ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1. Нормативные основания для составления учебного плана Учебный план МБОУ СОШ №6 является одним из ее основных нормативных документов, определяет количество часов на изучение учебных дисциплин, устанавливает нагрузку обучающихся. При составлении учебного плана школы в качестве основных нормативных документов использованы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г.; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.; вступил в силу с 1 сентября 2013г.); Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». С изменениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. № 712; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.05.2016г. № 02-01-81/4176 «О разработке и внедрении образовательных программ»; Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15); Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении санитарных правил СП – 2.4.3648 – 20 «Санитарно –эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 « Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН – 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»; Уставом общеобразовательного учреждения, утвержденного приказом Управления образования ВСГО № 399 от 23.11.2015г (с изменениями); Образовательной программы ООО, адаптированной ООП основного общего образования общеобразовательного учреждения. Учебный план МБОУ СОШ №6 заключается в том, что он: 1) Предлагает вариант соединения федеральной и региональной политики в области образования и специфики социального заказа конкретного контингента учащихся и их родителей как потребителей образовательных услуг; 2) Определяет как базовый уровень освоения образовательных программ в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, так и повышенный уровень; 3) Предоставляет педагогам школы право выбора конкретных учебных программ и методик при условии соблюдения принципа преемственности по уровням, обеспечивая право ребенка и его родителей на получение доступного и качественного образования; 4) Соблюдает выполнение ФГОС на уровне основного общего образования; В соответствии с ч.22 ст.2 ФЗ-273, «учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ФЗ-273), формы промежуточной аттестации обучающихся». Цель учебного плана: создание условий для обучающихся в выполнении ими требований государственного образовательного стандарта и удовлетворение образовательных потребностей учащихся. Учебный план МБОУ СОШ № 6 основного общего образования предусматривает 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования для V-IX классов; 2023/2024учебный год начинается 01 сентября 2023 года и заканчивается 25 мая 2024 года. В соответствии с учебным планом устанавливается продолжительность учебного года - 34 учебные недели. Учебная деятельность классов на уровне основного общего образования в 2023- 2024 учебном году строится в режиме пятидневной рабочей недели. Расписание звонков: Начало урока 1 урок – 08.00 2 урок – 08.50 3 урок – 09.45 4 урок – 10.45 5 урок – 11.45 6 урок - 12.40 7 урок – 13.40 динамическая пауза 8 урок – 14.30 9 урок - 15.20 Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН СП – 2.4.3648 – 20. Выбору профиля обучения предшествует внеурочная профориентационная работа. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимая нагрузка в течение дня состоит: - для учащихся V-VI классов – не более 6 уроков; - для учащихся VII - IX классов – не более 7 уроков. 2 В современной школе основная форма обучения - урок. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция. На уроке закрепления может включать такие формы как: практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава и другое. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, а также от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Основными формами индивидуальной учебной работы являются консультации и коррекционно-развивающие занятия, которые проводятся с отдельным учеником или группой учащихся для восполнения пробелов. Формы промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточной аттестацией является процедура определения фактического уровня освоения учащимися требований федерального государственного образовательного стандарта по завершению учебного года. Форма промежуточной аттестации: педагогическое оценивание на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных учащимся в течение соответствующего учебного года. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» ( ФГОС ООО) Особенности построения учебного плана основного общего образования. Учебная деятельность 8-9 классов в 2023-2024 учебном году строится в режиме пятидневной рабочей недели с максимальной нагрузкой для детей 8-9 – х классов – 33 часа с продолжительностью уроков по 40 минут в первую смену. Учебный план для 8-9 классов составлен с целью реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план позволяет реализовать основное содержание учебных предметов при получении основного общего образования в полном объеме. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература); 3 иностранные языки (иностранный язык), общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); естественнонаучные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). Учебный план предусматривает возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Предметная область «Математика и информатика» включает такие предметы как алгебра, геометрия, информатика. Данная область обеспечивает осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека, понимание роли информационных процессов в современном мире, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Предметные области «Русский язык и литература» (русский язык, литература), «Иностранные языки» (иностранный язык (английский) обеспечивают доступ к литературному наследию и сокровищам отечественной мировой культуры и достижениям цивилизации, формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков. Изучение второго иностранного языка не предусмотрено. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами: родной язык (русский) и родная литература (русская) в связи с тем, что – образовательная организация с русским языком обучения. Предметная область «Общественно-научные предметы» (история России, всеобщая история, обществознание, география) обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, приобретения теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире. Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» (физика, биология, химия) способствует формирование целостной научной картины мира, развитию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, использованию таких естественнонаучных методов и приемов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование воспитанию бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Изучение предметной области «Искусство» (изобразительное искусство, музы4 ка) развивает эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, индивидуальные творческие способности, формирует интерес и уважительное отношение к культурному наследию народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и преумножению. Предметная область «Технология» обеспечивает развитие творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач, использовании знаний, полученных при изучении других учебных предметов, демонстрировать экологическое мышление в разных сферах деятельности. Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» позволяет обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области, формирование и развитие установок здорового и безопасного образа жизни, овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности. Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история и обществознание. Учебный план предусматривает введение учебных предметов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), МБОУ СОШ №6. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на: введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений; внеурочную деятельность. Вариативные курсы по математике: «Математическая грамотность» для 8 класса способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления характерных для математической деятельности и необходимых человеку в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем, «Математический практикум» для 9 класса направлен не только на расширение и углубление знаний по отдельным темам изучаемого предмета, а также способствуют более осознанному пониманию предмета. Курс «Основы проектной деятельности» для 8 классов направлен на формирование исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализация. Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным предметным курсом «Читательская грамотность», способствующий формированию навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач. Совершенствование речевой деятельности , в 9 классе курсом «Трудные вопросы русского языка» цель которого – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями и т.д. 5 Курс «Черчение и графика» для учащихся 8 классов введён с целью развития пространственного воображения, логического и технического мышления у обучающихся. Он способствует формированию у школьников графических навыков. В рамках организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в учебный план 9 классов включены следующие элективные и вариативные курсы, которые предназначены для учащихся межклассных групп: ♦ курс по географии «Объекты всемирного культурного наследия» призван сформировать у учащихся потребность в географических знаниях, способствующих повышению культурного и интеллектуального уровня, возможности применить их в области будущей профессиональной деятельности; ♦ курс по физике для 9 классов «Методы решение задач по физике» предназначен для расширения физических знаний учащихся и облегчения выбора профильного обучения; ♦ курс «Компьютерная графика» имеет практическую направленность в области информационных технологий. Служит основой для дальнейшего профессионального мастерства; ♦ курс для 9 класса «Актуальные вопросы обществознания» направлен на закрепление изу- ченного в основной школе материала курса «Обществознание», развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний; ♦ курс «Основы программирования» для 9 классов направлен на формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно – технического прогресса и общественной практики, понимание роли информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; ♦ Курс «Факторы среды обитания и здоровья человека» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека, привить интерес и желание больше узнать самого себя, познакомиться с причинами, нарушающими здоровье; ♦ курс «Химия в задачах» предназначен для учащихся, проявляющих интерес к химии, дополняет знания по предмету, направлен на повышение уровень теоретической и экспериментальной подготовки обучающихся, способствует выбору профильного обучения. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО на 2023-2024 учебный год (недельный) при 5-дневной учебной неделе Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего за 5 лет 6 Классы Русский язык и литература Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык и родная Родной язык (русский)* литература Родная литература (русская)* Иностранный язык Иностранный язык (английский) Математика Математика и информатика Алгебра Геометрия Информатика Общественно-научные предметы История России. Всеобщая история. Обществознание География Основы духовно- Основы духовнонравственной культуры нравственной культуры народов России народов России * V VI 5 3 VIII IX 6 3 4 2 3 2 0,3 0,5 0 0,5 - 1,3 0,2 0,5 0 0,5 - 1,2 2 3 3 3 3 13 5 5 0 0 0 10 0 0 3 3 3 9 0 0 0 0 2 1 2 1 2 1 6 3 2 0 1 2 1 1 2 1 2 2 1 2 2 1 2 10 4 8 0,5 0 0 0 0 0,5 0 0 1 1 1 2 0 1 1 1 2 2 2 0 0 3 2 2 0 0 7 4 7 3 3 2 0 2 2 0 2 1 1 2 0 1 2 7 2 10 3 29 1 29 3 30 3 30 3 144 13 29 30 32 33 33 157 Естественно-научные предметы Физика 0 Химия 0 Биология 1 Искусство Музыка 1 Изобразительное искус1 ство Технология Технология 2 Физическая культура и ОБЖ 0 Основы безопасности Физическая культура 2 жизнедеятельности Итого 26 Часть, формируемая участниками образовательного процесса Итого VII 3 3 21 13 30 32 33 33 157 Максимально допустимая недельная 29 нагрузка *Изучается в одном полугодии Красным курсивом помечены часы, проведенные для данных классов в предыдущие годы Учебный план для 8- классов (недельный) Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 8а 8б 8в 8г 7 Обязательнаячасть Русский язык и литература Русский язык Литература 3 2 3 2 3 2 3 2 Родной язык и родная литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Иностранные языки Математика и информатика Иностранный язык (английский язык) Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история. 3 3 3 3 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 Обществознание 1 1 1 1 География 2 2 2 2 Физика Химия Биология 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Изобразительное искусство 0 0 0 0 Музыка 0 0 0 0 Технология Технология 1 1 1 1 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности итого Физическая культура 2 2 2 2 ОБЖ 1 1 1 1 30 30 30 30 Общественнонаучныепредметы Естественнонаучные предметы Искусство Часть, формируемая участниками образовательных отношений Черчение и графика 1 1 1 1 Основы проектной деятельности 1 1 1 1 Математическая грамотность 1 1 1 1 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 3 3 3 3 Недельная образовательная нагрузка при 5-дневной неделе 33 33 33 33 Учебный план для 8- классов (годовой) Предметная область Учебный предмет Количество часов в год 8 8а 8б 8в 8г Обязательнаячасть Русский язык и литература Русский язык Литература 102 68 102 68 102 68 102 68 Родной язык и родная литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) 10 7 10 7 10 7 10 7 Иностранные языки Математика и информатика Иностранный язык (английский язык) Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история. 102 102 102 102 102 68 32 68 102 68 32 68 102 68 32 68 102 68 32 68 Обществознание 34 34 34 34 География 68 68 68 68 Физика Химия Биология 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 68 Изобразительное искусство - - - - Музыка - - - - Технология Технология 34 34 34 34 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности итого Физическая культура 68 68 68 68 ОБЖ 34 34 34 34 1020 1020 1020 1020 Общественнонаучныепредметы Естественнонаучные предметы Искусство Часть, формируемая участниками образовательных отношений Черчение и графика 34 34 34 34 Основы проектной деятельности 34 34 34 34 Математическая грамотность 34 34 34 34 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 102 102 Годовая образовательная нагрузка при 5-дневной неделе 1122 1122 102 102 1122 1122 Учебный план для 9-х классов (недельный) Предметная область Учебный предмет Количество часов в неделю 9а 9б 9в 9г 9 Обязательнаячасть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык (английский язык) Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история. Обществознание 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 0 3 2 1 2 1 1 1 1 География 2 2 2 2 меты Физика Химия Биология 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 Искусство Изобразительное искусство 0 0 0 0 Музыка 0 0 0 0 Технология Технология 0 0 0 0 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 2 ОБЖ 1 1 1 1 30 30 30 30 Математика и информатика Общественнонаучныепредметы Естественнонаучные пред- итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Трудные вопросы русского языка Математический практикум Актуальные вопросы обществознания * Физика в моей будущей профессии* Компьютерная графика* Объекты всемирного культурного наследия* Химия в задачах * Факторы среды обитания и здоровья человека* Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1 1 1 3 3 3 0,5 0,5 3 Недельная образовательная нагрузка при 5-дневной неделе 33 33 33 33 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 1 *Межклассные элективные курсы Учебный план для 9-х классов (годовой) Предметная область Учебный предмет Количество часов в год 9а 9б 9в 9г 10 Обязательнаячасть Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Русский язык Литература Родной язык (русский) Родная литература (русская) Иностранный язык (английский язык) Математика Алгебра Геометрия Информатика История России. Всеобщая история. Обществознание 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 102 68 34 68 102 68 34 68 102 68 34 68 102 68 34 68 34 34 34 34 География 68 68 68 68 меты Физика Химия Биология 102 68 102 68 102 68 102 68 68 68 68 68 Искусство Изобразительное искусство - - - - Музыка - - - - Технология Технология - - - - Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 68 68 68 68 ОБЖ 34 34 34 34 1020 1020 1020 1020 34 33 34 34 Математика и информатика Общественнонаучныепредметы Естественнонаучные пред- итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Трудные вопросы русского языка Математический практикум Актуальные вопросы обществознания * Физика в моей будущей профессии* Компьютерная графика* Объекты всемирного культурного наследия* Химия в задачах * Факторы среды обитания и здоровья человека* Часть, формируемая участниками образовательных отношений 102 102 102 102 Годовая образовательная нагрузка при 5-дневной неделе 1122 1122 1122 1122 34 34 17 34 34 17 17 34 17 34 *Межклассные элективные курсы 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)