Рабочая программа учебного предмета Литература ООО 8-9 классы

1

Рабочая программа по литературе 8-9 классы
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

•

•

•

•

•
•

•
•
•
•

•
•

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература»
являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей
его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные
для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской
культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения,
формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной
школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.);
оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой
манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности
языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и
эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);

Выпускник получит возможность научиться:

2

•

•

•

•
•

•
•

•

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между
ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные
произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом
классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в
каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературнотворческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для
организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в
Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что
формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных
обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько
основных уровней сформированности читательской культуры.
I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного
произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной
действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе
буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель
подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие,
создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения
эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя
воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы
(устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять
свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только
называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

3

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I
уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания
произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по
заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы
вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выразительно прочтите следующий фрагмент;
определите, какие события в произведении являются центральными;
определите, где и когда происходят описываемые события;
опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;
выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;
ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;
определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что
обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения
авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него
пока отсутствуют.
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным,
появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане
отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление
находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается
аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?» , умеет выделять крупные
единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства
верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей,
достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических
процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;
наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение
функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на
основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при
анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или
поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т.
п.;
покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;
покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира
(как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);
проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между
разными произведениями);
определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

4

•
•
•
•
•
•
•
•

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно;
ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе
произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки
жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и
авторской позиции.
III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое,
концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский
замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный
смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение
построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение,
какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике,
проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей,
достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование
художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его
целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого;
создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию,
рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;
определите позицию автора и способы ее выражения;
проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;
объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;
озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);
напишите сочинение-интерпретацию;
напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется на основе
«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного»
(естественным языком и специфическими художественными средствами1).
Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в
чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников,
обучающихся в 5–6 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного
образования учеников 7–8 классов формируется второй ее уровень; читательская культура
учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует
иметь в виду при осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к
обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням
читательской культуры, и способность демонстрировать их во время экзаменационных
испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся
основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер
соотнесения описанных заданий и разных уровней читательской культуры.
Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий,
сколько качество их выполнения.

5

Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и
позицию автора и докажите свое мнение) и, в зависимости от того, какие именно
доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает
уроки так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне
ближайшего развития»).

2.Содержание учебного предмета
Русский фольклор
Малые жанры фольклора.
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы
пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное
выражение. Загадка как метафора, вид словесной
игры.
Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и
нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных).
Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой
и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств
героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве».
«Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия
«Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских
князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская
позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение
языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь Сергия Радонежского.
Идейное содержание произведения. Соответствие образа героя и его жизненного пути канону
житийной литературы. Сочетание исторического, бытового и чудесного в житии. Сила духа и
святость героя. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей
житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева.
Русская литература XVIII в.
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» (фрагменты). Социальная и нравственная
проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования
гражданина. Говорящие фамилии и имена, речевые характеристики как средства создания
образов персонажей. Смысл финала комедии.
Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Своеобразие проблематики произведения.
Отражение художественных принципов сентиментализма в повести. Конфликт истинных и
ложных ценностей. Изображение внутреннего мира и эмоционального состояния человека.
Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии
Державина. Тема поэта и поэзии.
Русская литература XIX в. (первая половина)
И. А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне». Жанр
басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия
определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова.
Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка
басен Крылова.

6

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.
Источники сюжета баллады «Светлана». Образ Светланы и средства его создания.
Национальные черты в образе героини. Своеобразие сюжета. Фантастика, народнопоэтические традиции, атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти. Мотив смирения и
тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Баллады
западноевропейских поэтов в переводах Жуковского. Стихотворения «Море»,
«Невыразимое». Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой
романтической поэзии и его восприятие мира. Тема поэтического вдохновения. Отношение
романтика к слову. Романтический образ моря. Своеобразие поэтического языка Жуковского.
А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых
постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности
развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как
необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе.
Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция
внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в
создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и
общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о
пьесе Грибоедова.
А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«К ***», «Я помню чудное мгновенье», «Анчар», «Туча», «19 октября» («Роняет лес багряный
свой убор...»), «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла.»,
«Я вас любил: любовь еще, быть может.», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный.», «Осень», «Два чувства дивно близки нам.». Многообразие тем, жанров,
мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и
чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике
поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.
Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение
как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней
лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.
Библейские и античные образы в поэзии Пушкина. Традиции классицизма, романтические
образы и мотивы, реалистические тенденции в лирике поэта. Образы, мотивы,
художественные средства русской народной поэзии в творчестве Пушкина. Образ Пушкина в
русской поэзии Х1Х—ХХ вв.
Баллада «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный
источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...».
Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции
произведения. Признаки жанра баллады в «Песне.». Художественные средства произведения,
позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.
Роман «Дубровский». История создания произведения. Картины жизни русского
поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова.
Противостояние человеческих чувств и социальных обстоятельств в романе. Нравственная
проблематика
произведения.
Образы крепостных.
Изображение крестьянского бунта. Образ благородного разбойника Владимира Дубровского.
Традиции приключенческого романа в произведении Пушкина. Романтический характер
истории любви Маши и Владимира. Средства выражения авторского отношения к героям
романа.
Роман «Капитанская дочка». История создания романа. Историческое исследование
«История Пугачёва» и роман «Капитанская дочка». Пугачёв в историческом труде и в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Изображение исторических деятелей на страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Главные
герои романа. Становление, развитие характера, личности Петра Гринёва. Значение образа
Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образ антигероя Швабрина. Проблемы

7

долга, чести, милосердия, нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Художественная
функция народных песен, сказок, пословиц и поговорок. Роль эпиграфов в романе. Название и
идейный смысл произведения.
Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица
вымышленного героя как художественный приём. Отношение рассказчика к героям повести и
формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне.
Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания
произведения. Особенности жанра и композиции «свободного романа». Единство лирического
и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ
читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах
Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Художественная функция эпиграфов,
посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и
мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка,
органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имен
богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Реализм
пушкинского романа в стихах. «Евгений Онегин» в русской критике.
Трагедия «Моцарт и Сальери». Цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и
нравственном законе. Проблема «гения и злодейства». Образы Моцарта и Сальери. Два типа
мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и
его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая
судьба трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Тучи», «Смерть Поэта», «Когда
волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой
кинжал.»),«Молитва» («В минуту жизни
трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Родина», «Пророк»,
«На севере диком стоит одиноко...», «Ангел», «Три пальмы».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического
одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как
заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба
поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии
Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и
поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта.
Стихотворение «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение
исторического события. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в
создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим
пафосом стихотворения.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для
понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита
Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с
художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и
её концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл
человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и
обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как
композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их
противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения.
Смысл финала поэмы.

8

Роман «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический
роман в русской литературе. Нравственно-философская проблематика произведения.
Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии
характера Печорина. Особенности повествования. Особое внимание к внутренней жизни
человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Портретные и
пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и
второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл
финала романа. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Роман «Герой
нашего времени» в русской критике.
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни
(праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Кузнец Вакула и его невеста Оксана.
Фольклорные традиции в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Реальноеифантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описания
украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.
Повесть «Тарас Бульба». Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести
Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества,
самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы
запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в
создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой
характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в
душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.
Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе. Потеря
Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как
последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург
как символ вечного холода, отчуждённости, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле
произведения. Гуманистический пафос повести.
Комедия «Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот
русской драматургии к социальной теме. Русское чиновничество в сатирическом
изображении: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания,
беспринципности,
взяточничества и казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его
развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Новизна финала
(немая сцена). Образ типичного уездного города. Городничий и чиновники. Женские образы в
комедии. Образ Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Мастерство
драматурга в создании речевых характеристик. Ремарки как форма выражения авторской
позиции. Гоголь о комедии.
Поэма «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов.
Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о России. Жанровое своеобразие
произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романомпутешествием. Причины незавершённости поэмы. Авторские лирические отступления в
поэме, их тематика и идейный смысл. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и
чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси.
Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Своеобразие гоголевского
реализма. Поэма «Мертвые души» в русской критике.
Русская литература XIX в. (вторая половина)
Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...», «С
поляны коршун поднялся...», «Фонтан».
Философская проблематика стихотворений Тютчева. Параллелизм в описании жизни природы
и человека. Природные образы и средства их создания.
А. А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом.», «Учись у них — у дуба, у
берёзы.». Философская проблематика стихотворений Фета. Параллелизм в описании жизни
природы и человека. Природные образы и средства их создания.
И. С. Тургенев. Повесть «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов

9

крепостной России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция.
Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ
рассказчика. Авторская позиция и способы её выражения в произведении.
Стихотворение в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности идейноэмоционального содержания стихотворений в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская
позиция и способы её выражения.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Изображение жизни простого
народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика.
Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское
отношение к героям.
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа.
Основные эпизоды. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и
Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его
гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.
А. П. Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника».
Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания
комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах. Роль
художественной детали. Смысл названия.
Русская литература XX в. (первая половина)
И. А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги...». Особенности
изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы.
Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике
поэта.
Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России.
Праздники и будни в жизни главного героя рассказа. Приёмы антитезы и повтора в
композиции рассказа. Смысл названия.
А. И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ
главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской
литературе.
М. Горький. Рассказ «Челкаш». Образы Челкаша и Гаврилы. Широта души, стремление к
воле. Символический образ моря. Сильный человек вне истории. Противостояние сильного
характера обществу.
И. С. Шмелёв. Роман «Лето Господне» (фрагменты). История создания
автобиографического романа. Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у
ребёнка. Ребёнок и национальные традиции. Особенности повествования.
А. А. Блок. Стихотворения «Девушка пела в церковном хоре.», «Родина». Лирический
герой в поэзии Блока. Символика и реалистические детали в стихотворениях. Образ Родины.
Музыкальность лирики Блока.
В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический
пафос
стихотворения.
Одиночество
лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии.
Своеобразие ритмики и рифмы.
А. Есенин. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы.».
Основные темы и образы поэзии Есенина. Лирический герой и мир природы. Олицетворение
как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в
поэзии Есенина.
А. А. Ахматова. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие.», «Родная земля».
Основные темы и образы поэзии Ахматовой. Роль предметной детали, её многозначность.
Тема Родины в стихотворении.

10

А. П. Платонов. Рассказ «Цветок на земле». Основная тема и идейное содержание
рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа
цветка.
А. С. Грин. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и
реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак
судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и возмужание. Воплощение мечты как
сюжетный приём. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические
образы моря, солнца, корабля, паруса.
М. А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники
сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ Шарикова и «шариковщина» как
социальное явление. Проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика
имён, названий, художественных деталей. Приёмы сатирического изображения.
Русская литература XX в. (вторая половина)
A. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История
создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ
автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, её интонационное многообразие.
Своеобразие жанра «книги про бойца».
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Изображение трагедии народа в военные
годы. Образ Андрея Соколова. Особенности национального характера. Тема военного
подвига, непобедимости человека. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя
произведения. Особенности композиции рассказа.
Н. М. Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «В горнице». Картины природы и русского
быта в стихотворениях Рубцова. Темы, образы и настроения. Лирический герой и его
мировосприятие.
B. М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев- «чудиков». Доброта,
доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с
миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя.
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Изображение трудностей послевоенного
времени. События, рассказанные от лица мальчика, и авторские оценки. Образ учительницы
как символ человеческой отзывчивости. Нравственная проблематика произведения.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера
главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Картины
родной природы.
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа
рассказа. Изображение народной жизни. Образ рассказчика. Портрет и интерьер в рассказе.
Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в
рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в
русской литературе.
Литература народов России
Г. Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю,
верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад»,
«путеводная звезда».
М. Карим. Поэма «Бессмертие» (фрагменты). Героический пафос поэмы. Близость образа
главного героя поэмы образу Василия Тёркина из одноименной поэмы А. Т. Твардовского.
К. Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был
мой народ.». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях
балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев. Поэт как вечный
должник своего народа.
Р. Гамзатов. Стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало.».
Тема любви к родному краю. Национальный колорит стихотворений. Изображение
национальных обычаев и традиций. Особенности художественной образности аварского
поэта.

11

Зарубежная литература
Гомер. Поэма «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа»).
Мифологическая основа античной литературы. Приключения Одиссея и его спутников.
Жажда странствий, познания нового. Испытания, через которые проходят герои эпоса. Роль
гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».
Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия» (фрагменты). Данте и его время.
Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и
идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл
названия.
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (сцены). Трагический характер конфликта. Напряжённая
духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души и
суетности времени. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.
Сонет № 130 «Её глаза на звезды не п о х о ж и .. Л юб о в ь и творчество как основные
темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.
М. Сервантес. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образы благородного рыцаря и его
верного слуги. Философская и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и
способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Жанровое своеобразие романа. Образ
Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным
невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Образ
путешественника в литературе.
И. В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её
интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История
сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема
и цена истинного счастья.
Ж. Б. Мольер.
Комедия «Мещанин во
дворянстве»
(сцены).
Проблематика комедии. Основной конфликт. Образ господина Журдена. Высмеивание
невежества, тщеславия и глупости главного героя. Особенности изображения комических
ситуаций. Мастерство драматурга в построении диалогов, создании речевых характеристик
персонажей.
Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна.». Своеобразие романтической поэзии
Байрона. «Мировая скорбь» в западноевропейской поэзии. Ощущение трагического разлада
героя с жизнью, окружающим его обществом. Байрон и русская литература.
А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц» (фрагменты). Постановка
«вечных»
вопросов в философской сказке. Образы
повествователя и Маленького принца. Нравственная проблематика сказки. Мечта о разумно
устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребёнку.
Роль метафоры и аллегории в произведении. Символическое значение образа Маленького
принца.
Р. Брэдбери. Рассказ «Всё лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль
фантастического сюжета в раскрытии серьёзных нравственных проблем. Образы детей. Смысл
финала произведения.
.
Сведения по теории и истории литературы
Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и
фольклор.
Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные
и второстепенные персонажи. Лирический герой. Образы времени и пространства, природные
образы, образы предметов. «Вечные» образы в литературе.
Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика.
Сюжет и композиция. Конфликт. Внутренний конфликт. Эпизод. Пейзаж. Портрет.

12

Диалог и монолог. Внутренний монолог. Дневники, письма и сны героев. Лирические
отступления. Эпилог. Лирический сюжет.
Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. «Говорящие» фамилии. Финал
произведения.
Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения.
Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира.
Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет,
метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Символ. Гротеск.
Художественная деталь. Системы стихосложения. Ритм, рифма. Строфа.
Литературные роды и жанры. Эпос. Лирика. Драма. Эпические жанры (рассказ, сказ,
повесть, роман, роман в стихах). Лирические жанры (стихотворение, ода, элегия, послание,
стихотворение в прозе). Лироэпические жанры (басня, баллада, поэма). Драматические жанры
(драма, трагедия, комедия).
Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Эпохи в истории мировой
литературы (Античность, Средневековье, Возрождение, литература XVII, XVIII, XIX и XX
вв.). Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм).
Древнерусская литература, её основные жанры: слово, поучение, житие, повесть. Тема
Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер
произведений древнерусской литературы.
Русская литература XVIII в. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения.
Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека.
Русская литература XIX в. Романтизм в русской литературе. Романтический герой.
Становление реализма в русской литературе XIX в. Изображение исторических событий,
жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской
литературы. Идеальный женский образ. Утверждение непреходящих жизненных ценностей
(вера, любовь, семья, дружба). Христианские мотивы и образы в произведениях русской
литературы. Психологизм русской прозы. Основные темы и образы русской поэзии XIX в.
(человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Социальная и нравственная
проблематика русской драматургии XIX в.
Русская литература XX в. Модернизм в русской литературе. Модернистские течения
(символизм, футуризм, акмеизм). Поиск новых форм выражения. Словотворчество. Развитие
реализма в русской литературе XX в. Изображение трагических событий отечественной
истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение
к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Образы родины, дома, семьи.
Основные темы и образы русской поэзии XX в. (человек и природа, родина, любовь, война,
назначение поэзии).

№
1
2
3
4
5
6
7
8

3.Тематическое планирование по литературе
8 класс
Раздел
Введение. Литература и время.
Фольклор.
Древнерусская литература.
Литература эпохи Возрождения.
Литература эпохи Просвещения.
Литература 18 века.
Литература 19 века.
Литература 20 века.

Количество
часов
1
3
6
2
2
2
35
15

13

Резерв
Итого

9

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

4
70
Тематическое планирование по литературе
9 класс
Раздел

Введение.
Литература эпохи Средневековья
Древнерусская литература
Литература эпохи Возрождения
Русская литература 18 века
Русская литература 19 века
Литература 20 века
Литература 60-90 годов 20 века
Резерв
Итого

Количество
часов
1
1
5
1
13
56
14
7
4
102

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».