I II 2.1 2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 III IV 4.1 Содержание. Общие положения АООП НОО для обучающихся с ТНР Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) Пояснительная записка Общая характеристика Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, осваивающих АООП НОО (вариант 5.1) Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО (вариант 5.1) Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) Учебный план 3 8 8 8 8 10 11 14 15 17 17 2 I. Общие положения АООП НОО для обучающихся с ТНР Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АООП НОО для обучающихся с ТНР) предназначена для сопровождения деятельности образовательной организации по созданию адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР и отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, предъявляемых к данному уровню общего образования. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ФАОП для обучающихся с ТНР включает набор учебно-методической документации, которая определяет наполняемость и характеристику целевого, содержательного и организационного разделов программы начального общего образования. На основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФАОП для обучающихся с ТНР образовательная организация может разработать АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями речи. Образовательной организации, реализующей АООП НОО для обучающихся с ТНР, целесообразно использовать АООП как документ, определяющий стратегию образовательной деятельности конкретного уровня образования. Вместе с тем такой вариант представления адаптированной программы начального общего образования не предполагает механического, формального ее копирования. Это связано с тем, что при создании своей адаптированной программы начального общего образования образовательная организация должна учитывать следующие требования: - программа строится с учетом особенностей контингента обучающихся с ТНР: формы речевого недоразвития, структуры дефекта и степени его тяжести; - программа строится с учетом особенностей социальноэкономического развития региона, специфики географического положения, природного окружения, этнокультурных особенностей и истории края; конкретного местоположения образовательной организации, формы обучения (инклюзивное в среде сверстников с нормативным речевым развитием или в условиях специального коррекционного класса или школы); - при подготовке программы учитываются статус обучающегося с ТНР младшего школьного возраста, его типологические психологические особенности и возможности, специфика недоразвития психических функций, что гарантирует создание оптимальных условий для осуществления учебной деятельности без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося; - при необходимости программа начального общего образования предполагает создание индивидуальных учебных планов, особенно в случаях поддержки обучающихся младшего школьного возраста с различной степенью выраженности дефекта (в том числе для ускоренного обучения) 3 или обучающихся, входящих в особые социальные группы (дети мигрантов; дети с особым состоянием здоровья, с девиантным поведением); - обязательным требованием является учет запросов родителей (законных представителей) обучающегося: организация курсов внеурочной деятельности, факультативные занятия, индивидуальные консультации; - образовательная организация обязана обеспечивать выполнение гигиенических нормативов и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения. С учетом современной действительности в образовательной программе должны быть прописаны требования к обучению в дистанционном режиме. АООП НОО для обучающихся с ТНР построена в соответствии с логикой представления образовательной организацией и раскрывает возможный вариант наполнения следующих разделов: целевой, содержательный, организационный: 1. Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР отражает основные цели начального общего образования, те психические и личностные новообразования, которые могут быть сформированы обучающихся младшего школьного возраста с ТНР к концу его обучения на первом школьном уровне. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального общего образования. 2. Содержательный раздел определяет содержание начального общего образования обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов: - рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; - программу коррекционной работы; - программу формирования УУД. 3. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов АООП НОО. Организационный раздел включает: - учебные планы начального общего образования обучающихся; - календарный учебный график. Принципы формирования АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. В основу формирования АООП НОО для обучающихся с ТНР положены следующие принципы: 4 - принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его "зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных потребностей; - онтогенетический принцип; - принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; - принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР; - принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие "предметной области"; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности; - принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки АООП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. А оОП НОО создается в соответствии с 5 дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; - существенное повышение мотивации и интереса к учению; - приобретению нового опыта деятельности и поведения; - создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования УУД, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера. 6 Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает: - тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; - воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; - реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной) в соответствии с различными ситуациями. 7 II. Целевой раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР 2.1 Пояснительная записка 2.1.1 Общая характеристика. Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи 3 и 4 уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Адаптация АООП НОО предполагает введение ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с педагогическим работником начальных классов, другими педагогическими работниками с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. 2.1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У обучающихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что 8 проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с IV уровнем общего недоразвития речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся затрудняются в установлении синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и 9 сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой - устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. У обучающихся с легкой степенью выраженности заикания отмечаются специфические трудности при продуцировании речевых высказываний в ходе общения, проявляющиеся в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц речевого аппарата. Заикание носит ярко выраженный ситуативный характер, но в целом незначительно препятствует процессу коммуникации. 2.1.3 Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционноразвивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной или подгрупповой логопедической работы; - создание условий, нормализующих и (или) компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитикосинтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения 10 комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-педагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения либо сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организация партнерских отношений с родителями (законными представителями). 2.1.4 Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО (вариант 5.1) Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: - отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; 11 - умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; - правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; - умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; - умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; - минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); - умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; - умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; - овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; - владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; - сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; - сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); - позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; - понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей (законных представителей); умение принимать решения в области 12 жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление обучающегося участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; - овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; - дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; - дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса 13 (с близкими в семье, педагогическими работниками и обучающимися в школе, незнакомыми людьми в транспорте); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 2.1.5 Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку обучающихся с ТНР, освоивших АООП НОО, с учетом структуры и степени выраженности дефекта. Специфические (дисграфические и дислексические) ошибки учитываются следующим образом: 3 однотипных ошибки приравниваются к одной. Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы. Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия). 14 III. Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) Содержательный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) соответствует ООП ООО. Структура АООП НОО предполагает введение программы коррекционной работы. Направления и содержание программы коррекционной работы. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации. Программа коррекционной работы должна обеспечивать осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО. Специальная поддержка освоения АООП НОО осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке освоения АООП НОО являются: - коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; - коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушений чтения и письма; - развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; - обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционнологопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Программа коррекционной работы может предусматривать вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут содержание, организационные формы работы, степень участия специалистов сопровождения, что способствует реализации и 15 развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. 16 IV. Организационный раздел АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 4.1 Учебный план Обязательные предметные области федерального учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Программа коррекционной работы разрабатывается образовательной организацией в зависимости от особых образовательных потребностей обучающихся. В федеральном учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано на одного обучающегося. В рамках внеурочной деятельности выделяется обязательный коррекционный курс "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия", на который выделяется 2 часа в неделю на каждого обучающегося. При реализации данной федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся с ТНР должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. 17