Рабочая программа учебного предмета География ООО 8-9 классы

1.

Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета «География»
Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;

ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять
недостающую,
взаимодополняющую
и/или
противоречивую
географическую
информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;

использовать различные источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практикоориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на
основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации
географической информации объяснение географических явлений и процессов (их
свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных
показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;
составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на
сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности
воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и
относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о
взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями
для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и
отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;

различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и
населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации
человека к разным природным условиям;
2

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;

различать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для
решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий в контексте реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие
особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в
контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы
и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных
регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

использовать знания о естественном и механическом движении населения,
половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении,
этническом и религиозном составе населения России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни;

находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях
повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и
социальных процессов или закономерностей;

различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую;
функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях
размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой,
функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа
факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории
страны;

объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства
отдельных регионов России;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных
регионов России;

сравнивать
показатели
воспроизводства
населения,
средней
продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и
показателями других стран;

уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны
горизонта, использовать компас для определения азимута;

описывать погоду своей местности;

объяснять расовые отличия разных народов мира;

давать характеристику рельефа своей местности;



3



уметь выделять в записках путешественников географические особенности

территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные
виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления;

работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как
источниками географической информации;

подготавливать
сообщения
(презентации)
о
выдающихся
путешественниках, о современных исследованиях Земли;

ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры
практического использования географических знаний в различных областях
деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического
содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях
и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической
оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах
происходящих глобальных изменений климата;

оценивать положительные и негативные последствия глобальных
изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной
системы;

давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во
времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения
многолетней мерзлоты;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы
об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;


4



обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства

России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в
мировой экономике;

объяснять возможности России в решении современных глобальных
проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
России.




2. Содержание предмета.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование
картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для
объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения
безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных
стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют
научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями
формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать
полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного
знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития
представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный
подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в
условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География»
включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе
воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения
безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование),
освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы
безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция,
Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов,
русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в
Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории
Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое
русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов,
океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев
атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения
космоса для географической науки.
5

Географические знания в современном мире. Современные географические методы
исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и
жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения
Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших
промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и
ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки,
календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,
аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование
на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение
азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные
знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного
кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и
значение карт. Топографические карты.Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть:
параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические
координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных
объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли.
Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их
значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной
поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы
рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени.
Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной
высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые
области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения
глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды.
Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость.
Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в
природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их
происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные
воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и
гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание
воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической
широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное
давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления
ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения
и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений,
фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата.
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности.Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
6

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на
поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных
пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу.
Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке.
Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном
комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая
зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на
карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических
исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки,
финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны,
М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан,
Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В.
Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке,
С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-ТяньШанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.
Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле
“Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И.
Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской
антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из
изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты.
Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия.
Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов
атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие
климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических
условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат
Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты,
абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры
воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха,
амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы
изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический
океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный
Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
7

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической
оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их
значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам
зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и
полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата
отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики.
Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая
карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и
оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых
гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях
и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных
парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с
развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности
природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький
материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного
типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых
территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается
на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов;
специфические особенности трех островных групп:Меланезия – «черные острова» (так как
проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с
другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные
острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности
рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк.
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной
Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной
деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и
удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком
Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные
исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования
Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат,
внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на
территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека.
Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и
потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из
ведущих стран современного мира.
8

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и
полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на
хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура
региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие
стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные
условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и
продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного
прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный
туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды,
обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на
границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения
двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на
жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные
природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское
экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни
(влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней,
периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в
плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни
(распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных
территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран
региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов
мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия
в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и
культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и
Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей.
Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость
международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие
природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие
территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых
поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения
территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX –
XXI вв.
Общая характеристика природы России.
9

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России.
Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы
рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории
России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон,
антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов
климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин
суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы
климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления.
Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и
синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности
российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные
воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные
ресурсы в жизни человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные
ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного
мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные,
природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов
России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни.
Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по
площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние
западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние
теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения
населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского
государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого
и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых
повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и
социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными
(черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь
людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы,
значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы
(равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории
полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;
особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия
территории; уникальность природы Черноморского побережья).
10

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования;
богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности
на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа;
зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и
влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в
составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и
экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физикогеографических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и
многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота,
характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность
рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата;
многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф,
континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое
строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности
природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины.
Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные
экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и
межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского
на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых
ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования,
особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история
исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и
миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения
России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России.
Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России.
Религии народов России. Географические особенности размещения населения России.
Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города
России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности
своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны.
Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
11

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая
и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая
структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство
Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой
состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав
животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК.
Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места
лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс.
Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая
промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения
электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический
комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы
развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с
другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности
размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства.
Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура.
Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера
обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования
территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический
фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей
хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры.
Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население,
древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население
и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
12

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика
хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.
Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры
хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и
проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности
ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития,
участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и
услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
3.Тематическое планирование
5 класс
№ п/п
1
2
3

4
5
6
7
8

9
10
11

Тема урока
География - одна из наук о планете Земля
Зарождение географии.
Наблюдения - метод географической науки
Земля как планета Солнечной системы (5 часов)
Планета Земля (5 часов)
Земля среди других планет Солнечной системы
Движение Земли по околосолнечной орбите
Смена времен года на земле
Суточное вращение Земли
Обобщающее повторение по теме «Планета Земля»
Геосферы Земли(27 часов)
Литосфера(8 часов)
Слои «твердой Земли»
Вулканы Земли
Из чего состоит Земная кора

Количеств
о часов
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
13

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Образование горных пород
Строение земной коры. Землетрясения.
Рельеф земной поверхности
Относительная высота форм рельефа
Человек и литосфера
Атмосфера (5 часов)
Воздушная оболочка Земли
Погода
Метеорологические наблюдения
Человек и атмосфера
Составление прогноза погоды.
Водная оболочка Земли(7 часов)
Вода на Земле

1
1
1
1
1

Круговорот воды на Земле

1
1
1
1
1
1

Мировой океан – главная часть гидросферы
Воды суши. Реки.
Озера. Вода в «земных кладовых».
Ледники. Подземные воды
Человек и гидросфера
Биосфера(7часов)
Оболочка жизни
Жизнь в тропическом поясе
Растительный и животный мир умеренных поясов
Жизнь в полярных поясах.
Жизнь в океане.
Природная среда. Охрана природы.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

6 классы
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч)
1

География как наука. Что она изучает?

1

2

Начало географическогопознания Земли

1

3

География в Средние века (Европа)

1

4

География в Средние века (Азия)

1

5

Великие географические открытия

1

6

Географические открытия и исследования в XVI–XIX вв.

1

Изображение земной поверхности (12 ч)
План местности (6 ч)
7

Изображения земной поверхности

1
14

8

Ориентирование на местности

1

9

Топографический план и топографическая карта Практическая
работа №1 «Определение на местности направлений и
расстояний»

1

10

Как составляют топографические планы и карты. Практическая
работа №2«Составление простейшего плана местности»

1

11

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

1

12

Виды планов и их использование. Контрольная работа №1 по теме
«План местности»

1

Глобус и географическая карта — модели земной поверхности (6 ч)
13

Глобус — модель Земли

1

14

Географические координаты. Географическая широта.

1

15

Географические координаты. Географическая долгота.
Практическая работа №3 Определение географических координат

1

16

Определение расстояний и высот по глобусу

1

17

Географическая карта

1

18

Географические карты и навигация в жизни человека

1

Геосферы Земли (15 ч)
Литосфера (5 ч)
19

Минералы. Практическая работа № 4 «Изучение свойств
минералов, горных пород, полезных ископаемых»

1

20

Выветривание и перемещение горных пород.

1

21

Рельеф земной поверхности. Горы суши. Практическая работа №
5«Описание гор по типовому плану»

1

22

Равнины и плоскогорья суши. Практическая
6«Описание равнины по типовому плану»

1

23

Рельеф дна Мирового океана.
Контрольная работа №2 по теме «Литосфера»

работа

№

1

Атмосфера – (6ч)
24

Как нагревается атмосферный воздух. Практическая работа № 7
Построение графика хода среднесуточных температур

1

25

Атмосферное давление

1
15

26

Движение воздуха

1

27

Вода в атмосфере. Виды облаков.

1

28

Вода в атмосфере. Виды осадков.

1

29

Климат

1

30

Контрольная работа № 3 по теме «Атмосфера»

1

Гидросфера – (2ч)
31

Воды Мирового океана

1

32

Воды суши. Практическая работа № 8 Характеристика реки по
типовому плану

1

Биосфера и почвенный покров (1 ч)
33

Биологический круговорот. Почва

1

Географическая оболочка Земли (1 ч)
34

Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. Итог.

1

7 класс
№
п/п
1
2

3
4
5
6

7
8
9
10
11

12
13

Тема урока
Введение. Страноведение.

Кол-во
часов
1

Источники географических знаний.
Раздел 1. Современный облик планеты Земля(4ч).
Геологическая история Земли(1ч).
Происхождение материков и впадин океанов.
Географическая среда и человек(2 ч).
Географическая
среда- земное
окружение
человеческого
общества.
Разнообразие природы Земли. Широтная зональность и высотная
поясность.
Повторение и обобщение раздела «Современный облик планеты
Земля»
Раздел 2. Население Земли(5 ч).
Расселение людей. Численность населения Земли.

1

Особенности расселения людей и их хозяйственная деятельность.
Народы мира и разнообразие стран.
Религии мира и культурно- исторические регионы.
Повторение и обобщение раздела «Население Земли»
Раздел 3. Главные особенности природы Земли (17ч)
Рельеф Земли(3 ч).
Планетарные формы рельефа.
Закономерности размещения крупных форм рельефа и
месторождений полезных

1
1
1
1

1
1
1
1

1

1
1
16

14

15
16
17
18
19
20
21
22

ископаемых.
Преобразование
рельефа
в
результате
хозяйственной
деятельности людей
Климаты Земли (3 ч).
Климатообразующие
факторы.
Климатические пояса.
Человек и климат.
Вода на Земле (3 ч).
Мировой океан – главная часть гидросферы.
Воды суши. Закономерности их питания и режима.
Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности.
Природные зоны (3 ч).
Важнейшие
природные
зоны
экваториального,
субэкваториального и тропического поясов.
Природные зоны субтропических поясов.

1

1
1
1
1
1
1
1
1

Важнейшие природные зоны
умеренных, субполярных
1
и полярных поясов.
Самые крупные природные комплексы на Земле — материки и океаны (4 ч).
24
Особенности природы и населения южных материков
1
25
Особенности природы и населения северных материков.
1
Природа Тихого и Индийского океанов. Виды хозяйственной
26
1
деятельности в океанах.
23

27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42

Природа Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Виды
хозяйственной деятельности в океанах.
Повторение и обобщение раздела «Главные особенности природы
Земли».
Раздел 4. Материки и страны (39 ч).
Африка (7 ч).
Географическое положение и история исследования Африки.
Особенности природы Африки.
Население и политическая карта Африки.
Северная Африка. Египет.
Западная и Центральная Африка. Нигерия.
Восточная Африка. Эфиопия
Южная Африка. ЮАР.
Австралия и Океания (3 ч).
Географическое положение и история исследования Австралии.
Особенности природы.
Австралийский Союз (Австралия).
Океания.
Южная Америка (6 ч).
Географическое положение и история исследования Южной
Америки.
Особенности природы.
Население и политическая карта.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Внеандийский Восток. Бразилия.
Аргентина.
Андийский Запад. Перу. Чили. Венесуэла.
Антарктида (1 ч).
Особенности природы.
Северная Америка (5 ч).
Географическое положение и история исследования Северной
Америки.
Особенности природы.
Соединённые Штаты Америки.
Канада.
Средняя Америка. Мексика.
Евразия (16 ч).
Географическое положение. Основные черты природы Евразии.
Население материка.
Северная Европа. Швеция и Норвегия.
Западная Европа. Великобритания. Франция.
Западная Европа. Нидерланды. Германия. Швейцария.
Восточная Европа. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия.
Белоруссия. Украина.
Южная Европа. Италия и Греция.
Юго-Западная Азия. Республики Закавказья. Турция.
Юго-Западная Азия. Израиль. Арабские страны. Иран.
Южная Азия. Индия.
Страны Центральной Азии.
Восточная Азия. Китай.
Япония.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Повторение и обобщение раздела «Материки и страны»
Природа Земли и человек (1 ч).
Природа — основа жизни людей. Итог
ИТОГО: уроков

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

8 класс
№
урока
1
2
3
4
5

Тема урока
Введение (1ч)
Введение в курс «География России»
Географическое положение России (11 ч)
Географическое положение и его виды
Размеры территории и природно-географическое положение
России
Экономико-географическое
и
транспортно-географическое
положение России
Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое
положение России

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
18

6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36
37
38
39

Государственная территория России. Типы российских границ
Сухопутные и морские границы России
Различия во времени на территории России
Различия во времени на территории России
Государственное устройство и территориальное деление
Российской Федерации
Государственное устройство и территориальное деление
Российской Федерации
Повторение и обобщение раздела «Географическое положение
России»
История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч)
Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв.
Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–
XIX вв.
Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв.
Территориальные изменения и географическое изучение России в
XX в.1
Природа России (35 ч)
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7 ч)
Геологическая история
Развитие земной коры
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от
строения земной коры
Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от
строения земной коры
Зависимость рельефа от внешних геологических процессов
Литосфера. Рельеф. Человек
Обобщающее повторение раздела
«Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»
Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч)
Условия формирования климата
Движение воздушных масс
Закономерности распределения тепла и влаги
Климатические пояса и типы климатов
Климат и человек
Обобщение по теме
Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)
Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа
Зависимость речной сети от климата
Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды
Многолетняя мерзлота
Водные ресурсы. Воды и человек
Повторение и обобщение темы. «Внутренние воды и водные
ресурсы»
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч)
Почва как особое природное образование
Главные типы почв и их размещение по территории России
Почвенные ресурсы. Почвы и человек
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч)
Растительный и животный мир

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
19

40
41

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

53
54
55
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Биологические ресурсы
Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы»,
«Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»
Природные различия на территории России (11 ч)
Природные комплексы
Природное районирование. Природная зона как особый
природный комплекс
Северные безлесные природные зоны
Лесные зоны. Тайга
Смешанные и широколиственные леса
Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни
Высотная поясность
Моря как крупные природные комплексы
Природно-хозяйственные отличия российских морей
Особо охраняемые природные территории России
Повторение и обобщение раздела
«Природные различия на территории России»
Население России (10 ч)
Численность и воспроизводство населения России
Половой и возрастной состав населения.
Средняя продолжительность жизни
Этнический и языковой состав населения России Культурноисторические особенности народов России. География основных
религий
Особенности урбанизации в России. Городское население
Сельские поселения. Особенности расселения сельского
населения
Миграции населения в России
Размещение населения России
Занятость населения. Человеческий капитал.
Повторение и обобщение раздела «Население России»
Природный фактор в развитии России (5 ч)
Влияние природы на развитие общества
Природные ресурсы
Природно-ресурсный потенциал России
Итоговая контрольная работа по курсу «География России»
Резервный урок

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класса
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Раздел V. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (25 ч)
Общая характеристика хозяйства России (4 ч)
1
2
3
4

Введение
Отраслевая структура хозяйства
Территориальная структура хозяйства
Особенности формирования хозяйства России
География отраслей и межотраслевых комплексов (21 ч).
Топливно-энергетический комплекс (3 ч)

1
1
1
1

20

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Состав и значение топливно-энергетического комплекса
1
Топливная промышленность.
1
Электроэнергетика России
1
Металлургический комплекс (3 ч)
Состав и значение металлургического комплекса. Факторы
1
размещения металлургических предприятий
Черная металлургия
1
Цветная металлургия.
1
Химико-лесной комплекс (3 ч)
Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность.
1
Лесная промышленность
1
География химико-лесного комплекса.
1
Машиностроительный комплекс (2 ч)
Состав
и
значение
машиностроительного
комплекса.
1
Особенности размещения предприятий.
Оборонно-промышленный комплекс
1
Агропромышленный комплекс (3 ч)
Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское
1
хозяйство
География растениеводства и животноводства.
1
Пищевая и лёгкая промышленность.
1
Инфраструктурный комплекс (5 ч)
Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды
1
транспорта
Сухопутный транспорт
1
Водный и другие виды транспорта
1
Связь
1
Отрасли социальной инфраструктуры
1
Экологический потенциал России (2 ч)
Экологическая ситуация в России
1
Контрольная работа №1. «Хозяйство России»
1
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ (34 ч)
Районирование территории России (1 ч)
Принципы выделения регионов на территории страны
1
Европейская часть России (Западный макрорегион) (18 ч)
Общая характеристика европейской части России
Центральная Россия (3 ч)
Географическое положение и основные черты природы
1
Центральной России
Население Центральной России
1
Хозяйство Центральной России.
1
Европейский Север (3 ч)
Географическое положение и природа Европейского Севера
1
Население Европейского Севера
1
Хозяйство Европейского Севера.
1
Северо-Западный регион (3 ч)
Географическое положение и природа Северо-Западного региона
1
Население Северо-Западного региона.
1
Хозяйство Северо-Западного региона.
1
Поволжский регион (3 ч)
21

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Состав, географическое положение и особенности природы
Поволжского региона
Население Поволжского региона
Хозяйство Поволжского региона
Европейский Юг (3 ч)
Состав, географическое положение и особенности природы
Европейского Юга
Население Европейского Юга
Хозяйство Европейского Юга
Уральский регион (3 ч)
Состав, географическое положение и особенности природы
Уральского региона
Население Уральского региона
Хозяйство Уральского региона.
Азиатская часть России (Восточный макрорегион)
Общая характеристика азиатской части России
Сибирь (2 ч)
Общие черты природы Сибири
Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири
Западная Сибирь (3 ч)
Состав, географическое положение и особенности природы
Западной Сибири
Население Западной Сибири
Хозяйство Западной Сибири.
Восточная Сибирь (3 ч)
Состав, географическое положение и особенности природы
Восточной Сибири
Население Восточной Сибири.
Хозяйство Восточной Сибири.
Дальний Восток (4 ч)
Состав, географическое положение и особенности природы
Дальнего Востока
Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока
Хозяйство Дальнего Востока.
Контрольная работа №2. Природно-хозяйственные регионы
России
Раздел VII. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Место России в мире.
ГЕОГРАФИЯ Свердловской ОБЛАСТИ
Экономико-географическое положение Свердловской области.
Общая характеристика хозяйства области
Межотраслевые комплексы Свердловской области
Машиностроительный комплекс области
Военно-промышленный комплекс области
Топливно-энергетический комплекс области
Комплексы по производству конструкционных материалов и
химических веществ
Строительный и агропромышленный комплексы
Внешние экономические связи Свердловской области
Резервный урок

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».