
Вязание крючком и спицами (8 ч)
Основные теоретические сведения
Ассортимент вязаных изделий в современной моде. Инструменты и материалы для вязания.
Схемы для вязания, условные обозначения.
Практические работы
Подбор крючка и спиц в соответствии с пряжей. Основные способы вязания крючком
полотна, по кругу. Набор петель спицами, вязание лицевых и изнаночных петель, кромочных
петель.
Закрытие петель последнего ряда. Создание схем для вязания с помощью компьютера.
Выполнение и защита проекта Вяжем аксессуары крючком или спицами.

Технология домашнего хозяйства (4 ч)
Основные теоретические сведения
Планировка жилого дома. Экологичные материалы. Зонирование помещений жилого дома.
Композиция в интерьере: виды композиции, ритм. Декоративное оформление интерьера
(цвет,
отделочные материалы, текстиль).Использование комнатных растений в интерьере, их
декоративная ценность и влияние на микроклимат помещения.
Практическая работа
Творческий проект «Растения в интерьере комнаты».

Технология творческой и опытнической деятельности(14ч.)
Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов
действий. Мотивация к исследовательской деятельности.
КУЛИНАРИЯ (14 ч)
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного
использования рыбы разных видов. Технология и санитарные условия первичной и тепловой
обработки рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.
Практические работы

15

Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы
органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье
рыбы в целом
виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.
Блюда из мяса и мясных продуктов (4 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности мяса. Виды мяса и мясных продуктов. Технология подготовки
мяса
к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Технология разделки и
приготовления блюд из птицы.
Практические работы
Определение доброкачественности мяса. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд
из птицы.
Приготовление первых блюд (2 ч)
Основные теоретические сведения
Технология приготовления первых блюд.
Классификация супов.
Практическая работа
Приготовление заправочного супа.
Сервировка стола к обеду. Этикет (2 ч)
Основные теоретические сведения
Понятие о калорийности продуктов. Правила сервировки стола к обеду. Правила поведения
за столом.
Практическая работа
Творческий проект «Приготовление воскресного обеда».
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности.
7 класс
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (28 ч)
Элементы материаловедения (2 ч)
Основные теоретические сведения
Текстильные материалы волокон животного происхождения и их свойства. Технология
производства шерстяных и шелковых тканей, виды и свойства шерстяных и шелковых
тканей. Определение вида тканей по сырьевому составу.
Ассортимент шерстяных и шелковых тканей.
Практические работы
Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование швейных изделий (6 ч)
Основные теоретические сведения
Виды поясной одежды. Юбка в народном костюме. Виды тканей, используемых для пошива
юбок. Конструкции юбки (прямая, клиньевая, коническая). Мерки, необходимые для
построения основы чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок для построения чертежа
юбки. Правила построения основы чертежа прямой юбки в масштабе 164 и в натуральную
величину (по своим меркам).
Способы моделирования прямой юбки. Выбор модели с учётом особенностей фигуры.
Моделирование юбки расширением к низу, со складками (односторонние складки,
двусторонние (встречные) складки).
Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или
Интернета. Определение индивидуального размера (российский и европейский размерный
ряд). Чтение чертежа и перенос контура чертежа на кальку.

16

Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в
масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование швейного изделия
в соответствии с выбранным фасоном. Получение выкройки швейного изделия из журнала
мод и подготовка её к раскрою.
Швейные ручные работы (2 ч)
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности при работе со швейными иголками, булавками, ножницами.ручные строчки и
стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия
при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ. Подшивание: прямыми,
косыми, крестообразными стежками.
Практические работы
Изготовление образцов ручных швов.
Технология машинных работ (2 ч)
Основные теоретические сведения
Приспособления к швейной машине: лапки для пришивания пуговиц, потайной застёжкимолнии, для потайного подшивания, лапка для обмётывания петель. Приёмы обработки среза
изделия косой бейкой. Виды окантовочного шва: с закрытым срезом, с открытым срезом.
Безопасные приёмы работы при работе на швейной машине.
Практические работы
Изготовление образцов машинных швов.
Проект «Праздничный наряд» (16 ч)
Основные теоретические сведения
Проектирование праздничного наряда: выбор лучшей идеи (модели юбки) и обоснование.
Организация рабочего места для работ. Последовательность и приёмы раскроя поясного
швейного изделия. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Подготовка выкройки к
раскрою. Раскрой изделия: правила раскладки выкройки на ткани, раскладка выкроек на
ворсовой ткани, на ткани в клетку, в полоску, обмеловка, контрольные надсечки.
Обработка деталей кроя. Дублирование деталей с использованием флизелина, дублерина,
клеевой прокладки.
Сборка поясного швейного изделия. Технология обработки вытачек, складок. Технология
притачивания застёжки-молнии. Технология обработки боковых срезов, пояса, нижнего
среза юбки.
Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Подготовка ткани к раскрою и раскрой проектного изделия. Обработка среднего (бокового)
шва юбки с застёжкой-молнией. Обработка складок, вытачек. Примерка изделия и
устранение дефектов. Обработка верхнего среза прямым притачным поясом. Обработка
нижнего среза юбки (потайными стежками). Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль,
оценка и самооценка качества готового изделия.
Защита проекта.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА (20 ч)
Ручная роспись тканей (4 часа)
Основные теоретические сведения
Виды росписи по ткани. Художественные особенности различных техник росписи по ткани.
Материалы, инструменты, приспособления. Красители анилиновые и на основе
растительного сырья. Приёмы росписи по ткани. Технология росписи по ткани «холодный
батик».
Практические работы

17

Выполнение образца росписи по ткани в технике холодного батика.
Ручные стежки и швы на их основе. Вышивка. (8 ч)
Основные теоретические сведения
Вышивка как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России.
Вышивка в народном костюме. Применение вышивки в современном костюме, интерьере.
Организация рабочего места для ручного шитья.
Виды вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Виды ручных стежков (прямые,
петлеобразные, петельные, косые, крестообразные).
Виды счётных швов (крест, гобеленовый, болгарский крест, хардангер).
Виды вышивки по свободному контуру (гладьевые швы).
Вышивка лентами: материалы, инструменты, приспособления. Приёмы вышивки лентами.
Практические работы
Выполнение образцов швов. Выполнение образца вышивки швом крест. Выполнение
образцов вышивки гладью. Выполнение образца вышивки лентами.
Творческий проект «Подарок своими руками» (8 ч)
Основные теоретические сведения
Исследование проблемы, определение цели и задач проекта. Выбор техники выполнения
проекта. Обоснование проекта. Разработка технологической карты, расчёт затрат на
изготовление изделия. Подготовка к защите проекта, оценка и самооценка.
Практические работы
Выполнение проекта «Подарок своими руками». Защита проекта.
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА (8 ч)
Основные теоретические сведения
Освещение жилого дома: основные типы ламп; типы и виды светильников; системы
управления светом.
Систематизация, принципы размещения картин и коллекций в интерьере. Гигиена жилища:
виды и последовательность уборки помещений, средства для уборки. Санитарногигиенические требования к уборке помещений. Современные бытовые приборы для уборки
помещений; современные технологии и технические средства для создания микроклимата,
их виды, назначение.
Творческий проект «Умный дом»
Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.
Практические работы
Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома». Составление плана
генеральной уборки своей комнаты. Выполнение проекта «Умный дом» в форме эскиза или
презентации.
Подготовка к защите и защита проекта.
КУЛИНАРИЯ (14 часов)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (2 ч)
Основные теоретические сведения
Пищевая ценность молока. Значение молока, молочных и кисломолочных продуктов в
питании человека. Блюда из молока, молочных и кисломолочных продуктов. Виды тепловой
обработки молока. Определение качества молока и молочных продуктов. Технология
приготовления молочных супов и каш. Технология приготовления блюд из творога:
сырников, вареников, запеканки.
Практические работы
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Изделия из теста (6 часа)
Основные теоретические сведения

18

Изделия из жидкого теста (блины.Блинчики, оладьи, блинный пирог). Виды разрыхлителей.
Технология приготовления изделий из жидкого теста.
Виды теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки, их функция в составе теста. Виды
ароматизаторов теста. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для
приготовления различных видов теста.
Технология приготовления изделий из пресного слоёного (готового или скороспелого) теста.
Виды изделий из слоёного теста.
Технология приготовления изделий из песочного теста. Виды изделий из песочного теста.
Способы формования печенья из песочного теста.
Практические работы
Приготовление изделий из жидкого теста. Приготовление изделий из слоёного и песочного
теста.
Технология приготовления сладостей, десертов, напитков (2 ч)
Основные теоретические сведения
Сладкие блюда в питании человека. Виды десертов. Сахар и его виды, заменители сахара,
пищевая ценность.
Технология приготовления цукатов.
Десерты из шоколада и какао-порошка, технология приготовления «Шоколадных
трюфелей».
Различные сладкие блюда (безе, суфле, желе, мусс, самбук), технология их приготовления,
подача готовых блюд. Продукты и желирующие вещества, используемые для приготовления
сладких блюд.
Сладкие напитки, технология приготовления компота, морса, киселя.
Практические работы
Приготовление сладких блюд и напитков.
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет (2 ч)
Основные теоретические сведения
Составление меню сладкого стола. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола.
Правила использования столовых приборов при подаче десерта, торта, мороженого, фруктов.
Правила этикета на торжественном приёме: приглашение, поведение за столом.
Практические работы.
Разработка приглашения на торжество.
8 класс
Технология домашнего хозяйства (4 ч.)
1.Экология жилища (2ч.)
Основные теоретические сведения
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения,
водопровода и канализации в городском и сельском ( дачном ) дамах. Правила их
эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Современные системы фильтрации воды.
Система безопасности жилища.
Практические работы
Знакомится с приточно – вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Определять
составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определять расход и
стоимость горячей и холодной воды за месяц.
2.Водоснабжение и канализация в доме (2ч.)
Основные теоретические сведения
Схема горячего и холодного водоснабжения в доме. Система канализации в доме.
Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счетчиков расхода воды. Способы определения

19

расхода и стоимости расхода воды. Экологические проблемы, связанные с утилизацией
сточных вод.
Практические работы
Определять расход и стоимость горячей и холодной воды за месяц.
Электротехника (12ч.)
3,4,5.Бытовые электроприборы (6ч.)
Основные теоретические сведения
Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Электрическая и
индукционная плиты на кухне. Принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и
недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного
пользования бытовыми приборами в быту. Назначение, устройство, правила эксплуатации
отопительных электроприборов. Устройство и принцип работы электрического фена. Общие
сведения о принципе работы холодильника, стиральной машины полуавтомат,
электрического вытяжного устройства. Электронные приборы: телевизоры, компьютеры,
часы. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты
приборов от скачков напряжения.
Практические работы
Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной
розетке и в квартирной сети.
Знакомится с устройством и принципом действия стиральной машины-автомата,
электрического фена.
Знакомится со способами защиты электронных приборов от скачков напряжения.
6,7.Электромонтажные и сборочные технологии(4ч.)
Основные теоретические сведения
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды
источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения
на электрических схемах. Понятие об электрической цепи, принципиальная схема. Виды
проводов. Инструменты для электрических работ. Приемы монтажа и соединений
установочных проводов. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением
электромонтажных работ.
Практические работы
Уметь читать простые электрические схемы. Собирать электрическую цепь из деталей
конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных
вариантах ее сборки. Ознакомиться с видами электромонтажных инструментов и приемами
их использования. Выполнять несложные упражнения по электромонтажу.
8. Электротехнические устройства с элементами автоматики.(2ч.)
Основные теоретические сведения
Схема квартирной электропроводки. Работа счетчика электрической энергии. Элементы
автоматики в электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы
электрического утюга. Влияние электротехнических приборов на здоровье человека.
Практические работы
Знакомиться со схемой квартирной проводки. Определять стоимость и расход
электроэнергии в месяц. Знакомиться с устройством и принципом работы электрического
утюга.
Семейная экономика (6ч.)
9,10,11.Бюджет семьи (6ч.)
Основные теоретические сведения

20

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи.
Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Технология
совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы защиты прав
потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской
деятельности для пополнения семейного бюджета.
Практические работы
Оценивать возможные и имеющиеся источники доходов семьи. Анализировать потребности
членов семьи. Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учетом ее
состава.
Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную
индивидуальную трудовую деятельность.
Современное производство и профессиональная деятельность(4ч.)
12. Сферы производства и разделение труда(2ч.)
Основные теоретические сведения
Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства.
Основные структурные подразделения производственного предприятия. Уровни
квалификации и уровни образования. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Понятие
о профессии, квалификации работника.
Практические работы
Исследовать деятельность производственного предприятия. Анализировать структуру
предприятия и профессиональное разделение труда. Разбираться в понятиях «профессия»,
«специальность», «должность».
13.Профессиональное образование и профессиональная карьера(2ч.)
Основные теоретические сведения
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в Свердловской области.
Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности,
способности. Источники получения сведений о профессиях. Здоровье и выбор профессии.
Практические работы
Знакомиться с профессиями региона. Искать информацию в различных источниках ,включая
Интернет. Анализировать предложения работодателей . Строить планы профессионального
образования.
Технологии творческой и опытнической деятельности (8ч.)
14,15,16,17.Исследовательская и созидательная деятельность(8ч.)
Основные теоретические сведения
Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность
проектирования. Банк идей. Реализация проекта и его оценка.
Практические работы
Обосновать тему творческого проекта. Находить и изучать информацию по проблеме
проекта.
Разрабатывать несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучший. Выполнять
проект, анализировать результаты работы. Оформлять пояснительную записку и проводить
презентацию проекта.

21

3.Тематическое планирование
5 класс
№
урока

1.2.

3,4.
5,6.
7,8.
9,10.
11,12.
13,14.
15,16.
17,18.
19,20.
21,22.
23,24.
25,26.
27,28.
29,30.
31,32.
33,34.
35,36.
37,39.
40,41.
42,43.
44,45.
46,47.

48.
49,50.
51,52.
53.
54,55.
56,57.
58,59.
60,61
62.63.

Раздел, тема
Создание изделий из текстильных материалов (28ч)
Производство текстильных материалов. Классификация текстильных
волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон
растительного происхождения.
Свойства текстильных материалов.
Проект «Фартук для работы на кухне».
Построение чертежа швейного изделия.
Раскройшвейногоизделия.
Практическая работа «Раскрой швейного изделия»
Швейные ручные работы
Подготовка швейной машины к работе
Приемы работы на швейной машине.
Выполнение проекта «Фартук для работына кухне».
Обработка накладного кармана.
Обработка нижнего и боковых срезов фартука.
Обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
Защита проекта «Фартук для работына кухне»
Влажно - тепловая обработка ткани
Художественные ремёсла (18ч)
Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное изделие для кухни.
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного
искусства
Орнамент. Цветовые сочетанияв орнаменте.
Лоскутное шитье. Технологии лоскутного шитья
Лоскутное шитье. Изготовление образца изделия из лоскутов
Лоскутное шитье. Обоснование проекта
Стачивание деталей изделия
Подготовка проекта к защите
Защита проекта«Лоскутное изделие для кухни».
Итоговый урок
Проектная деятельность (1ч)
Проектная деятельность на уроках «Технологии».
Оформление интерьера (5ч)
Интерьер кухни - столовой. Оборудование кухни.
Творческий проект «Кухня моей мечты»
Защита проекта «Кухня моей мечты».
Кулинария (16ч)
Санитария и гигиена на кухне. Бытовые электроприборы.
Здоровое питание.
Бутерброды и горячие напитки
Блюда из круп, бобовых, макаронных изделий
Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий
Блюда из сырых и варёных овощей и фруктов.

Колво
часов
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
2
2
1
2
2
2
2
2

22

64,65.
67,68.

Блюда из вареных овощей.
Приготовление салатов из сырых и вареных овощей
Блюда из яиц. Сервировка стола к завтраку.

2
2

6 класс
№
урока
1,2.
3,4.
5,6.
7,8.
9.10.
11,12.
13.14.
15,16,
17,18.
19,20.
21,22.
23,24.
25,26.
27,28.
29,30,
31,32.
33,34,
35,36.
37,38.
39,40.

41,42.
43,44.
45,46.
47,48.
49 - 54.
55 -58.
59 -62.
63 -64.
65,66.
67,68.

Раздел, тема

Кол –во
часов

Создание изделий из текстильных материалов (28ч.)
Текстильные материалы из химических волокон и их свойства.
Конструирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом.
Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроенным
рукавом.
Построение чертежа швейного изделия в натуральную величину
Моделирование плечевой одежды и подготовка выкроек к раскрою
Раскрой швейного плечевого изделия.
Швейные ручные работы. Изготовление образцов ручных швов
Машиноведение. Приспособления к швейной машине. Машинная игла.
Выполнение образцов швов (обтачного, обтачного в кант).
Подготовка к примерке и примерка изделия
Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов
Обработка горловины швейного изделия.
Технология обработки боковых срезов швейного изделия.
Обработка нижнего среза швейного изделия.
Художественные ремёсла (8 ч.)
Вязание крючком
Вязание спицами

2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
4
4

Технология домашнего хозяйства (4ч.)
Интерьер жилого дома
Комнатные растения в интерьере
Технология творческой и опытнической деятельности(14ч.)
Запуск проекта «Наряд для семейного обеда»
Исследовательская и созидательная деятельность
Исследовательская и созидательная деятельность
Исследовательская и созидательная деятельность
Исследовательская и созидательная деятельность
Исследовательская и созидательная деятельность.
Кулинария (14ч.)
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Блюда из мяса
Блюда из птицы
Заправочные супы
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

2
2

2
2
2
2
6
4
4
2
2
2

7 класс
№
урока

Раздел, тема

Кол –во
часов

Создание изделий изтекстильных материалов (30 ч.)

23

1.2.
3,4.
5,6.
7.8.
9,10

11.12.

13,14.
15.16.
17,18.
19,20.
21.22.
23,24.
25,26.
27,28.
29,30.
31,32.
33,34.
35,36.
37,38.
39,40.
41,42.
43,44.
45.46.
47,48.
49.50.
51,52.
53,54.
55,56.

Текстильные материалы из волокон животного происхождения.
Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств
Конструирование поясной одежды.
Снятие мерок для построения чертежа поясного швейного изделия
Построение чертежа юбки 1:4. Построение чертежа юбки в натуральную
величину по своим меркам
Моделирование поясной одежды.
Швейные ручные работы.
ручных работ. Изготовление образцов ручных швов.
Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Технология машинных работ.
Изготовление образцов машинных швов
Техника безопасности при выполнении машинных работ.
Раскрой поясного швейного изделия.
Творческий проект «Праздничный наряд». Обоснование проекта
Примерка поясного изделия, выявление дефектов.
Дублирование деталей юбки
Обработка складок, вытачек
Обработка среднего (бокового) шва юбки с застёжкой-молнией
Обработка верхнего среза прямым притачным поясом
Обработка нижнего среза юбки
Влажно-тепловая обработка готового изделия.
Подготовка к защите проекта.
Защита проекта «Праздничный наряд».
Художественные ремёсла (18 ч.)
Ручная роспись тканей.
Технология росписи ткани в технике холодного батика.
Ручные стежки и швы на их основе.
Виды ручных стежков.
Виды счётных швов.
образца вышивкишвом крест
Виды гладьевых швов.
Выполнение образца вышивки гладью
Вышивка лентами.
Выполнение образца вышивки лентами
Творческий проект «Подарок своими руками».
Обоснование проекта.
Разработка технологической карты.
Выполнение проекта
Выполнение проекта.
Подготовка к защите
Защита проекта «Подарок своими руками».
Подведение итогов.
Освещение жилого помещения.
Предметы искусства и коллекции в интерьере.
Гигиена жилища.
Бытовые приборы для уборки
Творческий проект «Умный дом».
Обоснование проекта.
Защита проекта «Умный дом».

2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2

24

57,58.
59,60.
61,62.
63,64.
65.66.
67.68.

Кулинария (14 ч.)
Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
Изделия из жидкого теста. Виды теста и выпечки.
Приготовление блюд из жидкого теста, творога
Изделия из пресного слоёного теста.
Изделия из песочного теста
Приготовление изделий из слоёного и песочного теста
Технология приготовления сладостей, десертов, напитков.
Сервировка сладкого стола.
Праздничный этикет.
Групповой творческий проект «Праздничный сладкий стол».

2
2
2
2
2
2

8 класс
№
урока

Раздел, тема

Кол -во
часов

Технология домашнего хозяйства (4 ч.)

1.2.
3,4.
5,6.
7.8.
9,10
11.12.
13,14.
15.16.
17,18.
19,20.
21.22.

23,24.
25,26.

27,28.
29,30.
31,32.
33,34.

Экология жилища
Водоснабжение и канализация в доме
Электротехника (12ч.)
Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.
Правила безопасного пользования бытовыми приборами в быту.
Устройство и принцип работы электрического фена
Электронные приборы: телевизоры, компьютеры, часы.
Способы защиты приборов от скачков напряжения.
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и
сопротивлении.
Приемы монтажа и соединений установочных проводов. Правила
безопасной работы.
Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Семейная экономика (6ч.)
Источники семейных доходов и бюджет семьи.
Доходы и расходы семьи. Технология совершения покупок.
Оценка возможностей предпринимательской деятельности для
пополнения семейного бюджета.
Современное производство и профессиональная деятельность(4ч.)
Сферы и отрасли современного производства.
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в
Свердловской области.
Технологии творческой и опытнической деятельности (8ч.)
Проектирование как сфера профессиональной деятельности.
Последовательность проектирования.
Банк идей.
Реализация проекта и его оценка.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2

2
2
2
2

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».