Рабочая программа учебного предмета История России ООО 8-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «История России», 6-9 классы, (предметная
область – общественно-научные предметы) разработана на основе:
- федерального государственного стандарта основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897;
-Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования";
- Историко-культурного стандарта «Концепция нового учебно-методического
Отечественной истории».
Программа предполагает использование следующей линейки учебников:
- История России. 6 класс. В 2-х частях. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С.
и др. / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
- История России. 7 класс. В 2-х частях. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., . и
др. / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
- История России. 8 класс. В 2-х частях. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., . и
др. / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.
- - История России. 9 класс. В 2-х частях. /Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский
А.А., . и др. / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
(включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме)
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

2

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8)Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9)Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического. характера.1
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 историко-географический образ, включая представление о территории и границах
России, знание основных исторических событий развития государственности и
общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
 образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
 знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
 освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;

Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
1

3



экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
 уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
 эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
 уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к
 окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и
молодѐжных общественных организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
 умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
 готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы, ориентации на
их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
 выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия. 2
2

Приложение 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

4

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы:
(включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории)
1)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5)Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8)Смысловое чтение;
9)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекс
11)Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции), развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12)Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. устной речью.3

Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
3

5

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД.
Выпускник научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по
ходу его реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные УУД.
Выпускник научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
6

ограничение понятия;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с
большим объѐмом;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
 работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Коммуникативные УУД.
Выпускник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
7




осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
 в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Создание графических
объектов
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
•
создавать диаграммы
различных видов
(алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с
8

решаемыми задачами;
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические,
хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с
использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Поиск и организация хранения информации.
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы
папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной
деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и
идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
•
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как
наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ
применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое
описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
9

суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего
особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
•
решать
учебно-познавательные и учебно-практические
задачи,
требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
10

теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться.
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться.
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся
в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
11

• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или
конфликтной ситуации.4
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы:
освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом
общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российском государстве.5
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и
др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
4

Приложение 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
5

12

культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём
заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории
Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений —
походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического
строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
13

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя историческую карту,
характеризовать
социально
экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей
эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала
XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России
(СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социальноэкономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху,
местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и
художественных памятников новейшей эпохи;
• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни
людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI
в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и
художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального
развития России и других стран, политических режимов, международных отношений,
развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в
России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и
др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран
в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ —
начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя историческую
карту, характеризовать
социально
экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ— начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и
дополнительной
литературе,
электронных
материалах,
систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
14

• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи,
города, края в ХХ — начале XXI в.
2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Древняя и средневековая Русь
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории.
Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России.
Источники по российской истории.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на
территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и
кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и
Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение,
занятия,
быт,
верования,
общественное
устройство.
Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства:
предпосылки, причины, значение.
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской
власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя
политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и
язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные
отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и
торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя
Русь и её соседи.6
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности.
Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное
зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративноприкладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и
последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их
географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства
русских земель в памятниках культуры.7
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом.
Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке.
Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов.
Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы.
Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения
Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр
Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба
населения русских земель против ордынского владычества.8
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы,
города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и
складывание общерусского художественного стиля.
6
7

8

Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины

15

Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения русских
земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские
князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий
Радонежский. Куликовская битва, её значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой,
Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование
русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой
Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление
самодержавия. Судебник 1497 г.9
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения.
Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их
свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании
русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение
ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры.
Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла,
сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские
комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
Московское государство в XVI в. 10 Социально-экономическое и политическое
развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор.
Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в.
Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение
Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её
итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение
крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество.
Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести.
Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Россия на рубеже XVI—XVII вв. 11 Царствование Б. Годунова. Смута: причины,
участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова.
Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъём народа. Окончание
Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д.
Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.
Россия в Новое время
Хронология и сущность нового этапа российской истории.
Россия в XVII в.12 Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма.
Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных
сословий. Окончательное закрепощение крестьян.
Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост
товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение
мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
11
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
12
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
9

10

16

первопроходцы.
Народные движения в XVII в.: причины, формы, участники. Городские восстания.
Восстание под предводительством С. Разина.
Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп
Аввакум.
Внешняя политика России в XVII в. Взаимоотношения с соседними государствами и
народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России
Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской
империей.
Культура и быт России в XVII в. Традиции и новые веяния, усиление светского
характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести,
автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество:
основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий
(царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы).
Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Необходимость и предпосылки преобразований.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Россия в первой четверти XVIII в.13 Преобразования Петра I. Реорганизация армии.
Реформы государственного управления (учреждение Сената, коллегий, губернская
реформа и др.). Указ о единонаследии. Табель о рангах. Утверждение абсолютизма.
Церковная реформа; упразднение патриаршества. Аристократическая оппозиция
реформам Петра I; дело царевича Алексея.
Политика протекционизма и меркантилизма. Денежная и налоговая реформы.
Подушная подать.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии,
на Дону. Религиозные выступления.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины,
основные события, итоги. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России
империей.
Нововведения в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и
специальных учебных заведений. Открытие Академии наук.
Развитие техники; А. Нартов. Литература и искусство. Архитектура и изобразительное
искусство (Д. Трезини, В. В. Растрелли, И. Н. Никитин). Изменения в дворянском быту.
Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. 14 Внутренняя и
внешняя политика преемников Петра I. Расширение привилегий дворянства. Участие
России в Семилетней войне (П. А. Румянцев).
Российская империя в 1762—1801 гг. 15 Правление Екатерины II. Политика
просвещённого абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Развитие
промышленности и торговли. Предпринимательство. Рост помещичьего землевладения.
Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачёва и его значение.
Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского
дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам. Развитие общественной мысли.
Российская империя в конце XVIII в. Внутренняя и внешняя политика Павла I.
Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русскотурецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья; Г. А.
Потёмкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Действия
вооружённых сил России в Италии и Швейцарии. Русское военное искусство (А. В.
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
15
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
13
14

17

Суворов, Ф. Ф. Ушаков).
Культура и быт России во второй половине XVIII в. Просвещение. Становление
отечественной науки; М. В. Ломоносов.
Исследовательские экспедиции (В. Беринг,
С. П. Крашенинников).
Историческая наука (В. Н. Татищев, М. М. Щербатов). Русские изобретатели (И. И.
Ползунов, И. П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели (В. К.
Тредиаковский,
Н. М. Карамзин,
Г. Р. Державин,
Д. И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи, скульптуры, музыки (стили и течения,
художники и их произведения). Театр (Ф. Г. Волков). Культура и быт народов Российской
империи.
Российская империя в первой четверти XIX в. 16 Территория. Население.
Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание
министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы образования.
Проект М. М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свёртывания
либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления
внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807
г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны.
Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион, Н. Н.
Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г.
Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное
самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Священный
союз. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные
итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые
организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное
общество; Конституция Н. М. Муравьёва. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге
(14 декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Российская империя в
1825—1855 гг.17 Правление Николая I.
Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов.
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. Крестьянский
вопрос. Реформа управления государственными крестьянами
П. Д. Киселёва. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные
последствия. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830—1850-е гг. Охранительное направление. Теория
официальной народности
(С. С. Уваров).
Оппозиционная
общественная мысль. Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А.
С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и др.) и западники (К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв, Т. Н.
Грановский и др.). Революционно-социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв,
В. Г. Белинский). Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика,
восточный вопрос. Крымская война 1853—1856 гг.: причины, участники, основные
сражения. Героизм защитников Севастополя (В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И.
Истомин). Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в.
16
17

Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины

18

Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н. И.
Лобачевский, Н. И. Пирогов, Н. Н. Зинин, Б. С. Якоби и др.). Географические экспедиции,
их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни
отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре
(романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их
произведения
(В. А. Жуковский,
А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов,
Н. В. Гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М. И. Глинка, А. С.
Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры,
художники (К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин и др.). Архитектура: стили
(русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры
первой половины XIX в. в мировую культуру.
Российская империя во второй половине XIX в.18 Великие реформы 1860—1870-х
гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император
Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты
переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения
Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная,
военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860—1870-х гг.
Национальные движения и национальная политика в 1860—1870-е гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство
после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности.
Железнодорожное строительство. Завершение
промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре
общества. Положение основных слоёв населения России.
Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные,
либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение:
идеология
(М. А. Бакунин, П. Л. Лавров,
П. Н. Ткачёв), организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение
российской социал-демократии. Начало рабочего движения.
Внутренняя политика самодержавия в 1881—1890-е гг. Начало царствования
Александра III. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати.
Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию
промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н. X. Бунге, С. Ю. Витте).
Разработка рабочего законодательства. Национальная политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов.
Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в
международных отношениях конца XIX в.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских учёных, их
вклад в мировую науку и технику (А. Г. Столетов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов и др.).
Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры.
Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.
А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Расцвет театрального
искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм,
передвижники. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства (П. И.
Чайковский, Могучая кучка). Место российской культуры в мировой культуре XIX в.
Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского
транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Россия в Новейшее время (XX — начало XXI в.)
18

Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины

19

Периодизация и основные этапы отечественной истории XX — начала XXI в.
Российская империя в начале XX в.19 Задачи и особенности модернизации страны.
Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России.
Монополистический капитализм. Иностранный капитал в России. Аграрный вопрос.
Российское общество в начале XX в.: социальная структура, положение основных групп
населения.
Политическое развитие России в начале XX в. Император Николай II, его
политические
воззрения.
Консервативно-охранительная
политика.
Необходимость преобразований. Реформаторские проекты начала XX в. и опыт их
реализации (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин). Самодержавие и общество.
Русско-японская война 1904—1905 гг.: планы сторон, основные сражения.
Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Общественное движение в России в начале XX в. Либералы и консерваторы.
Возникновение социалистических организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В.
Плеханов,
В. М. Чернов, В. И. Ленин,
Ю. О. Мартов).
Первая российская революция (1905—1907 гг.): причины, характер, участники,
основные события. Реформа политической системы. Становление российского
парламентаризма. Формирование либеральных и консервативных политических партий,
их программные установки и лидеры (П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Пуришкевич).
Думская деятельность в 1906—1907 гг. Итоги и значение революции.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа: цели, основные
мероприятия, итоги и значение.
Политическая и общественная жизнь в России в 1912—1914 гг.
Культура России в начале XX в. Открытия российских учёных в науке и технике.
Русская философия: поиски общественного идеала. Развитие литературы: от реализма к
модернизму. Поэзия Серебряного века. Изобразительное искусство: традиции реализма,
«Мир искусства»,
авангардизм. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.
Музыка и исполнительское искусство (С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин). Русский балет.
«Русские сезоны» С. П. Дягилева. Первые шаги российского кинематографа. Российская
культура начала XX в. — составная часть мировой культуры.20
3.
№
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
6 класс (34 часов)
Название раздела, тема
Количество
часов
Введение. Наша Родина-Россия.
1

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности. 3 часа
Древние люди их стоянки на территории современной России 1
2
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, 1
3
ремесленники
Образование первых государств. Восточные славяне и
4
1
их соседи
Тема 2. Русь в IX- первой половине XII вв. 9 часов

5

Первые известия о Руси.

1

Приложение 2. Антикоррупционный элемент в программе данной дисциплины
Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
19
20

20

Становление Древнерусского государства.
Правление князя Владимира. Крещение Руси.
Русское государство при Ярославе Мудром.
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир
Мономах.
Общественный строй и церковная организация Руси.
10
Место и роль Руси в Европе. Культурное пространство
11
Европы и культура России.
Повседневная жизнь населения.
12
Повторительно-обобщающий урок по темам: «Русь в IX13
первой половине XII вв.»
Тема 3. Русь в середине XII –начале XIII в. 3 часа
Политическая раздробленность на Руси.
14
Владимиро-Суздальское княжество.
15
Новгородская республика. Южные и юго-западные русские
16
княжества.
Тема 4. Русские земли в середине XIII –XIV в. 9 часов

1
1
1
1

Монгольская империя и изменение политической картины
мира.
Батыево нашествие на Русь.
18
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
19
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика
20
и культура.
Литовское государство и Русь.
21
Усиление Московского княжества
22
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская
23
битва
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII
24
–XIVв.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь и русские
25
земли в середине XII –XIVв.»
Тема 5. Формирование единого Русского государства . 8 часов
Русские земли на политической карте Европы и мира в
26
начале XVв.
Московское княжество в первой половине XVв.
27
Распад Золотой Орды и его последствия .
28
Московское государство и его соседи во второй половине
29
XVв.

1

6
7
8
9

17

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30

Формирование культурного
Российского государства.

31

Повторительно-обощающий урок по курсу: «История России 1
с древнейших времен до конца XV века”
Годовая контрольная работа по курсу: «История России с 1

32

пространства

1

единого 1

древнейших времен до конца XV века”
33
34

Защита информационно-творческих проектов.
Резерв

1

7 класс (34 часов)
№

Название раздела, тема

Количество
часов

Тема I. Россия в XVI в. 15 часов
21

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических
открытий
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
2
Формирование единых государств в Европе и России
3
Российское государство в первой трети XVI в.
4
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI
5
в.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
6
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в
7
середине XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
8
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
9
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
10
Опричнина
11
Россия в конце XVI в.
12
Церковь и государство в XVI в.
13
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
14
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»
15
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых . 20 часов
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце
16
XVI — начале XVII в.
Смута в Российском государстве
17
Смута в Российском государстве
18
Окончание Смутного времени
19
Экономическое развитие России в XVII в.
20
Россия при первых Романовых: перемены в государственном
21
устройстве
Изменения в социальной структуре российского общества
22
Народные движения в XVII в.
23
Россия в системе международных отношений
24
Россия в системе международных отношений
25
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в
26
состав России
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха
27
Никона и раскол

1

1
1
1

34

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира
русского человека в XVII в.
Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и
Северного Кавказа в XVII в.
Повторительно-обобщающий урок по курсу: «История
России с начала XVI в. до середины XVII века».
Годовая контрольная работа по курсу: «История России с
начала XVI в. до середины XVII века».
Защита информационно-творческих проектов

№

Название раздела, тема

1

28
29
30
31
32
33

Сент.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Окт.

Ноябрь.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Декабрь.

1

Январь.

1
1
1
1

8 класс (34 часов)
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I. 13 часов
Россия и Европа в конце XVII в.
1

Количество
часов
1

Сент.
22

Предпосылки Петровских реформ
1
Начало правления Петра I
1
Великая Северная война 1700—1721 гг.
1
Реформы управления Петра I
1
Экономическая политика Петра I
1
Российское общество в Петровскую эпоху
1
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.
1
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
1
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ
1
Повседневная жизнь и быт при Петре I
1
Значение петровских преобразований в истории страны
1
Повторительно-обобщающий урок по «Россия в эпоху 1
преобразований Петра I»
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. 5 часов
Эпоха дворцовых переворотов (1725—1762)
14
1
Эпоха
дворцовых
переворотов
(1725—1762)
15
1
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг.
16
1
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и 1
17
религиозная политика в 1725-1762 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при
18
1
наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов»
Тема III. Российская империя при Екатерине II. 8 часов
Россия в системе международных отношений
19
1
Внутренняя политика Екатерины II
20
1
Экономическое
развитие
России
при
Екатерине
II.
21
1
Социальная структура российского общества второй половины 1
22
XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачѐва. Народы 1
23
России. Национальная и религиозная политика Екатерины II.
Внешняя политика Екатерины II
24
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Начало освоения Новороссии и Крыма.
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская 1
империя при Екатерине II»
Тема IV. Россия при Павле I. 2 часа
Внутренняя политика Павла I
27
1
Внешняя
политика
Павла
I
28
1
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. 6 часов.
Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в 1
29
России в XVIII в.
Российская наука, техника и архитектура в XVIII в.
30
1
Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. 1
31
Народы России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни 1
32
российских сословий
Повторительно-обобщающий урок по курсу: «История 1
33
России с конца XVII века по конец XVIII века».
Годовая контрольная работа по курсу: «История России с 1
34
конца XVII века по конец XVIII века».

Октябрь.

ноябрь

Декабрь.

25
26

Январь.

9 класс (68 часов)
№

Название раздела, тема

Количество
часов

Тема I. Россия в первой четверти XIX в. 30 часов

23

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Внешняя политика Александра I в 1801—1812 гг.
Отечественная война 1812 г
Отечественная война 1812 г
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
Александра I в 1813—1825 гг.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней
политике Александра I в 1815— 1825 гг.
Национальная политика Александра I
Социально-экономическое развитие страны в первой четверти
XIX в.
Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов
Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой
четверти XIX в.»
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I
Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней
политике Николая I
Социально-экономическое развитие страны во второй четверти
XIX в.
Общественное движение при Николае I
Общественное движение при Николае I
Национальная
и
религиозная
политика
Николая
I.
Этнокультурный облик страны
Внешняя политика Николая I.
Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817— 1864 гг.
Крымская война 1853— 1856 гг.
Крымская война 1853— 1856 гг.
Развитие образования. Наука.

1
1
1
1
1
1
1
1

Особенности и основные стили в художественной культуре
Культура народов Российской империи. Российская культура
как часть европейской культуры
Динамика повседневной жизни сословий.
29
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй
30
четверти XIX в.»
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ. 9 часов
Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России
31
Александр II: начало правления.
32
Крестьянская реформа 1861 г.
33
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая
34
модернизация
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный
35
период
Общественное движение при Александре II и политика
36
правительства
Национальная и религиозная политика Александра II.
37

1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
24

Национальный вопрос в России и Европе
Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1
38
1877—1878 гг.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху 1
39
Великих реформ»
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. 10 часов
Александр III: особенности внутренней политики
40
1
Перемены
в
экономике
и
социальном
строе
41
1
Общественное движение при Александре III
42
1
Национальная и религиозная политика Александра III
43
1
Внешняя политика Александра III
44
1
Развитие системы образования и просвещения во второй 1
45
половине XIX в Наука
Литература. Русское искусство. Передвижники
46
1
Успехи
музыкального
образования.
Театр.
Изменения
в
быту
47
1
Вклад культуры народов России в развитие мировой культуры 1
48
Нового времени.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1880— 1
49
1890-е гг.»
Тема V. Россия в начале XX в. 19 час
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия 1
50
развития
Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX— 1
51
XX вв
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1
52
1894—1904 гг.
Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904— 1
53
1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905— 1
54
1907 гг.
Социально-экономические реформы П. А. Столыпина
55
1
Политическое развитие страны в 1907—1914 гг.
56
1
Серебряный
век
русской
культуры.
Духовное
состояние
57
1
российского общества в начале XX в
Развитие науки. Литература. Архитектура. Скульптура
58
1
Театр,
музыка,
русский
балет,
рождение
отечественного
59
1
кинематографа
Культура народов России. Повседневная жизнь в городе и 1
60
деревне в начале ХХ в.
Повторительно-обобщающий урок по темам курса
61
1
Повторение по периоду «Россия в первой половине XIX в.»
62
1
Повторение по периоду «Россия во второй половине XIX в»
63
1
Повторение
по
теме
«Россия
в
начале
XX
в.»
64
1
Итоговая контрольная работа по курсу: «Россия в XIX – начале 1
65
XX веков»
Защита информационно-творческих проектов.
Резерв
663

68

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».