ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план:
- фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с
ЗПР;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и
время, отводимое на их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения
родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе
русского языка как родного языка, государственных языков республик
Российской Федерации.
Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный
учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год
или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной
или нескольких из нижеуказанных задач:
- усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение
которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически
обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счет часов
части учебного плана, определяемой участниками образовательных
отношений);
- проведение коррекционных курсов по программе коррекционной
работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих
занятий в соответствии с "Индивидуальным планом коррекционноразвивающей работы" за счет часов внеурочной деятельности в объеме не
менее 5 часов в неделю;
- организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов
по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим
особого внимания для пропедевтики возникновения специфически
обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении;
- реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом
интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного
обучающимся профиля в обучении.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих
АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в
рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов,
2
учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные
интересы,
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть
использовано на:
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую
коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности
участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной
деятельности обучающихся с ЗПР.
Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР
для 5-дневной учебной недели.
Количество часов в
Предметные области Учебные предметы
неделю
Классы V
VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
6
4
4
4
23
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и
информатика
Математика
5
5
Общественно-научные
предметы
10
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
10
История
2
2
3
Обществознание
География
Естественно-научные
предметы
1
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
2
7
Физика
Химия
Биология
1
Основы духовнонравственной культуры ОДНКНР
народов России
1
Искусство
Музыка
1
1
1
3
Изобразительное
искусство
1
1
1
3
Технология
Труд
2
2
2
Физическая культура и
основы безопасности и
защиты родины
Основы безопасности
и защиты родины
Адаптивная
физическая культура
1
1
2
1
9
1
1
2
2
2
2
2
10
27 28
30
32 33
150
2
2
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
29 30
32
33 33
157
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
10 10
10
10 10
50
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
2
1
2
0
7
Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические)"
3
3
3
3
3
15
Коррекционный курс: "Логопедические
занятия"
2
2
2
2
2
10
Другие направления внеурочной деятельности
5 5 5
5
5
25
В случае изучения учебного предмета Информатика с 5 класса на его изучение
отводится 1 час в 5 и 6 классах за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений.
В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы
указано на одного обучающегося.
4
При проведении занятий по иностранному языку, (технологии) труду,
информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических
занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по
предельно допустимой наполняемости групп.
В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета
"Адаптивная физическая культура" составляет 2 часа в неделю, третий час
может быть реализован образовательной организацией за счет часов
внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися
спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых
приближается или соответствует возрастной норме, образовательная
организация по согласованию с родителями (их законными представителями)
обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом "Физическая
культура" и "Адаптивная физическая культура".
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, предлагается ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный
предмет "Информатика", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР
будут сформированы первоначальные представления по предмету, что будет
способствовать профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7 - 9
классах.
При реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР должны быть
созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися
содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых
образовательных потребностей и особенностей здоровья.
5