ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план: - фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; - определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; - распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из нижеуказанных задач: - усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); - проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционноразвивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; - организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; - реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, 2 учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: - увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; - другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР для 5-дневной учебной недели. Количество часов в Предметные области Учебные предметы неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 4 4 23 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика и информатика Математика 5 5 Общественно-научные предметы 10 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика 1 1 1 3 Информатика 1 1 1 3 2 2 2 10 История 2 2 3 Обществознание География Естественно-научные предметы 1 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 Физика Химия Биология 1 Основы духовнонравственной культуры ОДНКНР народов России 1 Искусство Музыка 1 1 1 3 Изобразительное искусство 1 1 1 3 Технология Труд 2 2 2 Физическая культура и основы безопасности и защиты родины Основы безопасности и защиты родины Адаптивная физическая культура 1 1 2 1 9 1 1 2 2 2 2 2 10 27 28 30 32 33 150 2 2 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 33 33 157 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) 10 10 10 10 10 50 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 2 0 7 Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)" 3 3 3 3 3 15 Коррекционный курс: "Логопедические занятия" 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 25 В случае изучения учебного предмета Информатика с 5 класса на его изучение отводится 1 час в 5 и 6 классах за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. 4 При проведении занятий по иностранному языку, (технологии) труду, информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета "Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая культура" и "Адаптивная физическая культура". В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет "Информатика", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7 - 9 классах. При реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. 5