Рабочая программа вариативного курса Наглядная геометория для 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена для учащихся 5 классов и предназначена для ее использования в
вариативной части школьного учебного плана.
Содержание материала соответствует государственному стандарту основной образовательной
программы. При необходимости программа может послужить подспорьем при подготовке учащихся к
внеурочной работе.
Программа состоит из достаточно крупных и относительно изолированных блоков, что
предоставляет возможность учителю варьировать структуру изложения материала, менять при
необходимости местами различные разделы, стимулировать творческую инициативу.
Цели курса: адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу, развитие
математического мышления в процессе усвоения знаний, приобретения умений и навыков,
формирование устойчивого интереса к математике, приобщение к истории математики как части
общечеловеческой культуры.
Задачи курса: усвоение ряда базовых понятий, лежащих в основе современной математической
подготовки школьника, развитие представления о математике как средстве познания окружающего
мира.
Оценка знаний по данному вариативному курсу не является обязательной. Оценка в форме зачета
(зачет - незачет).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.
1.

Натуральные числа.

Строение натурального числа в десятичной системе счисления. Сравнение натуральных чисел.
Делимость чисел. Признаки делимости на 10, 2, 5, 3 и 9. Представление натуральных чисел на
координатном луче. Позиционные и непозиционные системы счисления. Римские цифры. Перебор и
подсчет вариантов. Число n!. Магические квадраты.
2.

Наглядная геометрия.

Простейшие геометрические фигуры (прямая, окружность, луч, отрезок, ломаная, угол,
многоугольник). Фигуры на плоскости (треугольник, квадрат, четырехугольник). Задача на разрезание и
складывание фигур. Геометрия клетчатой бумаги. Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед,
многогранник). Развертка куба, параллелепипеда. Измерение длины, вычисление площадей и объемов.
3.

Дробные числа.

Доли. Обыкновенные дроби. Изображение на координатном луче. Правильные и неправильные
обыкновенные дроби. Смешанные числа.
Десятичные дроби и действия над ними. Округление чисел.
Проценты. Отыскание части от числа и числа по его части.
4. Решение задач арифметическим способом.

Решение логических задач, задач алгоритмического характера. Задачи на совместную работу,
задачи на движение в одном и том же и в противоположных направлениях, задачи на переливание,
разрезание, взвешивание, задачи на проценты. Задачи на поиск закономерностей.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение наглядной геометрии в 5 классе позволяет достичь следующих результатов
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• представления о фактах, иллюстрирующих важные этапы развития математики
(происхождение геометрии из практических потребностей людей);
• ориентация в системе требований при обучении наглядной геометрии;
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• позитивное, эмоциональное восприятие геометрических объектов, рассуждений, решений
задач, рассматриваемых проблем.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к выполнению норм и требований, предъявляемых на уроках
наглядной геометрии.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению
геометрии;
• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• совместному с учителем целеполаганию на уроках наглядной геометрии и в
математической деятельности;
•

анализировать условие задачи (для нового материала - на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия);

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы вычислений и построений;
• применять приемы самоконтроля при решении геметрических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на
основе имеющихся шаблонов.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить учебные цели;
• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
• основам саморегуляции в математической деятельности в форме
управления

своим

поведением

и

деятельностью,

направленной

на

осознанного
достижение

поставленных целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики,
понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на
математический и наоборот;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать.
Ученик получит возможность научиться:
• брать на себя инициативу в решении поставленной задачи;
• задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

деятельности

взаимодействия с другими;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и
делать выбор;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности под руководством учителя
(с помощью родителей);
• осуществлять поиск в учебном тексте, дополнительных источниках ответов на
поставленные вопросы; выделять в нем смысловые фрагменты;
• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать
условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую
цепочку рассуждений;
• формулировать простейшие свойства изучаемых геометрических объектов;
• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые
геометрические объекты.

Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• самостоятельно давать определение понятиям;
• строить простейшие классификации на основе дихотомического деления (на основе
отрицания).
Предметные результаты
В результате изучения курса учащиеся должны получить представления и овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками, составляющими обязательный минимум:
- знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о
других;
- изображать знакомые фигуры по их описанию;
-

выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих
предметах;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- измерять геометрические величины; выражать одни единицы измерения через другие;

-

выполнять построения с помощью заданного набора чертежных инструментов, в
частности, основные построения линейкой и циркулем; решать несложные задачи,
сводящиеся к выполнению основных построений;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя
изученные свойства и формулы;
-

проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач,
предусмотренных содержанием курса;
- пользоваться геометрической символикой;
- устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметам
Основные умения и навыки:

-

владеть практическими приемами геометрических измерений, использование линейки,
транспортира;

-

умение применять различные геометрические инструменты (линейку, треугольник,
циркуль) для построения геометрических фигур;
- построение объемных фигур (изображение видимых и невидимых линий);

- пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных
линий, отрезков;
- умение анализировать свойства геометрических фигур;
- складывать различные фигурки из плоских геометрических фигур;
- умение строить точку симметричную данной, указывать ось симметрии;

- конструирование объемных фигур;
- умение различать понятия: круг и окружность, шар и сфера;
- построение точки с заданной координатой в декартовой системе координат;
- использование столбчатых и круговых диаграмм при решении задач;
- развивать навыки по нахождению площади, объема, площади боковой
поверхности;
- умение использовать теоретические знания в практической работе;
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы
1. Натуральные числа.

Лекции

Практика

Всего часов

3

3

6

5

7

12

2

5

7

Строение натурального числа в десятичной
системе счисления. Сравнение натуральных
чисел. Делимость чисел. Признаки делимости
на 10, 2, 5, 3 и 9. Представление натуральных
чисел на координатном луче. Позиционные и
непозиционные системы счисления. Римские
цифры. Перебор и подсчет вариантов. Число
n!. Магические квадраты.
2. Наглядная геометрия.
Простейшие геометрические фигуры (прямая,
окружность, луч, отрезок, ломаная, угол,
многоугольник). Фигуры на плоскости
(треугольник, квадрат, четырехугольник).
Задача на разрезание и складывание фигур.
Геометрия клетчатой бумаги. Фигуры в
пространстве (куб, параллелепипед, многогранник). Развертка куба, параллелепипеда.
Измерение длины, вычисление площадей и
объемов.
3. Дробные числа.
Доли. Обыкновенные дроби. Изображение на
координатном луче. Правильные и
неправильные обыкновенные дроби.

Смешанные числа. Десятичные дроби и
действия над ними. Округление чисел.
Проценты. Отыскание части от числа и числа
по его части.
4. Решение задач арифметическим способом.

4

5

10

Решение логических задач, задач
алгоритмического характера. Задачи на
совместную работу, задачи на движение в
одном и том же и противоположных
направлениях, задачи на переливание,
разрезание, взвешивание, задачи на проценты.
Задача на поиск закономерностей.
Итого 15

19

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».