Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история ООО 8-9 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история», 5-9 классы,
(предметная область – общественно-научные предметы) разработана на основе:
- федерального государственного стандарта основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- -Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования";
- Историко-культурного стандарта «Концепция нового учебно-методического
Отечественной истории».
Программа предполагает использование следующей линейки учебников:
- «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С.
Свенцицкая, / Под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015.
- «Всеобщая история. История Средних веков». 6 класс. Е. В. Агибалова, Г. М. Донской./
Под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2015.
- «Всеобщая история. История Нового времени.1500-1800 гг.». 7 класс. А.Я. Юдовская,
П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. / Под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2015.
- «Всеобщая история. История Нового времени.1800-1900 гг.». 8 класс. А.Я. Юдовская,
П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. / Под ред. А.Я. Юдовской. – М.: Просвещение, 2015.
- «Всеобщая история. История Новго времени. Новейшая история». 9 класс. О.С. СорокоЦюпа., А.О. Сороко-Цюпа. М.: Просвещение, 2015.

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
(включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские
позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить
цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме)
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
2

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8)Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9)Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.1
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
 историко-географический образ, включая представление о территории и границах
России, знание основных исторических событий развития государственности и
общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
 образ социально-политического устройства — представление о государственной
организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание
государственных праздников;
 знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина,
ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
 знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей,
традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
 освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание
конвенционального характера морали;
 основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
 экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ
проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих
технологий.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
1

3






гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая
толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
 уважение к личности и еѐ достоинствам, доброжелательное отношение к
 окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья,
своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
 позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при
следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
 готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах
возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и
молодѐжных общественных организациях, школьных и внешкольных
мероприятиях);
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав
и обязанностей ученика;
 умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и
принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
 готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
 потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
 умение строить жизненные планы с учѐтом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
 устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
 готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учѐта позиций участников дилеммы, ориентации на
их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других,
 выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия. 2
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
2

Приложение 4.

4

(включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные
учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории)
1)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2)Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3)Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5)Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8)Смысловое чтение;
9)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекс
11)Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции), развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12)Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. устной речью.3

Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
3

5

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД.
Выпускник научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической
задачи в познавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 устанавливать целевые приоритеты;
 уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
 принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по
ходу его реализации;
 основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути
достижения целей.
Познавательные УУД.
Выпускник научится:
 основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
 проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
 давать определение понятиям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений,
6

ограничение понятия;
 обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с
большим объѐмом;
 осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе
отрицания);
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования;
 основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
 структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
 работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и
употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном
сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе
аргументации.
Коммуникативные УУД.
Выпускник научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
 аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить
монологическое контекстное высказывание;
 организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы;
7




осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
 основам коммуникативной рефлексии;
 использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
 отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий
как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
 учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое
лидерство);
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в
совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственных действий и действий партнѐра;
 в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем,
участвовать в дискуссии аргументировать свою позицию, владеть
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к
личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели
совместной деятельности;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями
между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
 в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ
участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Создание графических
объектов
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей
специальных компьютерных инструментов;
•
создавать диаграммы
различных видов
(алгоритмические,
концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с
решаемыми задачами;
8

• создавать специализированные карты и диаграммы: географические,
хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с
использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Поиск и организация хранения информации.
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые
сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для
поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы
данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы
папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в
Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной
деятельности.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и
идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
•
использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как
наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент,
моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование,
установление границ
применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
историческое
описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
9

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего
особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать
соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом,
объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
•
решать
учебно-познавательные и учебно-практические
задачи,
требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
10

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться.
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться.
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о
мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся
в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или

11

конфликтной ситуации.4
Предметные результаты освоения основной образовательной программы:
освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом
общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение
опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений,
современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном Российскомгосударстве.5
История Древнего мира
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных
хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении
человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних
цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных
памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
•
раскрывать
характерные,
существенные черты:
а) форм
государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия»,
«полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др); б)
4

Приложение 4.

Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
5

12

положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах
(правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в
древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства
памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта,
произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия
древних обществ в мировой истории.
История Средних веков
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы
становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и
всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о
направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и
др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических
памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых
обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей,
господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений
средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей
истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать
общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних
веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств
Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них
общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы
описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём
заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени
Выпускник научится:
13

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового
времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории
Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое
время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений —
походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в
России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной
культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и
социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического
строя (включая понятия «монархия»,
«самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,
«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя историческую карту,
характеризовать
социально
экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём
заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей
эпохи, характеризовать основные этапы отечественной и всеобщей истории ХХ — начала
XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России
(СССР) и других государств в ХХ — начале XXI в., значительных социальноэкономических процессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху,
местах крупнейших событий и др.;
• анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и
художественных памятников новейшей эпохи;
14

• представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни
людей различного социального положения в России и других странах в ХХ — начале XXI
в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и
художественной культуры новейшей эпохи;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и
дополнительной литературе;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального
развития России и других стран, политических режимов, международных отношений,
развития культуры в ХХ — начале XXI в.;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в
России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и
др.);
• сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран
в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать
исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории ХХ —
начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
 используя историческую
карту, характеризовать
социально
экономическое и политическое развитие России, других государств в ХХ— начале XXI в.;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами
(определение
принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• осуществлять поиск исторической информации в учебной и
дополнительной
литературе,
электронных
материалах,
систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.;
• проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи,
города, края в ХХ — начале XXI в.6
2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).
Историческая
карта.
Источники исторических знаний.
Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия
жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования
первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли.
Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Городагосударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством
(фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор
6

Приложение 4.

15

Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и
пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия
жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение
евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные
сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.
Персидская держава:
военные походы, управление
империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние городагосударства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и
сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание
объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и
подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли.
Великий шёлковый путь. Религиознофилософские учения (конфуцианство). Научные
знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на
Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада»
и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие
земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.
Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое
устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие
сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле.
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война.
Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и
образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних
греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её
распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об
основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и
законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем
Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.
Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория,
управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской
империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское
искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг
римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
16

История Средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских
королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное
устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы
формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя.
Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в
странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего
Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление.
Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и
церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов.
Культура Византии.
Арабы в
VI—Х1 вв.: расселение,
занятия.
Возникновение и
распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад.
Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное
производство.
Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус,
образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская
община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики.
Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты.
Духовно-рыцарские ордены. Ереси:
причины
возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной
Европы.
Сословно-представительная
монархия.
Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж.
д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове.
Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие
европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание
Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турокосманов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире.
Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты.
Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их
творения.
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов,
управление империей, положение покорённых народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племён, завоевания Чингисхана и его потомков,
17

управление подчинёнными территориями. Китай: империи, правители и подданные,
борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских
княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока.
Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремёсла.
Государства доколумбовой
Америки.
Общественный
строй.
Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.

Новая история
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХУ — начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.
Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI —
начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение
внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале
XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств
в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в
Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви
против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между
европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский
мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—XVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и
значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.:
начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение
сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие
естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских
колоний за независимость. Образование Соединённых Штатов Америки; «отцыоснователи».
Французская революция XVIII в.:
причины, участники. Начало и
основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и
государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели. Высокое
Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового
времени. Стили художественной
культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные
отношения середины
XVII—XVIII в.
Европейские
конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные
захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов,
начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае.
Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские
войны.
Падение империи. Венский конгресс;
18

Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в
странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение
социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое
развитие европейских стран в 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения,
реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных
политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение,
внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от
Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франкогерманская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К.
Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение
Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХК в.: экономика, социальные
отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская
война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце
XIX в.
Завершение промышленного переворота.
Индустриализация.
Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском
хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет.
Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений.
Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и
руководители социалистического движения.
Страны Азии в Х1Х в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия:
распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства,
освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные
войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгуната Токугава,
преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы
выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых
государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные
отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования.
Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили
художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр.
Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе.
Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые
лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование
военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.

Новейшая история. ХХ — начало XXI в.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
19

Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое
развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные
движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные
отношения и проблемы модернизации. Подъём освободительных движений в
колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах
Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители
освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Первая мировая война (1914—1918 гг.)
Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой
войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия
войны.
Мир в 1918—1939 гг.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе.
Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем
Востоке и на Тихом океане. ВерсальскоВашингтонская система.
Революционные события 1918 — начала 1920-х гг. в Европе. Революция в Германии:
причины, участники, итоги. Раскол социал-демократического движения. Установление
авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920-х гг. Приход фашистов к
власти в Италии; Б. Муссолини.
Страны Европы и США в 1924—1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к
кризису 1929—1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские
правительства в Великобритании. Великая депрессия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.
Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930-е гг. в странах
Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии; А. Гитлер.
Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима.
Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти
правительства Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936—1939 гг. в
Испании.
Страны Азии в 1920—1930-е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк.
Революция 1920-х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнёта; М.
К. Ганди.
Развитие культуры в первой трети XX в. Социальные потрясения начала XX в. и
духовная культура. Отход от традиций классического искусства. Модернизм.
Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920—1930-х гг. Тоталитаризм и
культура. Деятели культуры: творчество и судьбы.
Международные отношения в 1920—1930-е гг. Лига Наций и её деятельность в 1920е гг. Обострение международных отношений в 1930-е гг. Ось «Берлин—Рим—Токио».
Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения.
Дипломатические переговоры 1939 г., их результаты.
Вторая мировая война (1939—1945 гг.)
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники
войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид,
Холокост.
Движение Сопротивления, его
руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции.
Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции
руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германии. Завершение
войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны. Мир во второй половине XX —
начале XXI в.
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения
между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало
20

«холодной войны».
Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научнотехническая революция второй половины XX в. Переход от индустриального общества к
постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры
общества.
Соединённые Штаты Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Путь к
лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты
США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика.
Страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в. Экономическое
развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов
и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической
церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалии, Испании,
Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты.
Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале XXI в. Революции
середины 1940-х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия.
События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов.
Политические и экономические преобразования 1990-х гг.
Социальные отношения.
Внешнеполитические позиции
восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе.
Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI в. Япония: от
поражения к лидерству; научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика.
Освобождение стран Азии и Африки и крушение
колониальной системы во второй половине ХХ в.:
этапы, основные
движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор
путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной
Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире.
Страны Латинской Америки во второй половине ХХ — начале XXI в. Экономические
отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации).
Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути
преодоления социально-экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в
Новейшей истории региона.
Культура зарубежных стран во второй половине XX — начале XXI в. Новый виток
научно-технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств
коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие
стилей и течений в художественной культуре второй половины XX — начала XXI в.
Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре.
Международные отношения во второй половине ХХ — начале XXI в. Расстановка
сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений,
региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинкский процесс. Новое
политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и
мире в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Распад биполярной системы. ООН, её роль в
современном мире.
Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы
человечества. Мировое сообщество в начале XXI в.7
3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

История Древнего мира
Приложение 3. ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
7

21

5 класс (68 часов)
№

Название раздела, тема

Количество
часов

Введение в историю древнего мира
Раздел 1. Жизнь первобытных людей . 7 часов
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники . 3 часа
Древнейшие люди
2
Родовые общины охотников и собирателей
3
Возникновение искусства и религиозных верований.
4
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 3 часа
Возникновение земледелия и скотоводства
5
Появление неравенства и знати
6
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Жизнь
7
первобытных людей».
Тема 3. Счет лет в истории 1 час
Счет лет в истории.
8
Раздел 2. Древний Восток . 20 часов
Тема 4. Древний Египет. 8 часов
Государства на берегах Нила
9
Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
10
Жизнь египетского вельможи
11
Военные походы фараонов
12
Религия древних египтян
13
Искусство Древнего Египта
14
Письменность и знания древних египтян
15
Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний
16
Египет»
Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов
Древнее Двуречье
17
Вавилонский царь Хаммурапи
18
Финикийские мореплаватели
19
Библейские сказания
20
Древнееврейское царство
21
Ассирийская держава
22
Персидская держава "царя царей"
23
Тема 6. Индия и Китай в древности. 5 часов
Природа и люди Древней Индии
24
Индийские касты
25
Чему учил китайский мудрец Конфуций
26
Первый властелин единого Китая
27

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Вклад народов
Древнего Востока в мировую историю и культуру»
Раздел 3. Древняя Греция. 22 часа.
Тема 7. Древнейшая Греция . 6 часов.
Греки и критяне
29
Микены и Троя
30
Поэма Гомера "Илиада"
31
Поэма Гомера "Одиссея"
32
Религия древних греков
33
Контрольная работа по материалу, пройденному в I
34
полугодии

1

1

28

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
22

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. 7 часов.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
35
1
Зарождение демократии в Афинах
36
1
Древняя Спарта
37
1
Греческие
колонии
на
берегах
Средиземного
и
Черного
38
1
морей
Олимпийские игры в древности
39
1
Победа
греков
над
персами
в
Марафонской
битве
40
1

41

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. 5 часов
В гаванях афинского порта Пирей
42
1
В
городе
богини
Афины
43
1
В афинских школах и гимнасиях
44
1
В
театре
Диониса
45
1
Афинская демократия при Перикле
46
1
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. 4 часа
Города Эллады подчиняются Македонии
47
1
Поход Александра Македонского на Восток
48
1
В Александрии Египетской
49
1
Повторительно-обобщающий урок по теме «Вклад эллинов в
50
мировую культуру»
Раздел 4. Древний Рим. 18 часов
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3
часа
Древнейший Рим
51
1
Завоевание
Римом
Италии
52
1
Устройство Римской республики
53
1
Тема 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа
Вторая война Рима с Карфагеном
54
1
Установление
господства
Рима
во
всём
Восточном
55
1
Средиземноморье
Рабство в Древнем Риме
56
1
Тема 13. Гражданские войны в Риме. 3 часа
Земельный закон братьев Гракхов
57
1
Восстание
Спартака
58
1
Единовластие Цезаря
59
1
Установление
империи
60
1
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов
Соседи Римской империи
61
1
Рим при императоре Нероне
62
1
Первые христиане и их учение
63
1
Расцвет Римской империи во II веке. Вечный город и его
64
1
жители
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 4
часа
Римская империя при Константине
65
1
Взятие Рима варварами
66
1
Итоговое повторение по курсу истории Древнего мира
67
1
Годовая контрольная работа по курсу истории Древнего мира 1
68

История Средних веков
6 класс (34 часа)
23

№

Название раздела, тема

1
Живое Средневековье
Глава 1. Становление средневековой Европы ( VI- ХI века). 5
часов
Образование варварских королевств. Государство франков в
2
VI- ХIII веках
Христианская церковь в раннее Средневековье
3
Возникновение и распад империи Карла Великого.
4
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.
5
Англия в раннее Средневековье
6
Глава 2. Византийская империя и славяне в VI- ХI веках. 3 часа
Византия при Юстиниане. Культура Византии
7
Культура Византии.
8
Образование славянских государств.
9
Глава 3. Арабы в VI- ХI веках. 2 часа
Возникновение ислама. Арабский Халифат и его распад.
10
Культура стран халифата
11
Глава 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа
Средневековая деревня и ее обитатели .В рыцарском замке.
12
К/р по главам1-4.
13

Количество дата
часов
1

5.09

1

7.09

1
1

12.09
14..09
19.09
21.09

1
1
1

26.09
29.09
3.10

1
1

5.10
10.10

1
1

12.10
17.10

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2 часа
Формирование средневековых городов. Городское ремесло.
14
1
19.10
Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.
15
1
7.11
Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. 2 часа.
9.11
Могущество папской власти.
16
1
14.11
Католическая церковь и еретики
Крестовые походы.
17
1
16.11
Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XIXVвека). 5 часов
Как происходило объединение Франции.
18
1
21.11
Что англичане считают началом своих свобод.
19
23.11
Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV
20
1
28.11
века во Франции и в Англии.
Реконкиста и образование централизованных государств на
21
1
30.11
Пиренейском полуострове
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и
22
1
5.12
Италия в XII-XV веках
Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках. 2 часа
Гуситское движение в Чехии
23
1
7.12
Завоевания
турками
–
османами
Балканского
полуострова.
24
1
12.12
Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века. 3 часа
Образование и философия
25
1
14.12
Средневековая литература и искусство
Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия 1
26
19.12
и изобретения. Научные открытия и изобретения.
К/р.по гл.5-9
27
1
21.12
Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 7 часов
Средневековая Азия.
28
1
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки
29
1
24

30
31
32
33
34

№

Наследие Средних веков в истории человечества
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История
Средних веков»
Контрольная работа по курсу «История Средних веков»
Защита информационно-творческих проектов.
Резерв

1
1
1
1
1

История Нового времени. 1500-1800
7 класс (34 часа)
Название раздела, тема
Количество
часов

Тема I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация . 14 часов
Введение. От Средневековья к Новому времени.
1
1
Февраль.
Технические открытия и выход к Мировому океану
1
Встреча миров. Великие географические открытия и их
1
последствия
Усиление королевской власти в XVI — XVII вв. Абсолютизм 1
4
в Европе
Дух предпринимательства преобразует экономику
5
1
Европейское общество в раннее новое время.
6
1
Повседневная
жизнь.
7
1
Великие гуманисты Европы
8
1
Мировая художественная культура Возрождения
9
1
Март.
Рождение новой европейской науки
10
1
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
11
1
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация в
12
1
Европе
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за
13
1
господство на море.
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во
14
1
Франции
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях). 3 часа

2
3

16
17
18

Освободительная война в Нидерландах. Рождение
Республики Соединенных провинций
Парламент против короля. Революция вАнглии. Англия:
путь к парламентской монархии
Международные отношения в XVI-XVIII вв.

1

Апрель.

1
1

Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 8 часов
Великие просветители Европы.
19
1
Мир художественной культуры Просвещения.
20
1
На пути к индустриальной эре.
21
1
Английские колонии в Северной Америке
22
1
Война за независимость. Создание Соединѐнных Штатов 1
23
Май.
Америки
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской 1
24
революции.
Великая французская революция. От монархии к республике. 1
25
Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 1
26
18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. 8
25

часов

1

28
29
30
31
32

Государства Востока: традиционное общество в эпоху
раннего Нового времени.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Повторение по курсу «Всеобщая история»
Повторение по курсу «Всеобщая история»
Контрольная работа по курсу «Всеобщая история»

33
34

Защита информационно-творческих проектов.
Резерв

1
1

27

1
1
1
1
1

История Нового времени. 1800-1900
8 класс (34 часа)
№

Название раздела, тема

Введение. От традиционного общества к обществу
индустриальному.
Тема 1. Становление индустриального общества
Индустриальная революция: достижения и проблемы.
2
Индустриальное общество: новые проблемы и новые
3
ценности.
Человек в изменившемся мире: материальная культура и
4
повседневность.
Наука: создание научной картины мира.
5
XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.
6
Искусство в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть
7
общество и государство.
Тема 2. Строительство новой Европы
Консульство и образование наполеоновской империи.
8
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.
9
Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.
10
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к
11
политическому кризису.
Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
12
Германия: на пути к единству.
13
«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»
14
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.
15
Тема 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи
индустриального общества
Германская империя: борьба за «место под солнцем».
16
Великобритания: конец Викторианской эпохи.
17
Франция: Третья республика
18
Италия: время реформ и колониальных захватов
19
От Австрийской империи к Австро- Венгрии: поиски выхода
20
из кризиса.
Тема 4. Две Америки
США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение
21
республики.
США: империализм и вступление в мировую политику.
22

Количество
часов
Февраль.

1

1
1
1
1
1
1
Март.

1
1
1
1
1
1
1
1

Апрель.

и проблемы

1
1
1
1
1
Май.

1
1
26

23

Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен.

1

Тема 5.Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Япония на пути модернизации: «восточная мораль — 1
24
западная техника».
Китай: сопротивление реформам.
25
1
Индия:
насильственное
разрушение
традиционного 1
26
общества.
Африка: континент в эпоху перемен.
27
1
Тема 6.Международные отношения: обострение противоречий
Международные отношения: дипломатия или войны?
28
1
Международные
отношения:
дипломатия
или
войны?
29
1
Повторительно-обобщающий урок по темам курса 1
30
«Всеобщая история. Новое время. 1800-1900 гг.»
Контрольная работа по курсу «Всеобщая история. Новое 1
31
время. 1800-1900 гг.»
Защита информационно-творческих проектов.
32
1
Резерв
332

34

Новейшая история
9 класс (34 часа)
№

Название раздела, тема

1
Введение. Новейшая история: период двух эпох
Раздел I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.
Индустриальное общество в начале XX в.
2
Политическое развитие в начале XX в .
3
«Новый империализм». Предпосылки Первой мировой
4
войны.
Первая мировая война. 1914—1918 гг.
5
Версальско-Вашингтонская система.
6
Последствия войны: революции и распад империй.
7
Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы.
Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. Пути
8
выхода.
США: «новый курс» Ф. Рузвельта.
9
Демократические
страны
Европы
в
1930-е
гг.
10
Великобритания, Франция.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия,
11
Испания.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Германия,
12
Испания.
Восток в первой половине XX в. Латинская Америка в первой
13
половине XX в.
Культура и искусство первой половины XX в.
14
Международные отношения в 1930-е гг.
15
Вторая мировая война. 1939—1945 гг.
16
Вторая мировая война. 1939—1945 гг.
17
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новейшая
18
история. Первая половина ХХ века».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27

Раздел II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX - НАЧАЛО XXI
в.
Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной 1
19
войны».
Завершение эпохи индустриального общества. 1945— 1970 1
20
гг.
Кризисы 1970—1980-х гг. Становление информационного 1
21
общества.
Политическое развитие.
22
1
Гражданское общество. Социальные движения.
23
1

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Соединѐнные Штаты Америки.
Великобритания. Франция.
Италия. Германия: раскол и объединение.
Преобразования и революции в странах Центральной и
Восточной Европы. 1945—2007 гг.
Латинская Америка во второй половине ХХ - начале ХХI вв.
Страны Азии и Африки в современном мире.
Культура второй половины XX — начала XXI в.
Глобализация в конце XX—начале XXI в.
Повторительно-обобщающий урок по темам курса
«Новейшая история. Первая половина ХХ –начало ХХI
века».
Итоговая контрольная работа по курсу: «Новейшая история.
Первая половина ХХ –начало ХХI века» .
Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».