27.09.2018
История нужна тем,
кто думает о будущем
Мирра Радий
Нужно ли учить историю и зачем? – Этот вопрос все чаще слышу от молодого поколения. Удивление вызывает сам факт его рождения… Казалось бы, все понятно: знание истории помогает разобраться в устройстве мира, увидеть сильные и слабые стороны человечества, понять, откуда мы пришли и к чему движемся. В хранилище истории много положительных и отрицательных событий, из которых так или иначе формируется наше будущее, будущее человечества. Плохо пройденные исторические уроки повторяются – цикличность событий очевидна. И тут сложно не согласиться с Мирра Радий: «История нужна тем, кто думает о будущем». В прочем о том же говорит и Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Похожие суждения есть и у американцев - философ, поэт и эссеист Джордж Сантаяна: «Кто забывает уроки истории, обречен на их повторение».
ЭТИ ДЕСЯТЬ МИНУТ
В школе №6 не только учат историю, предложенную школьной программой, но и ежегодно проводят линейку памяти. 21 сентября, в день воинской славы в фойе школы выставляется на красном кумаче портрет молодого солдата, рядом с ним свечи, две гвоздики.
Каждый входящий в здание не может пройти мимо, не обратив на это внимание внимание. Кто он, этот славный курносый парнишка?
- Зачем он здесь? – Спрашивает первоклассник.
Ответ есть на здании школы – мемориальная табличка, которая гласит, что здесь учился Михаил Костяев, погибший при выполнении воинского долга в республике Чечня.
- Сколько ему было лет? – Продолжает задавать вопросы мальчишка.
- Не полных девятнадцать - отвечаю я и мы вместе идем на линейку. Уже не первый год ее готовят одни и те же дети из класса Нелли Анатольевны Устьянцевой. На линейке не вся школа - только самые достойные ученики начального звена.
- С каждым десятилетием история прошлого имеет особое значение. Память. Память о всех тех, кто выполнял свой священный долг перед Родиной на фронтах военных баталий – говорит ведущая проникновенным голосом, - в далеком 1941 году, во время военных конфликтов в Афганистане и Чечне, да и сейчас наши российские воины принимают участие в военных действиях. Миллионы погибших, раненых, искалеченных……
Ее подхватывает другая ведущая, продолжает:
- В нашей школе учился Костяев Михаил Сергеевич, геройски погибший 1 января 1995 года при выполнении боевого задания. Посмертно младший сержант награжден орденом мужества.
- В народе говорят, что память о человеке живет до тех пор, пока о нем помнят. Так давайте помнить о наших героях – земляках и передавать эту память юному поколению салдинцев – призывали ведущие.
Ученики начальной школы стояли не шелохнувших. Они внимательно слушали каждое слово старших товарищей. Среди стоявших навытяжку был и мой новый знакомый – тот любознательный первоклассник. И вот - минута молчания.
Потом линейка закончилась. Парнишка подошел к портрету еще раз. Что чувствовал он в эту минуту? Об этом знает только он. Но он услышал о Михаиле от старшеклассников, он подошел и всматривался в его лицо… Михаил и его история стали ему не безразличны.
Я не хотела нарушать его молчаливый диалог. Его прервал звонок, - и мальчишка убежал.
Вахта памяти Михаила Костяева длится один день, линейка – десять минут, минута молчания – еще меньше. Но все это вместе создает предпосылки для преемственности поколений.
Человек обладает сознанием и правом собственной воли и, естественно, выбирает то, что для него является правильным, соответствующим его мировоззрению и ценностям. Уверена, что не все присутствующие на линейке дети глубоко понимают смысл вахты памяти прямо сейчас. Но она им запомниться, как и образ воина – Михаила Костяева. И когда-нибудь они сами примут вахту памяти у старшеклассников и будут стоять в почетном карауле, сами будут рассказывать о выпускнике школы Михаиле Костяеве.
Сегодня я в это верю.
Ирина ЛУЧНИКОВА
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.11.2018
Дата обновления: 27.11.2018
Дата публикации: 27.09.2018