Программа Школа для дошколят

Приложение № 1
к приказу № 237/1
от 29.09.2023 г.

Программа
«Школа для дошколят»

Верхняя Салда
2023 г.

Содержание.
1.

Пояснительная записка.

2.

Краткое содержание программы.

- Раздел «Обучение грамоте. Развивающее письмо».
- Раздел «Познаём мир»
- Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
3.

Организация образовательного процесса.

4.

Планируемый результат

- Начальные ключевые и начальные специальные компетентности.
- Психолого-педагогические требования к ребёнку, поступающему в первый класс.
5.

Использованная литература.

1. Пояснительная записка
Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании
является проблема подготовки детей к школе.
Впервые с данной проблемой разноподготовленности детей, приходящих из
детского сада и семьи, сталкиваются учителя начальных классов. Как показывает
практика, слабо подготовленные дети хуже адаптируются к процессу обучения, у них не
формируется учебная мотивация, возникают сложности в общении с одноклассниками и
взрослыми. В дальнейшем у таких детей, как правило, качество обученности остаётся на
низком уровне. Также страдают и хорошо подготовленные к школе дети: учитель
вынужден львиную долю своего внимания отдавать слабо подготовленным обучающимся,
не обеспечивая должного развития «сильным» ученикам. Поэтому одним из
приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации
признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных
социальных групп и слоёв населения.
Главная цель сегодня – обеспечить каждому ребёнку дошкольного возраста тот
уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе.
Задачи:
1. Сформировать необходимые для начала обучения в школе знания, умения, навыки.
2. Выявить и развить творческие способности.
3. Пробудить любознательность, исследовательские интересы и сформировать на этой
основе умение учиться.
4. Развить коммуникативные способности и социальные навыки.
5. Сохранить и укрепить здоровье.
6. Обеспечить психологическую подготовку к последующему школьному обучению.
Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей,
развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности,
при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и
качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному
обучению в дальнейшем.
Исследования, проведённые в Институте возрастной физиологии РАО, показывают,
что работа по подготовке ребёнка к школе должна строиться с учётом
психофизиологических закономерностей развития детей 6-7 летнего возраста. В
противном случае мы можем не стимулировать развитие, а затормозить его. Важно
помнить тезис Л.С.Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо,
которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой. Но обучать ребёнка возможно
только тому, чему он уже способен обучаться».
Детям дошкольного возраста свойственно активное речевое развитие. У них так же
стремительно развивается фантазия. Поэтому огромное внимание на занятиях уделяется
ролевым играм, направленным на развитие важных умений и навыков. В ходе игры дети
учатся самостоятельно размышлять, сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
формируют целостное представление об окружающем мире. Обучение превращается в
увлекательный процесс и формирует у детей желание учиться.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования
детей старшего дошкольного возраста в «Школе для дошколят» прежде всего
определяется тем, что они дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому
обучению.
Основу организации занятий в «Школе для дошколят» составляют следующие принципы:
1. Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы
и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию.
Необходима системная работа пол развитию ребёнка.

2. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребёнка – комплексный процесс, в
котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и
дополняет развитие других функций.
3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Программа подготовки
к школе может и должна строиться в соответствии с психофизиологическими
закономерностями возрастного развития, с учётом факторов риска.
4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребёнку в процессе занятий,
способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и даёт опору на
функции, не имеющие недостатков при одновременном «подтягивании» дефицитных
(отстающих) функций.
5.
Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании
школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более
сложным, комплексным.
6.
Повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и
закреплять механизмы реализации функции.
2. Краткое содержание программы
Содержание занятий направлено формирование у ребёнка необходимых для начала
обучения в школе знаний, умений и навыков, выявление и развитие у детей творческих
способностей, пробуждение у ребёнка любознательности, исследовательских интересов и
формирование на этой основе умения учиться, развитие в будущих школьниках
инициативности и самостоятельности, развитие у детей коммуникативных способностей и
социальных навыков, сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Раздел. «Обучение грамоте. Развивающее письмо» (24 час.)
Направлен на обогащение активного словаря ребёнка, умение различать на слух в
произношении все звуки родного языка, развитие диалогической и монологической
формы речи, умение отвечать на вопросы и задавать их, формирование умения составлять
повествовательный рассказ, рассказ - рассуждение. Особое внимание уделено подготовке
к обучению чтению и подготовке руки ребёнка к письму. Большое внимание уделяется
развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
Раздел. «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» (12 час)
Включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и
воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей
(причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами
окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для
формирования
наглядно-образного,
а
затем
и
логического
мышления.
Раздел «Познаем мир» (12 час)
Направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и
социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко
воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид,
передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего
первоклассника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности
(речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в
природе и обществе.

3. Организация образовательного процесса
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация,
желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Всё это развивается в
собственной активности ребёнка – в игре, рисовании, конструировании и т.д. Поэтому
подготовка детей в «Школе для дошколят» на базе нашей школы строится не в жёсткой
предметной логике, не «поурочной» школьной системе, а проходит в режиме занятий,
предусматривающих наряду с обучением игровую, конструктивную, изобразительную и
другие виды детской деятельности. Занятия по подготовке к школе проводятся с
использованием игровых, деятельностных образовательных технологий и направлены на
развитие внимания, памяти, логики, мышления. Дети учатся учиться – расширяют
кругозор, учатся общаться, сотрудничать друг с другом, знакомятся с миром эмоций.
«Школа для дошколят» работает 1 раз в неделю с 1 октября по 31 марта (4 раза в
месяц - 24 учебных дня, 48 занятий).
Расписание занятий «Школы для дошколят» включает 2 занятия по 40 минут с
обязательными переменами между занятиями.
4. Планируемый результат
Готовность ребёнка к школе определяется факторами его развития или набором
ключевых компетентностей. Поэтому работа по предшкольной подготовке детей строится
в следующем ракурсе: развитие начальных ключевых и начальных специальных
компетентностей через свойственные ребёнку-дошкольнику виды деятельности.
Компетентности
-организованность;
Начальная
ценностно-смысловая
компе- -умение оценивать свои поступки;
тентность (готовность видеть и понимать -способность принимать решения;
окружающий мир)
-разумное поведение в непредвиденных
ситуациях.
Начальная общекультурная компетентность -интерес к социуму и культуре;
(осведомлённость о духовно-нравственных -уважение культурологических семейных,
основах жизни человека и человечества)
социальных обычаев и традиций.
-восприятие;
-внимание;
-память, навык смыслового запоминания
информации;
-мышление;
-установление
причинно-следственных
связей, осуществление переноса в новые
условия,
самостоятельная
творческая
Начальная учебно-познавательная компетенактивность;
тность (готовность решать задачи, связанные с
-воображение;
освоением содержания образования)
-элементарная
учебная
деятельность
(умение слушать и слышать педагога,
принимать учебную задачу, следовать
инструкции,
задавать
вопросы,
самостоятельно
выполнять
задание,
стремиться к достижению результата);
-развитая мелкая моторика (тонкие
движения рук, важные для овладения

письмом, рисованием и т.д.)
Начальная информационная компетентность -проявление познавательного интереса и
(готовность к самостоятельному поиску любознательности, стремление овладеть
информации)
новыми источниками информации;
-коммуникативность;
Начальная коммуникативная компетентность
-соблюдение и использование культуры
(готовность самостоятельно решать задачи,
поведения со сверстниками и взрослыми;
связанные с общением и взаимодействием со
-организация совместной деятельности,
сверстниками и взрослыми)
сотрудничества.
-соблюдение
личной
гигиены,
самообслуживание;
Социально-трудовая (готовность самостоя- -исполнение трудовых обязанностей в
тельно исполнять простейшие трудовые семье для оказания помощи родителям;
обязанности в семье, обществе)
-соблюдение
правил
безопасного
поведения в быту, в разных видах
деятельности и ситуациях.
-самостоятельность и ответственность;
Начальная компетентность личностного само-способность проявлять волевые усилия в
совершенствования (готовность самостояситуациях выбора между «можно» и
тельно решать задачи по саморегуляции, само«нельзя», «хочу» и «должен»;
поддержке)
-саморегуляция, самоконтроль поведения;
-адекватное понимание речи на слух;
Начальная
речевая
-элементарный филологический анализ
компетентность
речи и пр.
-восприятие, анализ и интерпретация
Начальная
соответствующих
возрастным
литературная
возможностям
литературных
компетентность
произведений.
-выделение
изменений,
связей
и
Начальные
Начальная математи- зависимостей групп предметов, чисел,
специальные
ческая
компетент- величин;
(допредметные) компеность
-воссоздание геометрических фигур и
тентности
силуэтов.
-понимание значимости охраны природы;
Начальная экологи-уважительное отношение к флоре и
ческая
компетентфауне;
ность
-соблюдение правил поведения в природе.
Начальная художест- -художественное
восприятие
и
венная
компетент- интерпретация произведений искусства
ность
разных жанров и видов.
Программой определены знания и умения, которыми должен овладеть для
успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному
обучению.

Психологу-педагогические требования к ребёнку, поступающему в первый класс.
1.Общие сведения. Осведомленность ребенка в разных областях:
 я (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания)
 моя семья (Ф.И.О. родителей, состав семьи, профессии)
 окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и
техника и т.д.)
2.Математические представления:
·
цвета и их оттенки
·
знание числовой последовательности в пределах 10
·
сложение и вычитание в пределах 5
·
понятия больше – меньше
·
основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)
и составление из них более сложной фигуры по образцу
·
ориентировка в пространстве (правый – левый, верх - низ. Свободное владение
предлогами над, под, между, перед и т.д.
·
измерение предметов при помощи линейки.
3.Речь:
·
умение составлять рассказ по картинке, пересказывать содержание известной сказки,
рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать
·
умение слышать отдельные звуки в словах, делить слово на слоги, предложение – на
слова.
4.Внимание, память, мышление:
Все интеллектуальные функции (внимание, память, мышление) должны достичь
определенного уровня развития – стать произвольными, то есть сознательно
управляемыми. Будущему школьнику необходимо уметь определенное время работать,
сосредоточившись на задании.
5.Мелкая моторика:
Ребенку важно научиться владеть собственными пальчиками – ведь теперь он будет
учиться писать. Поэтому ему нужно уметь: правильно держать ручку, пользоваться
ножницами, рисовать и лепить, обводить контуры и заштриховывать фигуры.

Литература:
1.

Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.

2.

Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.

3.

Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.

4.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.

5.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –
М. , 1991.

6.

Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе. – М. , 2002.

7.

Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.

8.

Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург,
2003.

9.

Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.

10. Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. ,
2003.
11. Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов
н/Д. , 2004.
12. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».