Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «6»
ИИ В.
ждёно'Йриказом директора
6 № 163
Утверждено с учетом мнения
работников на педагогическом
совете школы протокол № 1 от
30.08.2021 г
О. Б. Жидкова
Положение
* г1
о формах, периодичности и порядке текущего ков оля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее - Положение) разработано
в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС НОО);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС ООО);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС СОО);
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об
Утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
- примерными основными образовательными программами (далее - ООП) начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ";
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 "Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность";
- уставом образовательной организации.
1.2. Положение является локальным нормативным актом образовательной организации
(далее - Организации), регулирующим периодичность, порядок, систему оценивания и
формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
1.3. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в
электронном журнале и дневнике.
1.4. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся,
определенных в ООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
ООО.
1.5. Организация обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений
обучающихся.
1.6. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования зачисляются в
Организацию на период прохождения промежуточной и государственной итоговой
аттестации.
1.7. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются
частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику
индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с
планируемыми результатами освоения основной образовательной программы
соответствующего уровня общего образования.
1.8. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой
процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме, разделу, модулю.
1.9. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в установленном
Организацией порядке.
1.10. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
могут быть учтены результаты, полученные в иных Организациях, в соответствии с
порядком, определенным приказом Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020
№ 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" и приказом
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ".
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
- определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных
образовательной программой;
- своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
- информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
обучения.
2.2. Формы и периодичность текущего контроля успеваемости обучающегося педагог
определяет самостоятельно в соответствии с учебной программой предмета с учетом
контингента учеников, содержания учебного материала и используемых им
образовательных технологий, отражает в рабочей программе, фиксирует его результаты в
электронном журнале
2.3. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе контролирует организацию
текущего контроля успеваемости обучающихся, оказывает при необходимости
методическую помощь учителю.
2.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания.
2.5. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания.
2.6. Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяется
рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых образовательных
(предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей основной
общеобразовательной
программы.
График
проведения
административных
и
мониторинговых контрольных работ согласовывается с заместителем директора школы в
начале учебного года и является открытым для всех педагогических работников,
обучающихся и их родителей (законных представителей).
2.7. Контрольные, проверочные работы не проводятся на первой неделе после каникул.
2.8. Установленные время и место проведения контрольной работы, а также перечень
предметных и метапредметьных результатов, достижение которых необходимо для
успешного выполнения данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению
результатов выполнения (критерии, используемые при выставлении текущей отметки
успеваемости) доводятся педагогом до сведения учеников не позднее, чем за два рабочих
дня до намеченной даты проведения работы.
2.9. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных
предметов, является обязательным для всех обучающихся школы. В течение учебного дня
для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы
(другие формы контроля на других предметах допускаются). В течение учебной недели:
• для учеников 2-4 классов может быть проведено не более трех контрольных
работ;
• для обучающихся 5-8 классов - не более четырех контрольных работ;
• для обучающихся 9-11 классов - не более пяти контрольных работ.
Ответственность за соблюдение данных требований возлагается на заместителя директора
по учебно - воспитательной работе общеобразовательной организации.
2.10. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся по результатам
выполнения контрольных работ, своевременно доводятся до обучающихся,
обосновываются, и заносятся в электронный журнал и дневник. Письменные,
самостоятельные, контрольные и другие виды работ детей оцениваются по 5 - ти бальной
системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием выставляется в журнал две
отметки через дробь. Отметки за письменные работы должны быть выставлены в журнал к
следующему учебному занятию по данному предмету, за исключением отметок за
сочинение в 5-11 классах по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал
не позднее чем через 3 урока после проведения сочинения). Учитель несет личную
ответственность за качество проверки письменных работ.
2.11. По итогам текущего контроля, проведенного в форме письменных контрольных
работ, диктанта, изложения, тестирования проводится работа над ошибками. Содержание
работы определяется учителем по результатам поэлементного анализа и проводится на
следующем уроке.
2.12. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости
выставляется в журнал в виде отметки по 5-ти бальной системе в ходе или конце урока. В
случае длительного пропуска уроков обучающийся обязан отчитаться по изученной теме.
Форма текущего контроля устанавливается учителем по соглашению сторон.
2.13. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
Обучающемуся после длительного отсутствия по уважительной причине предоставляется
необходимое время в течении двух недель для освоения пропущенного материала и
написания текущего контроля.
Обучающийся, пропустивший контрольную работу без уважительной причины, обязан в
индивидуальном порядке во время, назначенное учителем, написать контрольную работу в
течение двух недель с момента выхода в школу. Ответственность за изучение пропущенного
материала возлагается на обучающегося., его родителей или лиц, их заменяющих; учитель предметник создает условия для ликвидации пробелов в пропущенном материале (по
просьбе обучающегося или его родителей предоставляет материал для самоподготовки).
2.14. Ученикам, освобожденным на основании медицинской справки от занятий
физической культуре, отметка выставляется за изучение теоретических вопросов учебной
дисциплины.
2.15. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по предметам, включенных в этот план. От текущего
контроля успеваемости освобождаются обучающиеся, получающие образование в форме
экстерната, семейного образования.
2.16. Безотметочная система оценивания применяется:
• по факультативным и элективным курсам («зачтено» - «не зачтено»);
• по курсу «Основы религиозных культур и светской этики (объектом оценивания
по данному курсу является нравственная и культурологическая компетентности
ребенка, рассматриваемые как универсальные способности человека понимать
значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека,
семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая
проводится в виде систематизированных упражнений и тестовых заданий
разных типов) («зачтено» - «не зачтено»).
2.17. При организации текущего контроля используются различные формы оценочных
процедур:
• устные и письменные индивидуальные опросы;
• самостоятельные и проверочные работы, комплексные работы;
• устные и письменные контрольные работы, зачеты;
• сочинения, изложения, диктанты (могут содержать творческие задания);
• практические и лабораторные работы;
• выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре
(виду спорта);
• защита учебно - исследовательских работ и проектов, творческих проектов;
тестирование, в том числе с использованием контрольно - измерительных материалов,
информационно - коммуникационных технологий и др.
Формы контроля представлены в электронном журнале и имеют свой «вес»
(приложение 1 к Положению).
3. Содержание и порядок проведения тематического оценивания
3.1. Тематическое оценивание - это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе
текущего контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых
результатов, которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса,
модуля.
3.2. Целью тематического оценивания является:
- определение уровня достижения обучающимися результатов по теме;
- своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса;
- информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
освоения темы, раздела, модуля.
3.3. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном
журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы, раздела,
модуля.
3.4. Средневзвешенная отметка и динамика ее изменений формируются автоматически,
отображаются в электронном журнале учителя и дневнике обучающегося.
3.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
3.5.1. Обучающемуся - наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных
результатов внутри темы и по отношению к другим темам;
3.5.2. Педагогическому работнику:
- отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы;
- выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременная
коррекция учебного процесса.
3.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме - не менее одной за 3
урока, в случае если тема изучается до 7 уроков, и не менее 1 за 4 урока, если тема
изучается более 7 уроков.
4. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации
4.1.Промежуточная аттестация является подтверждением освоения обучающимися
отдельной части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы.
4.2.Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся Организации, осваивающие
ООП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего
образования в формах, определенных учебным планом Организации.
4.3.Промежуточная аттестация обучающихся по предметам проводится только при условии
выполнения учебных программ в полном объеме.
4.4.При выставлении четвертной (2-9 классы) или полугодовой (10-11 классы) отметки
учитель руководствуется средневзвешенным баллом, полученным обучающимся по
результатам текущего контроля, используя правила математического округления в
пользу обучающегося.
4.4.1. Отметка выставляется при наличии рекомендуемого количества оценочных
процедур по каждой теме, либо при наличии отметки за изучение всей темы. В случае
отсутствия у школьника необходимого количества отметок и в целях установления
фактического уровня освоения им содержательных компонентов какой - либо части (темы)
учебного предмета, курса (модуля) учебного плана учителем проводятся дополнительные
мероприятия контролирующего характера. До истечения срока окончания четверти учитель
имеет право предоставить обучающемуся возможность однократно улучшить результат
текущего контроля по изучаемой теме.
4.4.2. Отметка по каждому учебному предмету, курсу (модулю) учебного плана по
итогам учебного периода выставляются за 3 дня до его окончания.
4.4.3. Обучающиеся, временно получающие образование в санаторных школах,
реабилитационных общеобразовательных учреждениях, в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, аттестуются на основе итогов их
аттестации в этих учебных заведениях при предъявлении оценочной ведомости.
4.4.4. При пропуске учеником по уважительной причине более 50 % учебного времени,
отводимого на изучение предмета, при отсутствии оценки за изучение темы для оценивания
за четверть, полугодие, обучающийся не аттестуется. В электронный журнал в
соответствующей графе отметка не выставляется.
4.4.5. Обучающийся по данному предмету, курсу (модулю) имеет право сдать
пропущенный материал учителю в первую неделю после каникул и пройти четвертное,
полугодовое оценивание.
4.4.6.
По итогам учебного периода педагог разрабатывает план ликвидации
пробелов в знаниях обучающихся, получивших неудовлетворительную отметку по
учебному предмету, дисциплине (модулю).
4.4.7. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с
выставленной за учебный период отметкой по предмету, курсу или дисциплине (модулю)
обучающийся и его родители (законные представители) имеют право обжаловать
выставленную отметку в комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
4.5.Промежуточная аттестация в Организации осуществляется по результатам итогов
четвертей (полугодий) как среднее арифметическое по правилам математического
округления и фиксируется в виде годовой отметки в электронном журнале.
4.6.Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса проводится на основе
комплексной диагностической работы - безотметочно, завершается дачей необходимых
индивидуальных рекомендаций обучающимся и (или) их родителям (законным
представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно
основной общеобразовательной программе начального общего образования.
4.7.Итоговые отметки по учебным предметам за текущий учебный год должны быть
выставлены до 25 мая во 2-4 классах и 9, 11 классах, а также до 30 мая в 5-8 и 10 классах.
4.8.Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
сведения о результатах годовой аттестации, путем выставления отметок, в дневники
обучающихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации заместитель
директора по УВР вручает уведомление под подпись родителей (законных
представителей) обучающихся с указанием даты ознакомления. Копия уведомления с
подписью родителей хранится в общеобразовательный организации.
4.9.Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета школы
основанием для перевода обучающегося в следующий класс, в 9 и 11 классе для допуска
к государственной итоговой аттестации.
4.10. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплин (модулям) образовательной
программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин признаётся академической задолженностью.
4.11. Школьники, имеющие академическую задолженность по одному предмету, могут
быть по решению педагогического совета школы переведены в следующий класс
условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности
в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных
представителей).
4.12. Общеобразовательная организация создает условия обучающемуся для ликвидации
академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее
ликвидации.
4.13. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз с момента образования академической
задолженности в сроки, определяемые приказом директора школы. В указанный период
не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в санатории и т.п.
4.14. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз образовательной организацией создается экспертная
комиссия.
4.15. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на
обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии либо на обучение по
индивидуальному учебному плану.
4.16. Общеобразовательная организация информирует родителей обучающегося о
необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося
в письменной форме.
4.17. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося,
обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного
образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.18. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают
получать образование в Организации.
4.19. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам
учебного плана за 9, 11 класс не ниже удовлетворительных).
Приложение 1 к Положению о
формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации
обучающихся в МБОУ СОШ №6
Особенности учета весового коэффициента оценки при подсчете
средневзвешенного балла
Образовательная организация устанавливает для каждого типа работы «вес».
Значение веса оценки от 1 до 5 - это относительная шкала, с помощью которой
указывается значимость работ относительно друг друга.
При подсчете средневзвешенного балла учитываются веса только тех типовых работ
в журнале предмета, по которым были поставлены оценки (обозначены соответствующие
столбцы журнала).
При использовании веса работ в дневниках отображается средневзвешенный балл.
Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента
важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель
успеваемости.
Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов
этих оценок).
Пример подсчета:
«5» и «4» поставлено за контрольную работу;
«3» поставлено за ответ на уроке.
Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 1 балл
Средневзвешенный балл = (5*10 + 3*1 + 4* 10)/(10 +1+10)=4,43
Средний балл - это сумма всех оценок, разделенная на их количество.
Средний балл при таких же условиях = (5+3+4)/3=4.
А так как контрольные работы важнее, а они были написаны «хорошо»,
средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 4,43, а не на «4»
ровно, повысив его шансы получить «5» в четверти.
Примечание. Средневзвешенный балл может быть равен среднему баллу, если все
веса работ будут равны между собой.
Веса отметок
Вид работы
Доклад
Реферат
Ответ на уроке
Практическая работа
Административная контрольная работа
Изложение с элементами сочинения
Работа с контурными картами
Диагностический срез
Проект
Краткое обозначение
вЭЖ
ДОК
РЕФ
ОТВ
П/Р
АК/Р
И/С
К/К
Д/С
Пр-т
Вес отметки
2
3
1
3
5
4
2
3
3
Рабочая тетрадь/конспект
Домашняя работа
Аудирование
Диалоговая речь
Устное изложение
Устное сочинение
Чтение вслух
Г оворение
Письмо
Языковая тема
Списывание
Входная контрольная работа
Входной контрольный диктант
Контрольное списывание
Техника чтения
Арифметический диктант
Устный счет
Орфографическая работа
Грамматическое задание
Семинар
Практическое занятие
Лабораторная работа
Работа с таблицами
Творческая работа
Индивидуальный проект
Коллективный проект
Охрана труда
Комплексный анализ текста
Комплексная контрольная работа
Дистанционный урок
Работа над ошибками
Модульный зачет
Домашнее задание
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Сочинение
Итоговая контрольная работа
Диктант
Контрольный диктант
Итоговый контрольный диктант
Изложение
Тест
Зачет
Наизусть
Математический диктант
Сочинение по картине
Пересказ
Словарный диктант
Проверочная работа
Р/Т
Ж
АУД
ДИАЛ
У/И
У/С
чт/в
ГОВОР
пис
я/т
спис
ВКР
ВКД
КС
тч
АД
УС
ОР
гз
СЕМ
ПрЗ
Л/Р
РСТ
ТР
ИПр
КПр
от
КАТ
ККР
ду
РНО
М3
д/з
С/Р
К/Р
соч
ИК/Р
д
кд
икд
и
Тест
Зчт
Наиз
М/д
СК
пз
сд
ПР
1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
2
3
3
2
2
2
2
2
3
3
3
2
3
3
2
1
3
5
1
1
5
1
2
4
4
5
3
4
5
4
2
3
2
1
4
2
2
3
Рабочая тетрадь/конспект
Домашняя работа
Аудирование
Диалоговая речь
Устное изложение
Устное сочинение
Чтение вслух
Говорение
Письмо
Языковая тема
Списывание
Входная контрольная работа
Входной контрольный диктант
Контрольное списывание
Техника чтения
Арифметический диктант
Устный счет
Орфографическая работа
Грамматическое задание
Семинар
Практическое занятие
Лабораторная работа
Работа с таблицами
Творческая работа
Индивидуальный проект
Коллективный проект
Охрана труда
Комплексный анализ текста
Комплексная контрольная работа
Дистанционный урок
Работа над ошибками
Модульный зачет
Домашнее задание
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Сочинение
Итоговая контрольная работа
Диктант
Контрольный диктант
Итоговый контрольный диктант
Изложение
Тест
Зачет
Наизусть
Математический диктант
Сочинение по картине
Пересказ
Словарный диктант
Проверочная работа
Р/Т
Д/Р
АУД
ДИАЛ
У/И
У/С
ЧТ/В
ГОВОР
пис
я/т
спис
ВКР
вкд
КС
тч
АД
УС
ОР
гз
СЕМ
ПрЗ
Л/Р
РСТ
ТР
ИПр
КПр
от
КАТ
ККР
ДУ
РНО
М3
д/з
С/Р
К/Р
соч
ИК/Р
д
кд
икд
и
Тест
Зчт
Наиз
М/Д
СК
пз
сд
ПР
1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
2
3
3
3
2
2
2
2
2
3
3
3
2
3
3
2
1
3
5
1
1
5
1
2
4
4
5
3
4
5
4
2
3
2
1
4
2
2
3
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертиф икат 603332450510203670830559428146817986133868575971
Владелец Жидкова Оксана Борисовна
Действителен С 25.02.2021 по 25.02.2022